Мажилисмены ужаснулись увиденным в Алматы бомжатникам, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. Сегодня в ходе заседания комитета Мажилиса по социально-культурному развитию и социального совета при фракции партии "Нур Отан" депутаты обсудили проблемы социальной адаптации и интеграции осужденных.
Мажилисмены ужаснулись увиденным в Алматы бомжатникам, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. Сегодня в ходе заседания комитета Мажилиса по социально-культурному развитию и социального совета при фракции партии "Нур Отан" депутаты обсудили проблемы социальной адаптации и интеграции осужденных.
"Это бомжи, это вредители в какой-то степени. (...) Статистика показывает, что из-за отсутствия жилья они вынуждены проживать у своих бывших сокамерников либо начинают вести бродячий образ жизни. Мы никогда в жизни не слышали, что у нас есть такие бездомные, есть бродяги. Мы - Гулнара Мустахиновна, Дарига Нурсултановна и я - были в Алматы на встрече с избирателями и увидели бомжатник. В основном там люди, которые когда-то отсидели, вышли и от безысходности, будем говорить, там и живут, в таких условиях, которым мы просто все удивились и страшно было", - сказала в ходе обсуждения вопроса депутат Айткуль Самакова.
Депутат отметила, что сегодня в Казахстане целесообразно рассмотреть вопрос создания фондов по оказанию социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. "Уголовное наказание повышает агрессивность осужденных. Безусловно, чтобы не было попыток совершения новых преступлений, нужна социальная адаптация и интеграция лиц, отбывающих наказание за совершенное преступление. После длительных сроков они возвращаются совсем в иное, чем до осуждения, общество. Они, безусловно, теряются и не знают, с чего начать. И многие потерянными оказываются людьми, к большому сожалению", - обратилась депутат к представителям МВД, Министерства здравоохранения и соцразвития, которые также участвовали в обсуждении вопроса.
"Мы многих людей теряем, и они становятся непонятно кем, они становятся социальным злом для того общества, в котором они живут. Не секрет, что работодатели не хотят брать на работу бывших заключенных", - констатировала депутат Самакова, отмечая, что осужденные в период отбывания наказания должны получать средне-специальное образование или проходить переподготовку.  
"По тем данным, которые у меня есть, половина (осужденных проходят профобучение - Прим. автора), а остальные просто бездействуют. Вот это как раз таки работа государственных органов - обеспечить сегодня работой, привлечь их к подготовке для того, чтобы когда они выйдут на свободу, они могли бы адаптироваться и работать", - резюмировала Айткуль Самакова.
По данным заместителя председателя Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, ежегодно из исправительных учреждений освобождается от 9 до 11 тысяч человек. "С введением в этом году нового законодательства в текущем году численность освобожденных лиц увеличилась. Так, из 6 148 человек, которые уже с начала года были освобождены из мест лишения свободы, 3 855 освободились с применением условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Для сравнения: в прошлом году показатель по этим двум видам освобождения составлял всего 1900 человек", - привел данные в ходе заседания Азамат Базылбеков.
По официальным данным, в Казахстане работает только два центра адаптации для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы - в Павлодаре и Шымкенте.