Все больше казахстанцев уезжают в Южную Корею. Они летят туда как туристы, используя безвизовый режим между нашими странами. Но главная цель их поездки отнюдь не рамен или звезды дорам. Они уезжают работать и остаются там надолго, некоторые наши соотечественники гибнут в этой стране от болезней и травм, так как не имеют права на бесплатную медпомощь. По данным Министерства иностранных дел Казахстана, сейчас почти 10 тысяч наших соотечественников находятся в Корее нелегально. Корреспондент Tengrinews.kz пытался разобраться, ради чего казахстанцы рискуют здоровьем и гражданством, отправляясь работать в чужую страну.
Все больше казахстанцев уезжают в Южную Корею. Они летят туда как туристы, используя безвизовый режим между нашими странами. Но главная цель их поездки отнюдь не рамен или звезды дорам. Они уезжают работать и остаются там надолго, некоторые наши соотечественники гибнут в этой стране от болезней и травм, так как не имеют права на бесплатную медпомощь. По данным Министерства иностранных дел Казахстана, сейчас почти 10 тысяч наших соотечественников находятся в Корее нелегально. Корреспондент Tengrinews.kz пытался разобраться, ради чего казахстанцы рискуют здоровьем и гражданством, отправляясь работать в чужую страну.
Карагандинец Марат впервые задумался о поездке в Корею после встречи с другом, который рассказал ему о высокой зарплате. У Марата тогда были сложности с деньгами, он задолжал почти четыре миллиона тенге. Поэтому такое путешествие его заинтересовало.
"Тогда я не мог платить за аренду и кормить семью. Я хотел поехать туда легально, но это невозможно. Трудовую визу могут получить только IT-специалисты по приглашению и еще некоторые категории людей. В 2017 году я улетел по безвизовому режиму. Взял с собой только аптечку и немного одежды. Устроился сначала на завод по производству радиаторов для машин. Стоял на сборке. За это мне платили 1,2 миллиона тенге в месяц. Половину средств я отправлял домой. За год накопил 6,8 миллиона тенге", - рассказал он.
Однажды парень упал с лестницы на работе и получил серьезную травму. Работодатель оплатил лечение, но уволил его. По словам Марата, вместе с ним работали около 98 соотечественников. От них он узнал, что не всем приходится сладко.
Двое казахстанцев погибли в Южной Корее
"У нас была группа "Казахи в Корее". В ней люди порой жаловались на обман или что нет денег оплатить жилье, кто-то не мог найти работу. Многие казахстанцы там умирают или получают травмы, возвращаются инвалидами.
Бывало, что тело человека надо отправить домой, и мы все складывались, чтобы собрать деньги на транспортировку. Мы проявляем солидарность друг к другу и просим всех остальных вести себя согласно законам Южной Кореи, в ином случае закон может сыграть против мигрантов.
Кто-то говорит, что казахстанцы не умеют работать. Это не так. Клянусь, наши там так работают, что сами корейцы в шоке, поэтому и нанимают их", - рассказал он.
Также парень предупредил, что сейчас стало появляться много мошеннических трудовых агентств в Казахстане, которые за деньги готовы трудоустроить людей нелегально в Корее. Он отметил, что некоторые схемы могут привести к лишению гражданства Казахстана.
Казахстанца задержали в Южной Корее за помощь мошенникам - СМИ
"Многие хотят обратно уехать туда, многие ищут пути туда. Почему мы не можем заключить соглашение о том, что казахстанцы могли бы свободно посещать Южную Корею с целью трудовой миграции? Узбекистан сделал такое соглашение еще в начале 2000-х годов, и его граждане свободно там себя чувствуют. Но мы вынуждены там прятаться, хотя нас там очень много", - заключил он.
Парень поработал еще немного на заводе по сборке кондиционеров и позже отправился на родину. Он был в Южной Корее полтора года.
Таких, как Марат, много. Другой парень отправил нам видео с места работы, но попросил не называть его имени.
"Нахожусь я в Южной Корее. Выполняю такую работу. Конструкция солнечных батарей. Получаю 150 тысяч вон в день, это 57 тысяч тенге. Так как язык знаю, опыт есть, мне платят больше, чем остальным. Работа нетяжелая. В месяц работаем где-то 20 дней", - рассказал он.
Кто-то работает на стройке, кто-то занимается установкой солнечных батарей, некоторые ловят осьминогов. Большая часть из них работает на заводах, рассказывают мужчины.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В Министерстве иностранных дел Казахстана сообщили, что численность казахстанцев, нелегально находящихся в Южной Корее, по оценкам властей этой страны по состоянию на ноябрь 2020 года, составила около 9,8 тысячи человек.
22-летний казахстанец погиб в Южной Корее, его родные записали видеообращение
Кроме того, по данным МИД Казахстана, с января 2019 года по ноябрь 2020 года 75 наших соотечественников погибли в Корее. Большинство умерли по естественным причинам: они находились на лечении в южнокорейских медицинских учреждениях.
Еще 17 казахстанцев осуждены и отбывают наказание в этой стране.
"Следует отметить, что значительное число граждан Казахстана, официально декларируя туристическую цель поездки, реальной целью преследуют дальнейшее нелегальное трудоустройство в Республике Корея. В частности, по истечении срока пребывания они нелегально остаются в стране и устраиваются на работу на различных предприятиях.
Анализ ситуации и опрос наших граждан показали, что лица, прибывающие в Корею для дальнейшего трудоустройства, зачастую плохо осведомлены о существующих договоренностях между двумя странами и действующем миграционном законодательстве.
При трудоустройстве работодатели намеренно не оформляют необходимые разрешительные документы, опасаясь больших штрафов и желая значительно сэкономить на заработных платах, которые в разы меньше, чем у легальных рабочих", - сообщили в МИД.
В МИД предупредили, что по причине резкого увеличения числа нелегальных мигрантов из целого ряда стран власти Кореи ужесточили контрольно-пропускной режим.
Южная Корея усилила ограничения из-за третьей волны COVID-19
МИД и загранучреждения готовы оказать необходимую помощь по защите прав и интересов наших граждан за рубежом в случае их обращения.
На вопрос редакции о том, может ли МИД страны договориться с правительством Южной Кореи об упрощении получения трудовой визы, в ведомстве сообщили, что "этот этот запрос не ограничивается компетенцией внешнеполитического ведомства и должен рассматриваться центральными государственными органами, ответственными за трудовые отношения и миграционную политику".
Отметим, что объемы денежных переводов из Республики Корея в Казахстан сократились в 2020 году. По расчетам Ranking.kz, в этом году мигранты отправили в нашу страну 38,2 миллиарда тенге, а в 2019 году - 49,1 миллиарда.
Напомним, с 13 апреля Сеул приостановил безвизовый режим для граждан Казахстана из-за коронавируса.
Ранее Касым-Жомарт Токаев заявил, что нельзя замалчивать вопрос трудовых мигрантов, так как ежегодно тысячи наших соотечественников выезжают за рубеж работать.
"Наши граждане работают за границей не только в сферах, где требуется высокая квалификация. Многие из них заняты в сфере услуг. Там они готовы браться за работу, которую, возможно, не согласились бы выполнять у себя в стране. При этом трудовые отношения в таких случаях, как правило, официально не регулируются. В ряде стран казахстанцы работают нелегально. Из такого положения вытекают сложности с регистрацией, различные бытовые трудности, с которыми наши граждане сталкиваются ежедневно. Это ярко проявилось в период пандемии", - сказал Токаев.
Глава государства заявил, что трудовую миграцию нельзя трактовать как однозначно негативное явление.
"Это многогранный процесс, который имеет такие положительные стороны, как повышение квалификации, приобретение новых навыков, накопление стартового капитала для создания собственного дела, адаптация к другой социально-культурной среде. Поэтому государство приложит все усилия для реализации потенциала казахстанцев, в том числе находящихся в трудовой миграции. Правительству следует предметно изучить все эти вопросы и внести предложения. То же самое касается вопросов внутренней миграции - с юга на север страны", - сказал Касым-Жомарт Токаев.