01 апреля 2024 | 07:39

"Никто не проверяет стройки": чего не хватает в новом кодексе, рассказали эксперты

Фото:depositphotos.com

Архитектор и председатель союза строителей высказали свое мнение о том, чего не хватает в Градостроительном кодексе страны и что следует добавить в этот документ, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Архитектор и председатель союза строителей высказали свое мнение о том, чего не хватает в Градостроительном кодексе страны и что следует добавить в этот документ, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Напомним, что в феврале 2024 года на первом расширенном заседании нового состава правительства Президент Касым-Жомарт Токаев поручил доработать Градостроительный кодекс. По его словам, подготовленный министерством проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Президент отметил, что необходимо повышать контроль качества строительства, но "не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка".

Директор проектной компании и бывший главный архитектор Алматы Сайран Фазылов считает, что главное, чего не хватает в новом Градостроительном кодексе, - это контроля за строительством со стороны государства. По его словам, работу строителей сейчас никто не проверяет без санкции прокуратуры.

Реклама
Реклама

"В наше время, а мне 76 лет, ГАСК раз в неделю стройку посещал, проверял полностью все - узлы сварки, соответствие проекту, количество арматуры. А сейчас никто этого не делает. Нужно вернуть контроль над стройкой ГАСК, чтобы он мог самостоятельно выезжать, проверять и накладывать денежные штрафы. В наше время не штрафы были, а останавливали финансирование строительства. Сейчас все строится на частные средства, остановить финансирование невозможно", - отметил Сайран Фазылов.

Госэкспертиза проводится только на этапе проектирования, и представители экспертизы при комитете по делам строительства не контролируют дальнейший ход строительства и то, будет ли итоговый объект соответствовать одобренному проекту.

Как отметил архитектор, в приемке сданного объекта участвуют только четыре стороны, из которых три напрямую заинтересованы в его приемке - представитель авторского надзора, представитель технадзора, автор проекта и сам заказчик. При этом услуги технического надзора заказывает застройщик, и, соответственно, они могут договориться друг с другом.

Авторский надзор осуществляет проектировщик, но он выезжает на объект, как правило, только два раза - в середине строительства и в конце, и неизвестно, учитывает ли заказчик рекомендации проектировщика и могут ли принять проект, даже если проектировщик его не подписывает. Именно поэтому эксперт предлагает введение в этот процесс еще одной стороны - государственного контроля, куда, к примеру, застройщики могли бы отправлять образцы используемой при строительстве арматуры или бетона, чтобы определить его марку и соответствует ли он первоначальному проекту.

Как считает Сайран Фазылов, советские строительные СНИПы были отменены в период перестройки в пользу застройщиков. Сейчас действуют новые казахстанские СНИПы, которые сами по себе неплохи, но их соблюдение никто не проверяет. К примеру, существует так называемые еврокоды (европейские стандарты для расчета несущих конструкций строительных сооружений - прим.), по которым арматура должна быть в два раза толще при строительстве в сейсмоопасной зоне. Однако в реальности эти еврокоды могут и не закладываться.

"Еще в 30-е годы в помощь главному архитектору создали государственную архитектурную инспекцию, а на сегодняшний день что мы видим - никто не проверяет, никому это не нужно. Строители меняют диаметр арматуры, меняют количество арматуры и никто за этим не следит. Инспектор ГАСКа во время СССР через каждые три месяца сдавали экзамены в Госстрое, а сейчас их никто не обучает. На один объект достаточно одного инспектора, в ГАСКе Алматы сейчас работает, по-моему, 150 человек", - отметил эксперт.

Сайран Фазылов отметил, что не увидел чего-то нового в проекте Градостроительного кодекса, который ранее представляли в парламенте. По его словам, в нем нужно заложить, что управления строительства должны быть вспомогательными организациями при главном архитекторе города. Они должны проверять соответствие строящихся объектов проектам, а сами архитекторы. в свою очеред, - защищать разработанный ими проект, что он соответствует всем нормативам.

По мнению председателя Республиканского объединения юридических лиц "Союз строителей Казахстана" Талгата Ергалиева, в новом кодексе не хватает не мер контроля, а как раз-таки предложений по саморегулированию строительной отрасли. По его словам, в России был подобный положительный опыт в 2017 году, когда после введения поправок в регионах страны появилось по две-три саморегулируемые организации, которые контролируют допуск на рынок строительных компаний.

Кроме того, строительными компаниями формируется фонд гарантийных взносов, который позволяет в случае чрезвычайных ситуаций и возникновения долгостроев использовать средства и достраивать их, не обманывая покупателей недвижимости.

"Астана и северные регионы со своим резкоконтинентальным климатом могут не знать условия сейсмоопасных регионов юга, так же, как и на юге могут не знать резкоконтинентальные тонкости строительства, поэтому установленный единый срок (завершения проектов - прим.), как предлагает Министерство промышленности и строительства, фактически не будет работать. Далее есть недостатки в части того, что пункты, которые мы рассматриваем в Градостроительном кодексе, они не согласованы и не обсуждены с управлениями строительства регионов", - отметил руководитель союза строителей.

Ергалиев добавил, что в кодексе должны быть разрешены имеющиеся противоречия действующих правил с законом о земельных отношения и с гражданским кодексом. В Градостроительном кодексе должны быть прописаны все этапы строительства от выделения участка до введения строительного объекта в эксплуатацию, а также ответственность застройщика, обслуживающей дом организации и самих владельцев квартир в построенном доме.

Эксперт также считает, что в проекте кодекса очень мало внимания было уделено цифровизации. Как отметил Талгат Ергалиев, при оформлении документов о выделении участка, отводов, получения архитектурно-планировочного задания, защита эскизного проекта, сдача в эксплуатацию должны осуществляться через портал eQurylys, интегрированный с программами местных исполнительных органов. По словам председателя "Союз строителей Казахстана", тогда будет меньше барьеров и снизятся коррупционные риски, и, соответственно, для строителей будут облегчены условия ведения бизнеса.

Напомним, что депутаты в марте 2024 года раскритиковали ситуацию с проектом нового Градостроительного кодекса, на который потратили 382,5 миллиона тенге. По словам мажилисменов, оригинальность документа составила менее 1 процента, и он повторяет старые нормы.

В Министерстве промышленности и строительства ответили на критику депутатов и заявили, что оригинальность документа составила 44,6 процента. В министерстве также рассказывали, на что были потрачены деньги при разработке кодекса.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная