01 апреля 2024 | 07:39

"Никто не проверяет стройки": чего не хватает в новом кодексе, рассказали эксперты

Фото:depositphotos.com

Архитектор и председатель союза строителей высказали свое мнение о том, чего не хватает в Градостроительном кодексе страны и что следует добавить в этот документ, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Архитектор и председатель союза строителей высказали свое мнение о том, чего не хватает в Градостроительном кодексе страны и что следует добавить в этот документ, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Напомним, что в феврале 2024 года на первом расширенном заседании нового состава правительства Президент Касым-Жомарт Токаев поручил доработать Градостроительный кодекс. По его словам, подготовленный министерством проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Президент отметил, что необходимо повышать контроль качества строительства, но "не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка".

Директор проектной компании и бывший главный архитектор Алматы Сайран Фазылов считает, что главное, чего не хватает в новом Градостроительном кодексе, - это контроля за строительством со стороны государства. По его словам, работу строителей сейчас никто не проверяет без санкции прокуратуры.

Реклама
Реклама

"В наше время, а мне 76 лет, ГАСК раз в неделю стройку посещал, проверял полностью все - узлы сварки, соответствие проекту, количество арматуры. А сейчас никто этого не делает. Нужно вернуть контроль над стройкой ГАСК, чтобы он мог самостоятельно выезжать, проверять и накладывать денежные штрафы. В наше время не штрафы были, а останавливали финансирование строительства. Сейчас все строится на частные средства, остановить финансирование невозможно", - отметил Сайран Фазылов.

Госэкспертиза проводится только на этапе проектирования, и представители экспертизы при комитете по делам строительства не контролируют дальнейший ход строительства и то, будет ли итоговый объект соответствовать одобренному проекту.

Как отметил архитектор, в приемке сданного объекта участвуют только четыре стороны, из которых три напрямую заинтересованы в его приемке - представитель авторского надзора, представитель технадзора, автор проекта и сам заказчик. При этом услуги технического надзора заказывает застройщик, и, соответственно, они могут договориться друг с другом.

Авторский надзор осуществляет проектировщик, но он выезжает на объект, как правило, только два раза - в середине строительства и в конце, и неизвестно, учитывает ли заказчик рекомендации проектировщика и могут ли принять проект, даже если проектировщик его не подписывает. Именно поэтому эксперт предлагает введение в этот процесс еще одной стороны - государственного контроля, куда, к примеру, застройщики могли бы отправлять образцы используемой при строительстве арматуры или бетона, чтобы определить его марку и соответствует ли он первоначальному проекту.

Как считает Сайран Фазылов, советские строительные СНИПы были отменены в период перестройки в пользу застройщиков. Сейчас действуют новые казахстанские СНИПы, которые сами по себе неплохи, но их соблюдение никто не проверяет. К примеру, существует так называемые еврокоды (европейские стандарты для расчета несущих конструкций строительных сооружений - прим.), по которым арматура должна быть в два раза толще при строительстве в сейсмоопасной зоне. Однако в реальности эти еврокоды могут и не закладываться.

"Еще в 30-е годы в помощь главному архитектору создали государственную архитектурную инспекцию, а на сегодняшний день что мы видим - никто не проверяет, никому это не нужно. Строители меняют диаметр арматуры, меняют количество арматуры и никто за этим не следит. Инспектор ГАСКа во время СССР через каждые три месяца сдавали экзамены в Госстрое, а сейчас их никто не обучает. На один объект достаточно одного инспектора, в ГАСКе Алматы сейчас работает, по-моему, 150 человек", - отметил эксперт.

Сайран Фазылов отметил, что не увидел чего-то нового в проекте Градостроительного кодекса, который ранее представляли в парламенте. По его словам, в нем нужно заложить, что управления строительства должны быть вспомогательными организациями при главном архитекторе города. Они должны проверять соответствие строящихся объектов проектам, а сами архитекторы. в свою очеред, - защищать разработанный ими проект, что он соответствует всем нормативам.

По мнению председателя Республиканского объединения юридических лиц "Союз строителей Казахстана" Талгата Ергалиева, в новом кодексе не хватает не мер контроля, а как раз-таки предложений по саморегулированию строительной отрасли. По его словам, в России был подобный положительный опыт в 2017 году, когда после введения поправок в регионах страны появилось по две-три саморегулируемые организации, которые контролируют допуск на рынок строительных компаний.

Кроме того, строительными компаниями формируется фонд гарантийных взносов, который позволяет в случае чрезвычайных ситуаций и возникновения долгостроев использовать средства и достраивать их, не обманывая покупателей недвижимости.

"Астана и северные регионы со своим резкоконтинентальным климатом могут не знать условия сейсмоопасных регионов юга, так же, как и на юге могут не знать резкоконтинентальные тонкости строительства, поэтому установленный единый срок (завершения проектов - прим.), как предлагает Министерство промышленности и строительства, фактически не будет работать. Далее есть недостатки в части того, что пункты, которые мы рассматриваем в Градостроительном кодексе, они не согласованы и не обсуждены с управлениями строительства регионов", - отметил руководитель союза строителей.

Ергалиев добавил, что в кодексе должны быть разрешены имеющиеся противоречия действующих правил с законом о земельных отношения и с гражданским кодексом. В Градостроительном кодексе должны быть прописаны все этапы строительства от выделения участка до введения строительного объекта в эксплуатацию, а также ответственность застройщика, обслуживающей дом организации и самих владельцев квартир в построенном доме.

Эксперт также считает, что в проекте кодекса очень мало внимания было уделено цифровизации. Как отметил Талгат Ергалиев, при оформлении документов о выделении участка, отводов, получения архитектурно-планировочного задания, защита эскизного проекта, сдача в эксплуатацию должны осуществляться через портал eQurylys, интегрированный с программами местных исполнительных органов. По словам председателя "Союз строителей Казахстана", тогда будет меньше барьеров и снизятся коррупционные риски, и, соответственно, для строителей будут облегчены условия ведения бизнеса.

Напомним, что депутаты в марте 2024 года раскритиковали ситуацию с проектом нового Градостроительного кодекса, на который потратили 382,5 миллиона тенге. По словам мажилисменов, оригинальность документа составила менее 1 процента, и он повторяет старые нормы.

В Министерстве промышленности и строительства ответили на критику депутатов и заявили, что оригинальность документа составила 44,6 процента. В министерстве также рассказывали, на что были потрачены деньги при разработке кодекса.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная