Новая нацкомпания и беспилотники. Какие изменения ждут казахстанскую авиацию

03 августа, 11:45
4
Иллюстративное фото: pixabay.com
Иллюстративное фото: pixabay.com

Почему перевозчиков не штрафуют за задержки рейсов, для чего создается новая нацкомпания и как в Казахстане намерены регулировать работу беспилотников, рассказал председатель Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Талгат Ластаев в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz.

Задержки рейсов

Талгат Ластаев отметил, что граждане часто жалуются на задержки рейсов и просят принять меры в отношении авиакомпаний.

"Я не знаю ни одной страны в мире, где можно было бы задержек избежать. Практически у всех наших компаний процент регулярности рейсов составляет 86-90 и выше. По мировым меркам это очень высоко. В той же Европе и Америке этот показатель составляет порядка 70 процентов. В первую очередь нужно учитывать безопасность полетов. Если судно неисправно, есть угроза жизням пассажиров, нужна проверка или техническое обслуживание, погодные условия и если применять какие-то штрафные, административные меры, то мы будем подталкивать авиакомпании к нарушениям, рисковать жизнями людей", - объяснил глава КГА.

Он подчеркнул, что никто в мире не практикует меры административного воздействия за задержки рейсов.

"Да, мы стремимся снизить задержки. В отношении авиакомпаний мы применяем меры тогда, когда не исполняются права пассажиров при задержке рейсов. Если компания не предоставила гостиницу, она будет оштрафована", - заверил Ластаев.

Какие международные авиарейсы запустят из Астаны в 2018 году

Также в Казахстане планируют разработать рейтинг авиакомпаний. Одними из критериев будут регулярность полетов и количество жалоб. Рейтинг будут публиковать раз в квартал.

"Планируя свою поездку, люди смогут оценивать, насколько компания сможет выполнить свои обязательства. Мы стараемся усилить обратную связь с населением, мгновенно отвечать на жалобы и вопросы на страницах в соцсетях. Я вижу, что общество это хорошо воспринимает", - добавил Ластаев.

Новая национальная компания будет отвечать за безопасность полетов

Усилить обратную связь с пассажирами в министерстве намерены в рамках проводимой реформы в гражданской авиации. Необходимость изменений назрела еще в 2009 году, когда в ходе аудита Международной организации гражданской авиации (ICAO, ИКАО) были выявлены определенные проблемы в области безопасности полетов, тогда казахстанские авиакомпании внесли в черный список и ограничили их полеты в Европу.

Новая нацкомпания будет следить за безопасностью полетов в Казахстане

Сразу после аудита началась планомерная работа по исправлению сложившейся ситуации и развитию гражданской авиации.

"Мы несколько раз пересмотрели свое законодательство, чтобы привести его в соответствие со стандартами ICAO, внесли поправки в закон о гражданской авиации и ряд других актов, усилили надзор за безопасностью", - рассказал Ластаев.

Оказалось, что основное замечание комиссии касалось недостаточно эффективного контроля за сертификацией авиакомпаний и воздушных судов. Сегодня для авиакомпаний Казахстана нет ограничений на полеты по всему миру, в том числе в страны Евросоюза. В настоящее время уже семь авиакомпаний Казахстана прошли процедуру авторизации на полеты в Европу.

В комитете активно работают над созданием новой нацкомпании, которая расширит возможности казахстанской авиации.

Глава ведомства объяснил, что в британской модели гражданской авиации контроль и надзор за техническим состоянием авиакомпаний и воздушных судов ведет специальная госкорпорация UK CAA International Ltd. И делает это на коммерческой основе.

Как авиабилеты в Казахстане хотят сделать дешевле

"Госорган в Великобритании - это департамент транспорта, аналог нашего министерства. Он занимается только политикой: международными взаимоотношениями, принимает стратегические решения. А UK CAA осуществляет техническую поддержку, сертификацию и обучение, взимая плату за свои услуги. Преимущество такого подхода заключается в гибком реагировании на современные вызовы. Объем рынка и спрос постоянно растут, меняются технологии. Используемая нами классическая модель - финансирование из бюджета - очень консервативна, она не может конкурировать с отраслью, не успевает за ее изменениями. А в современных условиях, если ты не работаешь на опережение, значит, отстаешь от прогресса. В авиации работать на опережение важно вдвойне", - разъяснил Талгат Ластаев.

По аналогии с британской структурой планируется создать новую нацкомпанию в форме АО, которая будет вести всю контрольно-надзорную работу, техническое обслуживание, заниматься подготовкой кадров.

"И если Казахстан по итогам последнего аудита ICAO по безопасности полетов достиг уровня соответствия требованиям авиационной безопасности в размере 74 процентов, что достаточно неплохо и даже выше среднемирового на 11 процентов, то в Великобритании этот показатель составил 94 процента. Там очень мощная база. Поэтому, изучив международный опыт, мы не стали изобретать велосипед и решили внедрять лучшие мировые практики у нас", - сообщил Ластаев.

Благодаря реформе Казахстан планирует войти в число мировых лидеров по безопасности полетов, увеличив этот показатель с 74 до 80 процентов в ближайшие 2-3 года.

Отмечается, что с реформой в казахстанской авиации изменятся зарплаты инспекторов и пилотов.

"Мы пока не можем конкурировать в этом вопросе с отраслью. Новая компания позволит обеспечить им достойную оплату труда, привлекать на узкие специальности иностранных специалистов, чтобы они могли передать опыт нашим национальным кадрам, обеспечить непрерывную зарубежную стажировку и обучение", - подчеркнул Ластаев.

Свободное перемещение дронов

В рамках реформы также прорабатывается регулирование правил работы с беспилотниками.

"В прошлом году Казахстан впервые посетила генеральный секретарь ICAO Фан Лю. На встречах с ней обсуждались перспективы развития гражданской авиации. В личной беседе она рассказала, что сейчас в мире тестируются беспилотные самолеты. Возможно, через 5-7 лет в небо поднимутся первые грузовые суда, управляемые искусственным интеллектом, затем эти технологии придут и в пассажирские перевозки", - поделился глава КГА.

Ластаев предположил, что автомобилестроение тоже будет развивается в этом направлении. Возможно, в скором будущем в мире появится гибрид автомобиля с самолетом.

"Эти технологии пока выходят за рамки нашего понимания, однако те же дроны, которые были фантастикой несколько лет назад, уже являются нашей реальностью. Они активно используются для доставки почты в отдаленные районы, снимков местности и других целей. Нам необходимо разработать соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие полеты дронов. Определить, с какого веса или размера его можно считать полноценным летательным аппаратом, учитывая, что он является источником повышенной опасности, нужно предусмотреть правила использования в городской среде. Пока то, что не регламентировано, у нас запрещается", - разъяснил Ластаев.

Для решения таких задач нужны высококвалифицированные специалисты, отметил он.

В рамках новой структуры будет возможность создать специальное управление по работе с беспилотниками, пригласить передовых мировых специалистов для обучения и сертификации, благодаря чему можно выгодно использовать дроны для патрулирования территорий или при лесных пожарах.

В первом полугодии в Казахстане не происходило авиакатастроф. В КГА отмечают, что в текущем году сохраняются высокие темпы роста. За 6 месяцев 2018 года рост по перевезенным авиапассажирам составил 19 процентов или 3,8 миллиона человек, для сравнения в 2017 году было перевезено 3,2 миллиона пассажиров.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Показать комментарии (4)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц