В общественном транспорте Алматы c 1 августа ввели дифференцированный тариф. Теперь стоимость проезда при оплате наличными составляет 150 тенге. Цена за поездку в размере 80 тенге сохраняется, только если пассажир платит единой транспортной картой "Онай" либо посредством SMS или банковской картой.
В общественном транспорте Алматы c 1 августа ввели дифференцированный тариф. Теперь стоимость проезда при оплате наличными составляет 150 тенге. Цена за поездку в размере 80 тенге сохраняется, только если пассажир платит единой транспортной картой "Онай" либо посредством SMS или банковской картой.
Как реагируют алматинцы на новые правила оплаты проезда, выяснили корреспонденты Tengrinews.kz.
Кондуктор, которая работает на автобусе "Авто Алма-Транс", Жанар Мурзалиева рассказала, что некоторые пассажиры реагируют неадекватно, когда с них требуют по 150 тенге при оплате наличными.
"По 150 тенге берем. Вот эту девушку пассажир утром ударил по лицу (показывает на свою коллегу, которая стоит рядом. - Прим. автора). Какое право имеют они так делать? Мы даже не знаем, как они считают. Не подпускают кондукторов, водителей. Ни солярку не дают. Ни зарплату не дают. Куда мы должны идти? Даже если 150 тенге, "Онай" не работает иногда! Опять виноваты водители! Мы с 5 утра до ночи работаем. Заходят контролеры "Онай", грубо разговаривают с водителями. Говорят: "Ей шал", - сказала Жанара Мурзалиева.
В самом автопарке говорят, что многие пассажиры не проинформированы о повышении стоимости проезда.
"Люди были подготовлены, особенно те, которые ездят по городу. Пассажиры, которые приезжают из пригородов, не особо проинформированы о дифтарифе, поэтому немного ажиотаж есть. Звонят пассажиры, жалуются, почему повысили тариф, почему не предупредили, хотя в СМИ об этом было сказано, в наших автобусах уже неделю висят объявления. Пока спокойно все. Таких конфликтов нет. Нормально реагирует народ. Наши водители распространяют карты, хоть мы и не обязаны, это дело Транспортного холдинга. Стараемся распространять, чтобы народ пользовался, не переплачивал. Количество транзакций увеличилось", - рассказала старший диспетчер ТОО "Авто Алма-Транс" Камшат Малибекова.
Другой кондуктор, обилечивая пассажиров, возмутился, что не все хотят платить по 150 тенге: "Народ возмущается, почему проезд 150 тенге. Нам некоторые не дают 150 тенге, дают 80 тенге. А терминал пробивает 150 тенге. Мы не знаем, что делать. Примите меры!"
В алматинском филиале Green Bus Company, который управляет муниципальными автопарками, рассказали, что 10 процентов пассажиров платят наличными по 150 тенге.
"Карты не особо покупают, - сказал директор ТОО "Green Bus Company" Баурджан Кулишев. - 90 процентов пассажиров платят картой "Онай". Пока происшествий не было. Люди реагируют нормально. По улице Абая все пассажиры без карт платят по 150 тенге. В нижней стороне 5-10 процентов только платят. Вечером будет точная статистика. Мы сильно не давим на людей, стараемся, чтобы люди понимали, что проезд наличкой стоит 150 тенге. Нужно людям дать время адаптироваться к новым реалиям".
Директор автопарка "Мадина" Бекежан Тыныштыкбай заявил, что обещанный властями и оператором системы электронного билетирования контроль отсутствует.
"Я в каждый автобус посадил по кондуктору и представителю автопарка. Всех заставляем платить картой, если нет, то по 150 тенге. За полдня где-то не оплатили проезд по 150 тенге от пяти до десяти человек в каждом автобусе. Люди возмущаются, но не сильно. Пока происшествий не было. Пока спокойно. Только проверяющих нет. Они обещали 25 постов организовать, но их не видно. Мы видели только одну точку на Утеген батыра - Райымбека", - сказал Бекежан Тыныштыкбай.
В этом убедился и корреспондент Tengrinews.kz. Наш собственный рейд начался с микрорайона "Жулдыз-2" и закончился на пересечении проспекта Абая и улицы Байзакова. За это время мы проехали на девяти маршрутах: №№ 85, 92, 29, 79, 65, 119, 59, 34. Лишь в одном из них пенсионерка заплатила 80 тенге за проезд, но кондуктор не стал с ней спорить. В течение двух часов в автобусы, на которых проехал корреспондент Tengrinews.kz, не зашел ни один проверяющий.
Между тем для журналистов "Транспортный холдинг города Алматы" устроил показательный рейд по выявлению безбилетников. Контролеры компании заходили в каждый автобус и проверяли билеты и карты "Онай".
Фото Tengrinews.kz
Все пассажиры платили наличными по 150 тенге либо картой. Ревизорам попался только один пассажир, который не оплатил проезд. Он объяснил это тем, что проехал всего одну остановку и собирался на выходе заплатить кондуктору.
Фото Tengrinews.kz
Также контролеры обнаружили одну пассажирку, которая ездила по карте школьника, и привлекли к ответственности лжекондуктора за безбилетный проезд. Кроме этого, в поле зрения проверяющих попался алматинец, который заплатил 150 тенге кондуктору, но ему не дали билет.
"У нас сегодня восемь постов. В каждом из них контролеры привлекли к ответственности по 15 безбилетных пассажиров и водителей. Около 150 человек оформили", - сообщил журналистам представитель ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" Ардак Конысбай.
Лейтенант полиции Марат Айдарбеков рассказал, что бывают случаи, когда пассажиры ругаются и порой чуть не доходит до драк.
"Мы не привлекаем пассажиров, когда им водители дают пустые билеты. В таких случаях разбираемся непосредственно с водителем. Мы "зайцам" объясняем, что это требование закона, и говорим, что нужно покупать карточку либо платить по тарифу. Если отказываются, мы их привлекаем к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 МРП", - сказал он.
Фото Tengrinews.kz
Контролеры Green Bus Company рассказали, что сегодня пассажиры раскупают карточки "Онай". Они не успевают их продавать.
Фото Tengrinews.kz
Возле терминала по приему платежей наблюдаются очереди из желающих пополнить карты "Онай".
"Просто возмущение. Вот сейчас стоять на жаре в очереди. Совсем все удобно. Все для народа. Мы заходили в автобус и платили по 80 тенге. У кого как, может, у кого-то последние деньги. Для народа, что ли, это все делается?" - возмущается алматинка Людмила Велиохулова.
Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов с самого утра участвовал в рейде.
"Пассажиры по-разному реагируют. Кто-то одобряет, кто-то нет. У кого-то проблемы с приобретением карточек, кто-то не дружит с картой, привык платить наличкой. Одна женщина вообще заявила, что она по религии не может пользоваться карточкой. Я спросил, какая религия, она говорит: "Не скажу, моя религия". Пока результаты очень хорошие. Мы договорились с местной полицейской службой, что если пассажир готов купить карту "Онай" или оплатить наличкой 150 тенге, то их не штрафуют. Если терминал "Онай" не работает, то пассажир имеет право не платить за проезд", - пояснил глава профильного управления.
По его данным, за полдня пассажиропоток по системе "Онай" увеличился на 28 процентов, а количество транзакций по картам "Онай" - на 48 процентов.
"По состоянию на два часа дня мы собрали более 23 миллионов тенге, тогда как в прошлый вторник 25 июля за весь день мы собрали 26 миллионов тенге. Первые результаты показывают, что 28 процентов пассажиров вышли из тени. Внедрение дифтарифа дает возможность показать весь рынок пассажирского транспорта", - рассказал Максут Исахов.
Также об увеличении объема оплаты проезда рассказал и директор ТОО "SMSBus" Алексей Беседин: "У нас до обеда в десять раз увеличилось количество сообщений. Банковскими картами, я вижу, что народ не платит, все SMS".
С 1 августа в автобусах и троллейбусах Алматы ввели дифференцированный тариф. Теперь в общественном транспорте стоимость проезда при оплате наличными будет составлять 150 тенге. Тариф в 80 тенге сохраняется при оплате проезда картами "Онай", SMS и банковскими картами. Стоимость проезда для льготных категорий граждан остается без изменений. В метро стоимость проезда тоже останется прежней - 80 тенге. Также 80 тенге сохраняется и при поездках в пригородных маршрутах.
Последний раз тариф за проезд в Алматы повышался в июле 2012 года с 50 до 80 тенге.
Как алматинцам теперь оплачивать проезд и для чего вводится дифференцированный тариф.