ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
02 сентября 2023 | 08:59

Одна из самых коррумпированных сфер. Что не так с госзакупками в Казахстане - мнения экспертов

Алина Шашкина
Алина Шашкина Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото: pexels.com Фото: pexels.com

Нынешнюю систему государственных закупок в Казахстане необходимо упростить, чтобы избавиться от бесконечных обжалований, коррупции и затягивания сроков. Об этом в ходе своего Послания народу заявил Президент Касым-Жомарт Токаев.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Нынешнюю систему государственных закупок в Казахстане необходимо упростить, чтобы избавиться от бесконечных обжалований, коррупции и затягивания сроков. Об этом в ходе своего Послания народу заявил Президент Касым-Жомарт Токаев.

Осенью в Парламенте рассмотрят новый законопроект о госзакупках. Корреспондент Tengrinews.kz спросила экспертов, что не так с нынешним документом и какие изменения в него следует внести.

Есть ли коррупция в госзакупках?

По словам исполнительного директора республиканского общественного объединения "Әділдік Жолы", члена общественного совета Антикора Дидара Смагулова, "сфера госзакупок является одной из наиболее коррумпированных в нашей стране".

"Каждое пятое коррупционное преступление напрямую связано с госзакупками. Остальные также косвенно затрагивают эту сферу, например, получение взяток зачастую связано с оказанием предпочтения именно при госзакупах", - рассказал директор объединения.

Также существует проблема завышения цен. Нет разграничения, когда считается завышение, а когда — коммерческая прибыль. То есть в одном случае ручку, которую купили в 500 раз дороже рыночной цены, могут назвать выгодой предпринимателя, а в другом – ущербом государству.

"Не решен вопрос добросовестной конкуренции. Сейчас можно законно выиграть весь объем определенных услуг в регионе, и это не будет нарушать никакого закона. Хотя по факту – это монополизация. Поэтому необходимо включить антимонопольный орган, который будет следить за тем, чтобы весь тендер в одной отрасли не сконцентрировался в одних руках", - добавил Смагулов.

Коррупционные риски также связаны с недостаточным количеством аудиторов.

"В стране ежегодно заключаются миллионы договоров госзакупок. Отрасль большая, а проверяющих мало. Это приведет к халатному отношению проверяющих, так как физически они не смогут успевать к следующей проверке в срок. Поэтому они будут стараться проводить проверки быстро и поверхностно", - сказал Дидар Смагулов.

Несмотря на наличие веб-портала и законодательных реформ, процесс осуществления госзакупок все еще остается достаточно коррумпированной отраслью, отметил управляющий директор НПП "Атамекен" Руслан Шокаев.

"Высокие риски коррупционных действий обусловлены тем, что в сфере государственных закупок вращаются крупные суммы государственных финансов, а также имеется возможность для тесного взаимодействия должностных лиц с представителями частного бизнеса. Риски мошенничества, коррупции могут проявиться на всех без исключения этапах цикла государственных закупок", - пояснил управляющий директор НПП.

Что с тендерами?

Как известно, тендер выигрывают компании, предложившие самую низкую цену, при этом заказчики часто жалуются на качество получаемых услуг. Это проблема, решение которой и ставит перед собой новый закон, отметил Дидар Смагулов.

"То есть основополагающим фактором при выборе победителя должна быть не только цена, но и предлагаемое качество. Такая ситуация опасна еще и одним очень распространенным коррупционным риском - заключением дополнительных соглашений: поставщик выигрывает конкурс с минимальной ценой, а затем заключает дополнительное соглашение и увеличивает сумму договора, исходя из экономии. При этом никто не следит за тем, увеличился ли объем поставляемых товаров, работ или услуг", - объяснил он.

Таким образом из-за отсутствия конкуренции страдает бизнес, из-за потери денег - государство.

Президент также поручил решить проблему бесконечных обжалований и протестов результатов проведения тендеров. Из-за них процесс реализации проектов иногда затягивается на годы. Как отметил Руслан Шокаев, для решения этой проблемы Министерству финансов рекомендуется продлить срок, в течение которого поставщики могут представлять свои замечания и запрашивать уточнения относительно конкурсной документации до 10 дней как минимум. Сейчас срок составляет пять дней.

"Дополнительно НПП "Атамекен" предложила ввести электронную форму жалобы с требуемыми минимальными символами для обязательного заполнения, для автоматического отбора обоснованных жалоб", - рассказал Шокаев.

Плюсы, минусы и новшества

Одной из главных проблем действующего закона "О государственных закупках" являются кабальные условия договоров со стороны квазигосударственных и государственных учреждений, считают в НПП "Атамекен".

"Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на дальнейшую его нецелесообразность. При этом поставщики вложили средства и понесли расходы, однако им отказывают в выплате положенного. Также несоразмерным является одностороннее расторжение договора при просрочке исполнения договорных обязательств, когда заказчики пользуются данным правом в противоречие с правилами осуществления гражданских прав, установленных Гражданским кодексом", - рассказал Руслан Шокаев.

Для того чтобы этого избежать, по его словам, необходимо внедрить более четкие правила с "двусторонним движением".

Еще одна популярная проблема, по словам Шокаева, отсутствие реестра недобросовестных заказчиков. На сегодня в Казахстане есть только реестр недобросовестных участников госзакупок. НПП "Атамекен", которая представляет права предпринимателей, предложила публиковать на портале госзакупок список заказчиков-должников. Так поставщики будут знать, на какие риски идут.

Говоря о новшествах в сфере госзакупок, Дидар Смагулов заявил, что в новом законе появится такое понятие, как "рейтингово-балльная система". Она направлена на исключение человеческого участие в госзакупках – в них не будет конкурсной комиссии. Веб-портал автоматически присвоит потенциальным поставщикам соответствующие баллы и определит победителя.

"В чем заключается риск? Если антимонопольный орган не будет реагировать на государственные закупки, вышеуказанные изменения будут напрасны. Все закупки могут достаться одной или аффилированным компаниям, что может привести к созданию монополий. Так как теперь может не быть выбора поставщика, который предложил бы более низкую цену", - сказал Смагулов.

Это означает, что новому поставщику будет сложно войти на рынок при таких условиях в госзакупках. Поставщик, который предложил завышенную цену, может выиграть конкурс, и это будет законно.

Как устроена система госзакупок в других странах

Казахстанские эксперты привели в пример несколько стран. Так, в России закупки у субъектов малого предпринимательства осуществляются в объеме не менее чем 25 процентов совокупного годового объема закупок. Это, по мнению Руслана Шокаева, положительно сказывается на возможности участия малых предприятий в госзакупках, и существенно дифференцирует поставщиков, поскольку исключается участие уже зарекомендовавших себя предприятий.

В Финляндии систему госзакупок регулирует законодательство Европейского союза (ЕС) и национальное законодательство. Процедуры госзакупок в Финляндии могут разделяться на несколько основных типов: открытый или закрытый конкурсы, переговоры с предварительным объявлением, конкурентные переговоры, закупка у единственного поставщика.

Государственные закупки в Финляндии также подчиняются принципам антикоррупции, предотвращения дискриминации и поощрения участия малых и средних предприятий.

"Например, государственный заказчик размещает объявление о закупке, указывая требования к оборудованию и условия участия. Затем компании подают свои предложения. Заказчик выбирает наиболее подходящего поставщика, основываясь на критериях, определенных заранее: цена, качество и сроки поставки. У нас нет критерия по срокам поставки, а также не поощряется участие малых и средних предприятий. Крупные предприятия необходимо переориентировать на экспорт", - отметил Дидар Смагулов.

Новый законопроект направлен на повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, упрощение закупочного процесса, сокращение сроков проведения закупок, исключение чрезмерной бюрократизации, а также дальнейшей автоматизации процедур закупок, сообщили в Министерстве финансов.

С принятием документа будут введены такие инструменты, как общественный мониторинг, комплексное строительство "под ключ", а также новый порядок рассмотрения жалоб. Проект закона планируется внести в Мажилис до конца сентября.

Напомним, в ходе Послания Токаев поручил упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур.

Если документ примут в Парламенте, изменения вступят в силу с 1 июля 2024 года. С последней версией документа можно ознакомиться здесь.

Год назад Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на совместном заседании палат Парламента, заявил о необходимости принять новый закон о государственных закупках. Он должен быть компактным и понятным, отметил Глава государства. В приоритете, по словам Токаева, должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer