Отец курсанта, разбившегося вместе с пилотом-инструктором на учебном самолете под Алматы, раскрыл детали расследования дела и прокомментировал итоговую причину гибели сына, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Отец курсанта, разбившегося вместе с пилотом-инструктором на учебном самолете под Алматы, раскрыл детали расследования дела и прокомментировал итоговую причину гибели сына, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В августе 2017 года учебный самолет Tecnam 2002 потерпел крушение в 43 километрах от Алматы. Погибли два человека: пилот-инструктор и курсант. Расследование трагедии заняло почти полтора года, 14 мая оно было завершено, и стали известны причины крушения.
Отец погибшего курсанта Ербол Абишев рассказал корреспонденту Tengrinews.kz, что считает произошедшую с его сыном трагедию результатом многолетней цепочки фальсификаций, которые происходили в Академии гражданской авиации.
"Сама программа обучения пилотов была хорошей, но на этом начали наживаться бесчестные люди. Многие родители курсантов, еще не закончивших обучения, из-за затянувшихся этих полетов возмущаются, что не дают летать. Они не думают, что их дети могли бы быть на месте моего сына. Я, как отец, просто хочу, чтобы эта ситуация больше не повторилась", - поделился Ербол Абишев.
Айдар Абишев. Фото из социальных сетей
Глава Управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов МИИР Нурлан Жумасултанов заявил, что расследование выявило в работе авиационного учебного центра нарушения и фальсификации по 30 пунктам.
"Руководитель компании в бегах" - детали авиакатастрофы под Алматы
Как сообщил Ербол Абишев, фальсифицированы были и некоторые документы погибшего.
"Он летал на самолетах, но именно на этом самолете (Tecnam 2002. - Прим.) у него налет был всего 70 часов. Как выяснилось в ходе проверки, прохождение наземной подготовки ему тут писали, пока он жил в Киеве. Потом приехал сюда и уже начал летать с курсантами. Когда случилось происшествие, нам никакие документы не предоставляли. Потому что документов не было. А потребовать в МИИР не могли - центр был в ведении МОН. Из-за этого расследование затянулось", - сказал Абишев.
Отец курсанта пояснил, что состав комиссии менялся в ходе расследования.
"Первый состав преследовал какую-то непонятную цель. Сейчас уже я не хочу никого обвинять, пусть уже компетентные органы разбираются с этим первым составом комиссии. Потом в эту комиссию пришли люди, которые имеют большой опыт работы в авиации. Руководство поменялось. Они на самом деле провели большую работу, выявили все фальсификации, разобрались, привели заключения. Меня пригласили, показали, я ознакомился и с этим согласен", - отметил мужчина.
Новый состав комиссии выявил, что в академии это не первый случай аварии самолетов.
"Просто до этого, к счастью, обходилось без жертв. Самолет в Отаре аварийно сел с курсантом в июле 2017 года. Они это скрыли. На том же аэродроме "Азем" ранее самолет у них выкатился, тоже скрыли, никому ничего не сказали, разобрали самолет и увезли. Самолеты заправлялись бензином АИ-95 с ближайшей заправки, на которую с канистрами бегали курсанты", - возмутился отец погибшего.
Названа причина крушения учебного самолета под Алматы
"Если бы я тогда знал... Но никто не знал"
Семья Абишевых - пилоты в третьем поколении.
"Мой отец пилот-инструктор. Он летал на Ту-154, до этого на Ан-24, Ан-26. На Ту-154 летал практически до 63 лет. Я тоже хотел пилотом быть. В 1992 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище в Саратовской области (Россия. - Прим.). Потом переучился и летал на Ту-154 в "Аэрофлоте", "Казахстан ауе жолы", "Эйр Казахстан". Потом переучился на Boeing 737-200, был одним из первых пилотов в "Эйр Астана". Сейчас на Airbus A320 летаю", - рассказал о себе Ербол Абишев.
Его сын Айдар Абишев сначала хотел быть пилотом, но после школы решил поступить в китайский университет на международные отношения. После года учебы Айдар понял, что расстаться с мечтами о небе не сможет и вернулся, чтобы выучиться на пилота.
"У него английский очень хорош, умный парень. Совсем был самостоятельный. Но он мне сказал: "Пап, я хочу быть как ты, хочу быть как аташка. Хочу окончить как положено". И поступил в академию. На второй год, когда началась летная программа, он начал какие-то вопросы задавать, я понял, что ему многие вещи не объясняют там. Стал сам ему рассказывать, какие-то вопросы ему дедушка пояснял", - рассказал Ербол.
Фото из соцсетей
Пробелы в образовании сына насторожили родителей, но значения этому они не придавали. "Если бы я тогда знал... Но никто не знал", - сказал Ербол Абишев.
После трагедии отец погибшего встречался с руководителем учебного центра. "Он мне видео показал момента катастрофы. Я когда увидел, сразу сказал, что это инструктор. Ветер подхватил и начал вверх тащить. Если бы инструктор был опытный, он бы мог выйти из этого, что-то можно было сделать. Если бы он знал тактико-технические характеристики этого самолета, он бы не поступил так. Он не знал и самолет вогнал в такое положение, что потом просто не смог выбраться. Директор учебного центра сказал мне, что это были необъяснимые явления погоды. В авиации такого термина нет. Даже торнадо - это объяснимо", - отметил Абишев.
"А кто нам запретит?"
В расследовании отцу погибшего и комиссии помогали сокурсники Айдара. Они рассказали о полетах по незапланированному курсу, отказе от метеорологии при полетах и других нарушениях.
"Перед моим сыном летал курсант с этим же инструктором именно на этом самолете. По прилете курсант рассказал об очень сильном ветре. А для таких самолетов любой ветер сильный. Мой сын спросил: "А разве можно летать?" "А кто нам запретит?" - это были последние слова инструктора", - заявил Ербол Абишев.
На момент расследования, по его словам, учебный центр не закрывали, только приостановили полеты.
"Но академия в нарушение этих директив продолжала выполнять нелегальные полеты в Бурундае, в Таразе. Пока до Комитета гражданской авиации не дошло это и они вообще не приостановили работу центра. Новый руководитель академии - действующий пилот. Мы его все знаем. Он сейчас разбирается во всем этом, разгребает все. Я надеюсь, он все это поставит на должный уровень", - поделился Ербол Абишев.
"Младший хочет стать пилотом"
Сейчас, по словам отца погибшего курсанта, справедливость восстановлена. "Я полностью согласен с выводами комиссии. Я читал расследование полностью. В новом составе комиссии были люди, которые летали, вплоть до болтика осмотрели, расследование провели. Заключение полностью описало все нарушения, фальсификации", - рассказал он.
Включиться в расследование отца подтолкнула мысль о том, чтобы подобное не повторялось в Казахстане. "Младший сын в этом году в 10-м классе. Он сказал: "Я буду как брат. Его дело продолжу". Я сейчас в замешательстве", - подытожил разговор Ербол Абишев.