ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ TENGRI LIVE

Подумали о будущем? Что говорят эксперты об отмене госрегулирования цен на бензин и дизель

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:depositphotos.com Фото:depositphotos.com

Политолог Марат Шибутов оценил планы Министерства энергетики по отмене предельных цен на бензин и дизтопливо, а также повышению цен на автогаз, передает Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Политолог Марат Шибутов оценил планы Министерства энергетики по отмене предельных цен на бензин и дизтопливо, а также повышению цен на автогаз, передает Tengrinews.kz.

В качестве проблемы правительства в течение многих лет Шибутов отметил постоянное принесение в жертву будущего ради краткосрочных политических целей, а точнее, "чтобы казаться хорошими и чтобы их в соцсетях не ругали".

"Ради этого они не решаются на нужные решения, и наша страна теряет большие деньги сейчас и огромные деньги в будущем, но, главное, министр остался хорошим. Вот мы - нефтегазодобывающая страна и у нас, вроде бы, всегда стоит выбор – направлять углеводороды на внешний рынок и заработать много денег или направлять углеводороды на внутренний рынок по низким ценам, чтобы поддержать всю остальную экономику. Но в реальности, у этого выбора есть подводные камни.

Если ты принудительно запрещаешь экспорт нефти и газа производителю, а говоришь ему: "Поставляй нефть за 30 процентов от рыночной цены, а газ за 17 процентов от рыночной цены", то у него очень скоро пропадет всякое желание расширять производство, искать новые месторождения, улучшать извлечение и платить высокую зарплату рабочим. При этом так наше правительство говорит, в основном малым, и отечественным производителям нефти и газа, которых, по идее, надо поддерживать, а не ограничивать", - пояснил политолог в своем Telegram-канале.

Дополнительной проблемой он назвал переток нефтепродуктов за рубеж по низким ценам в обход запретов.

"Идут за границу нелегально, потому что это дико выгодно. Причем тащат как одним-двумя бензовозами, так и целыми составами. Давным-давно ездил в Молдову и узнал, что 40 процентов сжиженного газа там – казахстанские, причем очень интересно, как, несмотря на запреты, это было реализовано.

При этом у нас есть дефицит и в 2024 году, и в 2025-м мы закупаем больше 1 миллиона тонн нефтепродуктов в России: автобензина – 285 тысяч тонн, авиатоплива – 300 тысяч тонн, дизтоплива – 450 тысяч тонн. Это фактически потребление нашей страны недели за три. Но это чисто льготная поставка по специальной цене. А что будет, если Россия вдруг откажется? Наступит дефицит", - предупредил эксперт.

Шибутов поддержал проекты приказов Минэнерго, где отменяется предельная цена на нефтепродукты - 205 тенге за литр Аи-92/93 и 295 тенге за литр дизтоплива (летнего и межсезонного) и повышается цена на сжиженный газ на 6-21 тенге в зависимости от региона.

"У нас, наконец, решили все же подумать о будущем и либерализовать рынок сжиженного газа и нефтепродуктов. В целом это должно снизить вилку между экспортными и внутренними ценами на сырье и соответственно сделать выгодным развитие его добычи в больших масштабах. Заодно это решит вопрос дефицита топлива, его поставок без экспортного контроля и закупок в России дополнительных объемов, повышения процента переработки нефти. Ну и закончит всякую коррупционную возню с газом и нефтепродуктами", - пояснил политолог.

По его словам, это даст большие результаты для нефтегазовой отрасли в течение ближайших 3-5 лет.

"А для граждан, наверное, необходимо отменить налог на транспорт – ведь для поддержания дорог будет достаточно одного акциза на нефтепродукты. В будущем сможем и массово экспортировать нефтепродукты южным соседям – бензин АИ-92 в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге, а дизтопливо в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге. Это хороший источник заработка для нашей промышленности", - заключил эксперт.

Напомним, Министерство энергетики объявило о планах поэтапной либерализации цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), чтобы устранить ценовой разрыв с соседними странами и минимизировать риск "серого" экспорта. При этом в ведомстве заверили, что правительство не допустит резкого роста цен на топливо.

Как изменятся цены на ГСМ в 2025 году

Кроме того, Минэнерго планирует повысить цены на сжиженный нефтяной газ (используется как топливо для автомобилей) с 1 февраля, чтобы адаптировать их к реальной стоимости производства. По плану, предельная оптовая цена на сжиженный газ увеличится с 45 158 тенге до 51 932 тенге за тонну.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 501.83  course up  519.8  course up  5.31  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer