В Казахстане продолжает наблюдаться дефицит бензина, в частности марки Аи-92. Независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов рассказал корреспонденту Tengrinews.kz о том, какие меры необходимо принять для скорейшего решения проблемы с дефицитом бензина в республике.
В Казахстане продолжает наблюдаться дефицит бензина, в частности марки Аи-92. Независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов рассказал корреспонденту Tengrinews.kz о том, какие меры необходимо принять для скорейшего решения проблемы с дефицитом бензина в республике.
Эксперт отмечает, что недавнее повышение цен на топливо в Казахстане не решило проблем с дефицитом бензина. "И это понятно, потому что отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обеспечивают рынок топливом лишь на 60 процентов. Остальные 40 процентов - это поставки из-за рубежа, в основном из России. Они сейчас стали непроходными. Потому что на казахстанско-российской границе цена за литр (Аи-92 - Прим автора) составляет около 125 тенге. К ним нужно прибавить транспортировку, хранение, операционные расходы. А значит, что цена превысит 150 тенге. Кто захочет нести такие убытки? Поэтому нехватка топлива остается и наблюдается даже на заправках "ҚазМұнайГаза". Получается, что заявление "ҚазМұнайГаза" о том, что текущих нефтегазовых запасов у нас достаточно - не соответствует действительности", - заявил собеседник.
Аналитик полагает, что вопрос с регулированием оптовых цен на нефтепродукты решить в ближайшее время будет проблематично. Насытить отечественным бензином казахстанский рынок будет возможно лишь после модернизации НПЗ, которая, по новому плану, должна завершиться в 2018 году. "Чтобы решить проблему в ближайшее время, остается только один вариант - оставить регулируемым наше отечественное топливо "Евро-2" и сделать свободные цены на российский бензин "Евро-4,5", - заявил Смирнов.
Собеседник понимает, что при таком условии российский бензин АИ-92 будет заметно дороже казахстанского АИ-92. Однако он указывает на то, что качество российских нефтепродуктов значительно лучше. "Если сейчас наше топливо встанет по цене на уровень с российским, то НПЗ не будут заинтересованы в скорейшей модернизации. А так, такая ценовая политика простимулирует отечественные заводы и они захотят поскорее начать работать в полную мощность и продавать высококачественный бензин", - добавил эксперт. Без этого, по его прогнозам, дефицит бензина и дизельного топлива в Казахстане будет периодически происходить: "Зимой нормально, так как потребление снижается, весна осень - снова проблемы".
Схожую точку зрения высказал аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко. По его словам, дефицит бензина в стране, к сожалению, "будет продолжаться до тех пор, пока наши собственные НПЗ не пройдут полный, запланированный процесс модернизации. Ориентировочный срок - 2016 год".
"Так как потребление ежегодно растет, Казахстану необходимо покрывать разницу между потреблением и внутренним производством за счет импортных поставок. Исторически дефицит покрывался за счет поставок из РФ. Большой дисбаланс в ценах на ГСМ между странами в итоге привел к перебоям с поставками и Правительству необходимо было найти наиболее оптимальное решение - повысить стоимость на 12 процентов, что в принципе немного исходя из текущей ситуации на рынке ГСМ в России и Казахстане", - заявил Устименко о ситуации с дефицитом бензина в Казахстане.
Напомним, новые цены на бензин в Казахстане были установлены 21 августа: "дизельное топливо - 115 тенге за литр; АИ-80 - 89 тенге за литр; АИ-92/93 - 128 тенге за литр". Между тем, некоторые автозаправочные станции из-за дефицита бензина продолжают ограничивать продажу АИ-92. Стоит подчеркнуть, что в начале августа министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что цены на бензин в августе не изменятся. "1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними, они сохранятся до конца месяца наверняка. Обсуждение корректировки цен идет ежемесячно с января. Это обсуждение началось, обсуждаем в АРЕМ, Минэкономики. Естественно, это не означает, что бензин с каждым обсуждением дорожает. Как вы видите, стабильность сохраняется. Бензин в Казахстане дешевле, чем в странах, с которыми мы граничим", - отметил он. Компания "ҚазМұнайГаз Өнімдері" (КМГО) также недавно заявляла, что оснований для возникновения тотального дефицита бензина в Казахстане нет.