На фоне распространения цифровизации и повсеместного использования интернета количество фактов мошенничества в сети также резко возросло, об этом рассказал корреспонденту Tengrinews.kz директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.
На фоне распространения цифровизации и повсеместного использования интернета количество фактов мошенничества в сети также резко возросло, об этом рассказал корреспонденту Tengrinews.kz директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.
Цифровизация охватила почти всех
За последние 8 лет количество операций по картам выросло в 96 раз. В январе 2017 года за месяц было проведено 7,6 миллиона транзакций, а в январе 2024 года – 742 миллиона. Это не сумма, проведенная по счетам, а именно количество безналичных платежей и переводов. Несложный подсчет говорит о том, что средний казахстанец делает больше 37 транзакций в месяц – больше одной в день.
"Если в 2017 году пользователями банковских услуг был довольно ограниченный круг граждан, то сейчас это в буквальном смысле все – от школьников до очень пожилых. Безусловно, такое серьезное увеличение за такой короткий срок не могло не повлечь за собой отдельные негативные тенденции. Увеличилось количество операций – увеличилось и количество мошенничеств. Банковскими услугами стали пользоваться все, в том числе уязвимые и недостаточно обученные слои населения – мошенники не могли и это пропустить", - прокомментировал проблему Константин Пак.
Не все так печально, как кажется на первый взгляд
Как сообщили в Ассоциации финансистов Казахстана, масштабы мошенничества выросли не в таком же масштабе, как и общий объем операций.
В 2017 году международные платежные системы оценивали уровень мошенничеств в Казахстане в районе 0,15–0,2 процента от общего объема операций, что весьма прилично: среднемировой уровень тогда был на уровне 0,25 процента. Сейчас же, по оценке отдельных банков, эта доля намного меньше.
Константин Пак. Фото из личного архива
Конечно, в абсолютном выражении цифры выросли, но с учетом общего роста произошло относительное падение. И это, по мнению Константина Пака, очень хороший знак: значит, меры, которые принимают финансовые институты, эффективны.
"Казахстан в этом смысле не является какой-то экзотикой, мошенничество вообще очень древний вид преступления, распространенный в большинстве стран мира. Простым языком, мошенничество – это обман. Деньги не крадут, жертва отдает их добровольно, введенная мошенником в заблуждение.
И не так важно, каким методом он воздействовал – испугал, позвонив и представившись сотрудником МВД, или пообещал баснословные прибыли от операций с криптовалютой – суть одна. Жертва обманута и готова отдать деньги. И тут уже какие-то технические средства не срабатывают, ведь банк в первую очередь проверяет личность клиента - тот ли он, за кого себя выдает", - добавил эксперт.
И если клиент проводит операции сам и с того же устройства, что обычно, технически банку сложно как-то этому противодействовать. Хотя банки и пытаются - приостанавливают подозрительные действия.
"Необычным может быть финансовое поведение – например, попытка вывести сразу крупную сумму на реквизиты, по которым никогда не было транзакций. Такое поведение банки стараются отслеживать, но сделать это не всегда возможно. Например: банк останавливает транзакцию, а клиент сам приходит в отделение и в его личном присутствии его транзакция разблокируется. А через несколько дней оказывается, что он был под влиянием мошенников", - говорит Константин.
Советы от специалиста
Эксперт дал несколько советов читателям Tengrinews.kz о том, как противодействовать мошенникам.
1. Учитесь сами и обучайте своих близких и клиентов финансовых организаций распознавать уловки мошенников. Чтение подобных статей и участие в обучающих программах поможет вам быть в курсе последних мошеннических схем.
2. Анализируйте эмоции. Мошенники часто играют на страхе и жадности. Если вам рассказывают по телефону об уголовном деле, не паникуйте. Настаивайте на личной встрече со "следователем". Если предлагают заработать огромные суммы за короткий срок, спросите о лицензии на финансовые услуги.
3. Не верьте на слово. Доверчивость не лучшее качество в наше время. Всегда проверяйте информацию, не торопитесь принимать решения. Особенно если вас настойчиво подгоняют.
4. Проверяйте источники. Верить можно полицейским, акимам и правительству – но только в рамках их компетенций и если вы уверены, что говорите с реальными представителями, а не с мошенниками. Проверяйте их удостоверения и не стесняйтесь звонить в соответствующие ведомства для подтверждения личности.
5. Используйте проверенные каналы связи. Если вы получаете сомнительные звонки или сообщения, свяжитесь с организациями напрямую через официальные контакты, указанные на их официальных сайтах.
6. Будьте бдительны в интернете. Проверяйте отзывы и рейтинги компаний, с которыми планируете сотрудничать. Не переходите по подозрительным ссылкам и не вводите личные данные на ненадежных сайтах.
Знания – лучшая защита в мире, полном финансовых уловок и обманов.
Читайте также: Мошенники на миллиарды: суд вынес приговор по делу дольщиков в Алматы
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере