На севере Эфиопии началась гражданская война: идет противостояние между федеральным правительством страны и властями автономного региона Тыграй. В эпицентре конфликта оказались казахстанцы. Один из них - Чингис Урпеков - с трудом выбрался из города Мэкэле на родину. В интервью Tengrinews.kz он рассказал, что происходит в регионе.
На севере Эфиопии началась гражданская война: идет противостояние между федеральным правительством страны и властями автономного региона Тыграй. В эпицентре конфликта оказались казахстанцы. Один из них - Чингис Урпеков - с трудом выбрался из города Мэкэле на родину. В интервью Tengrinews.kz он рассказал, что происходит в регионе.
Предыстория
Чингис Урпеков приехал в Эфиопию в 2018 году по работе. Из-за коронавируса ему пришлось на некоторое время вернуться в Казахстан, но в начале октября он снова прилетел в Мэкэле (административный центр региона Тыграй) незадолго до начала конфликта.
Чингис Урпеков. Фото из личного архива
По словам казахстанца, причиной войны стало противостояние между правительством действующего премьера Абия Ахмеда Али и властями автономного региона, которое длилось с 2018 года.
"Около 30 лет регион Тыграй имел превосходство во власти. В 2018 году в Эфиопии были выборы, и премьер-министром стал Абия Ахмед Али. С этого момента началась внутренняя дискриминация. Многие тыграйцы, стоящие у власти, были уволены, выросло количество политзаключенных", - рассказывает казахстанец.
Фото: Reuters
Чингис Урпеков добавил, что власти Тыграя провели всеобщие региональные выборы в Совет представителей. Сделали это несмотря на запрет федерального правительства, которое отменило выборы в регионах из-за пандемии COVID-19.
"Тыграйцы полностью отказались от премьер-министра, заявив, что он не имеет никакой конституционной легитимности", - добавляет казахстанец.
Начало войны
По словам мужчины, военные действия в регионе начались утром 4 ноября.
"Началась перестрелка. Выстрелы были слышны из района аэропорта, он находится в 10-15 минутах от города. Что именно произошло, непонятно. По слухам, федеральное правительство отправило группу солдат в Мэкэле, а тыграйские власти восприняли это как угрозу. Возможно, солдат убили или взяли в заложники. Это и стало началом гражданской войны.
На утро полностью отключили связь, не было электричества. Не работали ни сотовые, ни обычные телефонные линии. В городе приостановили деятельность всех компаний, включая магазины и банки. С того же дня закрыли границы, начали устанавливать блокпосты, остановили поставку топлива.
Я остался без связи, света. Вот так и сидишь в темноте, без информации, никто ничего не говорит, водитель пропал, никто из деловых партнеров не навещал весь день. О том, что началась гражданская война, я узнал от работников отеля", - вспоминает Чингис Урпеков.
Фото: Reuters
"Тайная" комната с Wi-Fi
Казахстанец отметил, что столкнулся с рядом трудностей: в банках невозможно было снять деньги, а наличка заканчивалась, приходилось экономить топливо. На второй день сети по-прежнему не было. К Чингису в отель приехали деловые партнеры и увезли его в место, где он смог выйти на связь с родственниками.
"Звонок с ресепшн. У меня гость, пришел коллега. Он быстро сообщил, что приехал помочь выйти на связь, чтоб созвониться с семьей. Коллега сказал, что заправки закрыты, бензина нет нигде, поэтому надо экономить на передвижениях. Приехали в офис эфиопских бизнесменов, где нас быстро привели к "биг боссу". Он кому-то что-то сказал, указал рукой, меня забрали, говорят, "в интернет".
Военные обыскали с ног до головы. Перед глазами следующая картина: один большой роутер с кучей кабелей, и человек 35-40 в маленькой комнате, орут между собой и ковыряются в социальной сети. Wi-Fi, естественно, не подключается сразу. В итоге завели в комнату для VIP, где человек 10 сидят на выделенной сети", - вспоминает казахстанец.
Чингис успел позвонить жене, успокоить ее и ответить на некоторые сообщения. Время выхода в интернет было сильно ограничено. Казахстанец узнал, что наше посольство в Эфиопии знает о ситуации. На обратном пути Чингису сказали, что будут каждый день привозить его на 10-15 минут в это место.
Фото из личного архива Чингиса. С деловыми партнерами
На третий день Чингис попытался найти соотечественников. О том, что семья из Казахстана находится в этом городе, он узнал от консула.
"Они работают учителями в школе, а где находится школа, я не знал. Ситуация так себе, все закрыто, военные действия набирают оборот, но пока мало что известно. Приехали в школу, охрана даже не знает, кто из иностранцев есть кто. Оказалось, что недалеко живет техничка. Она подсказала. Нашелся казах. Сидит он как ни в чем не бывало. Жена, трое детей. Я пообещал, что не забуду про них, буду держать в курсе, контакты взял. Кыргызов встретил, им тоже пообещал по возможности помочь, все же тоже свои ребята"
Фото: Reuters
"Посольство не помогло"
На пятый день возле аэропорта сбросили бомбу, говорит Чингис.
"Ходили слухи, что якобы тыграйская армия сбила два самолета. Обломки воздушного судна загрузили в кузов автомобиля и проехали с ними по всему городу. Тыграйцы сигналили, звучал военный клич. Они очень воинственный народ, сплоченный и готовый к таким ситуациям. Их позиция была такова: "Мы не атакуем, а защищаемся, но сдаваться не будем"
Но самой большой проблемой оказалась эвакуация. Каждый день в той самой "тайной" комнате с Интернетом Чингис первым делом связывался с посольством.
"Было много слов о том, что что-то решают, с кем-то совещаются, какие-то брифинги проводят. А по делу ничего", - вспоминает казахстанец.
Фото: Reuters
По словам Чингиса Урпекова, искать способы покинуть страну ему пришлось самому, так как посольство ему не помогло. Парень стал искать иностранцев в надежде, что получится организовать несколько автобусов и выехать из города.
"Составил полную таблицу со всеми, кого смог найти. Получился список из 40 человек. Я вспомнил, что в Красном Кресте есть какая-то Мария, которая якобы организовывала встречу с иностранцами, застрявшими в Мэкэле. Я обратился к ней.
Когда мы приехали в Красный Крест, там было столпотворение, примерно 300 человек. Все стояли у ворот на проезде, перегораживая путь машинам. Пока мы пытались протиснуться, в толпу заехал пикап, полный военных. Два солдата направляли автоматы вперед и держали пальцы на курке.
Я еле попал к этой Марии, быстро объяснил план. Реакция ее меня поразила. Она на меня посмотрела так, как будто я какой-то идиот"
Самостоятельное спасение
На седьмой день деловой партнер сообщил Чингису, что готов доставить его до границы региона Афар. Появилась информация, что путь от Мэкэле до этого места свободен от военных действий. А оттуда парню предстояло добраться до столицы Эфиопии.
Однако деловой партнер сказал, что это возможно только в том случае, если посольство Казахстана предоставит подтверждение того, что его встретят на той стороне.
"И вот я звоню послу. Время ограничено. Быстро и конструктивно ему все объяснил. Повторил еще раз. Далее написал текстом. Он задавал слишком странные вопросы, учитывая, что времени совсем мало.
На следующий день я вновь позвонил. Ответ был все тот же, якобы они направили письмо и ждут согласия. А согласия нет, им нужно ждать совещания. Просили скинуть им какие-то подписанные документы. В этот момент в голове просто взорвался вулкан. Неужели этот человек не понимал всю сложность? Мне ради пяти минут разговора приходится ждать у ворот по 30 минут. Я ведь не из офиса своего звоню, тем более чтобы бумажки отправлять. Я воспринял это как бездействие"
Чингис решил действовать самостоятельно: получать разрешение на транспорт, а потом и на выезд из города. После долгих переговоров казахстанец собрал нужные бумаги. В итоге Чингис и двое граждан Эфиопии, которые случайно оказались в эпицентре гражданской войны, отправились в путь на десятый день после начала гражданской войны.
Афара. Фото из личного архива Чингиса
"Мы ехали на машине 14 часов без остановок, по дороге все было спокойно. В пути было еще много блокпостов и военных, которые нас периодически проверяли и досматривали. Путь был очень долгим, но водитель был не против ехать без остановок. Ему явно тоже нужно было поскорее приехать к семье.
Было даже не до еды, главной целью было добраться до столицы Аддис-Абебы. Меня не волновали ни виды из окна, ни даже музыка в наушниках. Я просто ехал и смотрел вперед, ждал, когда появится столица на горизонте.
Всем родным и друзьям я скинул маршрут: во сколько и когда выдвигаюсь, чтобы они не переживали. Оказалось, что прошла дезинформация, якобы я уехал раньше положенного. И родные сильно перепугались. В Казахстане у меня жена и родители. Многие подумали, что со мной по дороге что-то произошло. Но мы благополучно добрались. А оттуда я вылетел в Казахстан"
Сейчас Чингис находится дома с родными. Для него история закончилась благополучно.
Корреспондент Tengrinews.kz направил официальный запрос в Министерство иностранных дел с просьбой прокомментировать действия посольства. Ответ нам обещали предоставить позже.
Ранее сообщалось, что правительство Эфиопии обвинило оппозицию в освобождении десятка тысяч заключенных в северной части региона Тыграй. Правительственная рабочая группа по чрезвычайным ситуациям сообщила, что силы Тыграя выпустили по меньшей мере три ракеты по столице Эритреи, что привело к эскалации 13-дневного конфликта, в результате которого погибли сотни людей.