ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
25 апреля 2021 | 09:04

Как строительство новых дорог влияет на популяцию сайгаков

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сложная судьба у казахстанских сайгаков. Сотни тысяч животных сбивают с ног опасные заболевания и уничтожают браконьеры. Но это не единственная беда, есть еще дороги. Может ли строительство новых трасс повлиять на снижение популяции сайги? Эксперты ответили на вопросы корреспондента Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

Сложная судьба у казахстанских сайгаков. Сотни тысяч животных сбивают с ног опасные заболевания и уничтожают браконьеры. Но это не единственная беда, есть еще дороги. Может ли строительство новых трасс повлиять на снижение популяции сайги? Эксперты ответили на вопросы корреспондента Tengrinews.kz.

Продолжение

Датчики надели на нескольких сайгаков специалисты казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, чтобы проследить пути миграции животных. В результате многолетних исследований выяснилось, что сайгаки обходят дороги с асфальтом, железнодорожные пути.

"Сайгаки с датчиками не пересекали железную дорогу Шалкар - Бейнеу в течение более чем двух лет после ее строительства, с осени 2017 года до конца декабря 2019 года", - рассказали в АСБК.

Это видно на следующих иллюстрациях. Сначала показано движение сайгаков устюртской популяции с 2011 по 2013 годы. На следующей картинке появляется новая железная дорога, которую животные обходят стороной.

Вот уже второй год идут споры между биологами и строителями по возведению дороги Центр - Запад. Ученые предлагали поменять маршрут трассы ради спасения животных. По их словам, дорога буквально отрежет места окота и летовок сайгака. Если этого не предотвратить, животным будет не хватать корма, из-за скоплений сайгаков появится риск повторения массовой гибели животных из-за болезни.

"Отрезки Жантеке - Аркалык и Торгай - Иргиз пройдут по местам, где сейчас дороги отсутствуют. Из-за естественных и уже существующих антропогенных барьеров на других территориях к западу и востоку миграции сайгаков сконцентрированы на этих двух участках, как в воронках. Такие места называют "бутылочные горлышки миграций". Оба отрезка планируемой дороги, особенно Торгай - Иргиз, пересекая миграции в этих "бутылочных горлышках", с очень высокой вероятностью нанесут бетпакдалинской популяции сайгаков невосполнимый ущерб", - добавили в АСБК. 

Строителями предлагалось использовать экодуки, специальные мосты или туннели для прохода животных. Однако в АСБК заявили, что сайгаки боятся проходить через такие пути.  

Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия опубликовала видео о том, как сайгаки преодолевают отвалы после дорожных работ в Западно-Казахстанской области.

В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана рассказали, что строительство автомобильных дорог приводит к нарушению исторически сложившихся путей миграции сайгаков. Это, по данным министерства, провоцирует опасные инциденты на дорогах при попытках пересечения ими проезжей части, которые нередко заканчиваются тяжелыми последствиями как для самих животных, так и для участников дорожного движения. По данным ведомства, крупные автомагистрали, вторгаясь в природные ландшафты, оказывают значительное негативное воздействие на животный мир.

"Помимо очевидного изъятия мест обитания животных и их вытеснения на соседние территории, автомобильные дороги оказывают негативное влияние за счет химического загрязнения среды, шума, изменения микроклиматических условий и условий освещенности в ночное время", - отметили в ведомстве.

Между тем строители АО "НК "КазАвтоЖол" сообщили, что давно пришли к консенсусу с биологами в этом вопросе. По данным организации, перед началом строительства дороги Центр - Запад обязательно будет проводиться экологическая экспертиза с привлечением иностранных консультантов. 

"Центр - Запад строительство еще не началось, в этом году точно не начнем, это вопрос уже следующего года. Экодуков не будет однозначно. Потому что сайгаки туда не пойдут. Решено сначала провести экологические испытания, и если нам новые технические решения порекомендуют, то тогда будем рассматривать эти варианты", - рассказал директор департамента технической политики и новых технологий АО "НК "КазАвтоЖол" Нурлан Курманбеков. 

Кроме того, Курманбеков отметил, что поведение животных в условиях новой инфраструктуры недостаточно изучено. Так, по его словам, сайгаки без опаски обходят дороги и строительные работы. 

"В Западно-Казахстанской области полным ходом идет ремонт, техника громыхает. Но в итоге сайга обошла всю нашу технику через дорогу, зашла в соседний аул и съела капусту. И в обратном направлении так же ушла. И дорога ей не помешала. Поэтому мы не знаем, что можно сделать, чтобы минимизировать факт влияния на пути миграции животных. Полагаем, что этот вопрос нужно еще изучать", - добавил Нурлан Курманбеков. 

Напомним, в Казахстане обитают три популяции сайгаков: бетпакдалинская, уральская и устюртская. В 2019 году в Казахстане насчитывалось 334 400 особей сайгаков. В связи с пандемией в 2020 году учет сайгаков не проводился. Предполагается, что их численность возросла. Отметим, что сайгаки не внесены в Красную книгу, однако в стране действует мораторий на отстрел этих животных. По вине браконьеров популяция сайгаков резко снизилась. Повлияла и массовая гибель сайгаков в 2015-м, тогда погибло около 134 тысяч животных. Причиной называют пастереллез.

Охрана сайгаков осуществляется РГКП "ПО "Охотзоопром" на территориях Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской и Павлодарской областей.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети