Наплыв беженцев из Афганистана в Казахстан однажды уже случился. Это было в начале 1990-х годов, когда было свергнуто правительство Народно-демократической партии Афганистана. Из 8 тысяч прибывших свыше 3 тысяч остались в нашей стране. Об этом рассказал председатель ОО "Афганский центр "Ариана" при Ассамблее народа Казахстана Васток Ахмадулла. Он сам помогал многим из них найти новую жизнь.
Наплыв беженцев из Афганистана в Казахстан однажды уже случился. Это было в начале 1990-х годов, когда было свергнуто правительство Народно-демократической партии Афганистана. Из 8 тысяч прибывших свыше 3 тысяч остались в нашей стране. Об этом рассказал председатель ОО "Афганский центр "Ариана" при Ассамблее народа Казахстана Васток Ахмадулла. Он сам помогал многим из них найти новую жизнь.
Может ли это повториться? Нужно ли принимать беженцев из Афганистана? И перекинутся ли военные действия на страны Центральной Азии? В большом интервью Васток Ахмадулла ответил на вопросы корреспондента Tengrinews.kz.
TENGRINEWS:
Казахстанцы опасаются, что вместе с беженцами на территорию Казахстана могут проникнуть радикальные элементы, засланные террористы. Такая опасность существует?
Васток Ахмадулла:
На самом деле это вопрос очень щепетильный. К этому надо относиться очень-очень серьезно. Афганистан сейчас площадка бесхозная. Вот вы посмотрите, талибы объявили состав кабинета министров, все они террористы, которые были в Гуантанамо, они все были осужденные. И до сих пор многие из них находятся в черном списке ООН. И если сегодня ООН говорит, что они террористы, Америка, Англия говорят, что они террористы, Запад, Европа, Центральная Азия, в том числе Казахстан, говорят, что они террористы, ну что можно ожидать от террористов? Хорошего от террористов нельзя ничего ждать. Если вы помните начало 90-х годов, на территории Казахстана ходили по улицам, по офисам, даже по домам агитаторы. Из Пакистана в Алматы было два регулярных рейса. Наряду с другими пассажирами прилетали и агитаторы. Вот они тогда корни раковых клеток и запустили. Они приглашали молодежь поехать в Пакистан, арабские страны якобы учить ислам. Там их вербовали, зомбировали и отправляли обратно на свою историческую родину. Я тогда друзьям говорил, это очень опасный сигнал, мне друзья говорили: нет, у нас демократическая страна, мы не можем никого запретить. Из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана мужчины поехали на учебу, а вернулись уже радикалами. Сейчас усиленная борьба идет против них, и с ними борются. Не исключается, что и среди афганцев есть такие. Несколько лет назад один афганец в мечети на Момышулы - Жандосова, прикрываясь суфизмом, занимался пропагандой радикальных течений. Его задержали и осудили.
TENGRINEWS:
Как Казахстан может оказать поддержку афганцам?
Васток Ахмадулла:
Советский Союз в свое время помогал Афганистану, оказывал гуманитарную помощь. Казахстан после обретения независимости помогает по сегодняшний день. Постоянно гуманитарная помощь идет в виде зерна, хлеба, риса, других продуктов. Когда были стихийные бедствия, палатки, одеяла посылали. Строили дороги, школы, больницы. Это все делал Казахстан в виде гуманитарной помощи. И самое главное, Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев выделил 50 миллионов долларов для обучения афганских студентов. Тысячи афганских студентов учились в средних и высших учебных заведениях Республики Казахстан. Но сейчас я хочу сказать, не нужно жалеть афганцев, нужно жалеть своих. Если Казахстан желает оказывать помощь, то можно ее оказывать в таком виде. Привозить, принимать беженцев - это опасно. Это будет в ущерб себе и в ущерб народу. Потому что трудно там определить, кто есть кто. Афганцы, которые раньше приехали и здесь находились, они воспитывали и пытались показать правильную дорогу для тех беженцев, которые приезжали. У них были проблемы: языковой барьер, юридическая неграмотность, мы в этом деле им помогали. Радикала никто не может перевоспитать. Они зомбированы, и они завербованные. Их уже не перевоспитаешь. Поэтому я, как патриот и гражданин Казахстана, как человек, который занимается общественной деятельностью, считаю, что принимать беженцев категорически нельзя, это принесет вред Казахстану. Я категорически против любого беженца. Другое дело, когда человек официально подает ходатайство, либо бизнесмен приезжает по бизнес-проекту, или женщины, которых притесняют. Сейчас талибы объявили состав кабинета министров, министерства по делам женщин не существует. Они женщину за человека не считают. Талибы не уважают свою маму. Если человек не уважает свою маму, трудно его назвать человеком. Мне трудно назвать талибов людьми.
TENGRINEWS:
Как вы попали в Казахстан? И чем вы занимаетесь?
Васток Ахмадулла:
Я родился и вырос в Афганистане. В 1982 году поступил в институт в Душанбе, по образованию я магистр сельскохозяйственных наук, параллельно изучал методику преподавания русского языка для иностранцев и окончил вечерний факультет марксизма-ленинизма. Во время учебы я приехал в Алматы на экскурсию. Мне очень понравилось, особенно Медео. После этого я часто стал приезжать в Алматы, и потом волею судьбы я женился, есть дочка, она сейчас живет в Москве. Через 9 лет мы с женой развелись, но я остался жить в Казахстане. В марте 1998 года получил казахстанское гражданство. Работал во многих сферах, занимался бизнесом, 9 лет работал в посольстве Афганистана, но при этом я постоянно занимался общественной деятельностью. Сначала у меня был общественный фонд, где я занимался вопросами беженцев: был партнером управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, работал с международными организациями. Наша работа была направлена на помощь беженцам, чтобы они смогли адаптироваться к условиям Казахстана.
Мы дали им очень много проектов, чтобы они были самозанятыми, могли себя обеспечить. В основном женщины были задействованы, им давали швейные машинки, они шили у себя дома и таким образом зарабатывали на жизнь, свою продукцию продавали. И были семьи, которые жили в частных домах, им давали коров, а ребятам, которые занимались ремонтом автомобилей, покупали инструменты. У нас был один мужчина-сварщик, мы ему купили сварочный аппарат. Вот таким образом мы помогали беженцам, были языковые курсы у нас по изучению английского, русского, казахского. Часть афганских беженцев переселили в третьи страны. Лет 10-12 назад мы 552 человека отправили в Канаду. Потом по несколько человек отправляли в Канаду, Швецию и другие страны.
TENGRINEWS:
Сколько всего беженцев из Афганистана приехали в Казахстан?
Васток Ахмадулла:
Если считать с начала 90-х годов по сегодняшний день, более восьми тысяч афганцев были в Казахстане. Кто-то получил статус беженца, кто-то получил статус ищущего убежище, кто-то приехал и даже не обратился и не подавал ходатайство, а нелегальным путем уехал дальше. Сейчас беженцев и лиц, ищущих убежище, где-то 500-550 человек. Общее количество афганцев, проживающих в Республике Казахстан, - около трех тысяч. В их числе и беженцы, и те, кто получил гражданство, у кого есть документ лица без гражданства, у кого есть вид на жительство, и есть кто по визе приезжает.
©Reuters
Поток беженцев начался с начала 90-х годов, когда моджахеды пришли к власти. Вообще, первые афганцы на территории Казахстана появились в конце 70-х годов, когда по госпрограмме приехали студенты на учебу. Тогда они учились по всему СССР, в том числе в Казахстане. Часть из студентов остались, после того как Народно-демократической партии Афганистана уже не стало и пришли во власть моджахеды. С приходом исламистов в 90-х годах первой из Афганистана выехала интеллигенция: врачи, инженеры, учителя. Потом уже второй поток был с появлением талибов. Тогда уже все, у кого была возможность, все выехали. Тогда уже всем было жить невозможно. Когда пришли американцы и президентом стал Корзай, очень многие подумали, что что-то изменилось в лучшую сторону. И некоторые стали возвращаться. А в итоге выяснилось, что нет, ничего хорошего не произошло. И как раз во время правительства Корзая больше и больше талибов стали десантироваться на север Афганистана, для того чтобы дестабилизировать там ситуацию. После этого тоже уже все искали возможности, чтобы убежать из Афганистана. Маленький период, когда было затишье, он закончился, и по сегодняшний день все ищут возможность выехать из Афганистана. Если легально визу получить не получается, люди находят посредников, которые нелегально переправляют их за границу. Очень часто были случаи, когда привозили беженцев с поддельными документами. Их задерживают в аэропорту, а дальше уже правоохранительные органы занимаются расследованием, потом дело передается в суд, и потом уже все зависит от решения суда. Случаев депортации не было, но штамп нарушителям границы в паспорт ставили, чтобы они по решению суда покинули территорию Республики Казахстан. Через какое-то время эти люди находили возможность и уезжали из Казахстана.
TENGRINEWS:
Чем они занимаются в Казахстане?
Васток Ахмадулла:
Основная масса афганцев занимается торговлей на рынках: на барахолке, на продовольственном рынке на Розыбакиева-Ташкентской, на авторазборе. И есть, кто занимается бизнесом, у них есть фирмы: производством мебели, строительными материалами, автозапчастями, шинами. Очень много ребят на севере Казахстана занимаются посевом хлеба, зерна, есть у них свои мельницы, есть участки земли, на которых они сами сеют хлеб и отправляют зерно, хлеб в Афганистан. Кто-то занимается производством масла: льняного, кунжутного. И есть, кто в общепите работает. И есть, кто по своей специальности работает, врачи. С радостью я могу сказать, что число грубых правонарушений, если взять общую численность афганцев, меньше одного процента. За исключением паспортного режима.
TENGRINEWS:
По этническому составу кто приезжал из Афганистана?
Васток Ахмадулла:
Как таковой нации афганец нет. Есть таджики, пуштуны, узбеки, хазарейцы, туркмены, кыргызы, казахи, аймаки, белуджи и прочие, всего около 26 этнических групп живут в Афганистане. В Казахстан приезжали почти все, но в большинстве пуштуны, узбеки, хазарейцы, таджики и туркмены.
TENGRINEWS:
Носят ли афганские женщины хиджаб в Казахстане?
Васток Ахмадулла:
Афганские женщины, как пересекают границу, бросают эту одежду. Там они от страха надевали, а здесь страха нет. Есть некоторые, конечно, которые сейчас ходят в хиджабах. Но таких немного. Более 95 процентов женщин ходят в европейской одежде. Если посмотреть историю, раньше, до появления исламистов, в селах, аулах Афганистана женщины ходили в головных уборах. И то не в хиджабах, а в платках. А в больших городах тонкий белый платок женщины надевали, в основном на похороны. 40 лет назад, до прихода исламистов, если взять Кабульский университет, там ультрамодно девушки одевались. Обычная европейская одежда, короткие юбки, короткие рукава, без головных уборов. И придерживались европейского этикета. Если парень-студент ходил небритый или в нечищеной обуви, девушки обходили его стороной. Я заходил в те времена в Кабульский университет, девушки и парни могли спокойно сидеть вместе на скамейке во дворе или на занятиях. Порядок, чистота, никто не шумел. А потом спустя 12 лет я поехал в Афганистан и зашел в Кабульский университет. Было ощущение, что здесь коров или баранов держат. Все разрушено, все разбито, люди ходят в чем попало. То, что одежда неглаженая, это само собой, ощущение, что человек месяцами не мылся, не стирал одежду. Такого раньше не было.
©Reuters
TENGRINEWS:
Могут ли военные действия перекинуться на страны Центральной Азии?
Васток Ахмадулла:
Военными действиями никогда талибы не могут воевать со странами ЦА, у них нет такой силы, у них нет организованной, профессиональной армии. Если это случится, тогда с Пакистаном будет война. Талибы что могут? Радикалов отправлять, вербовать молодежь. Таким образом они могут на длительное время здесь сделать дестабилизацию, но не военным путем.
TENGRINEWS:
Почему интересы стольких стран пересекаются в Афганистане? В чем его привлекательность?
Васток Ахмадулла:
Афганистан очень богат своими природными ресурсами. Вся таблица Менделеева находится там. В Логаре месторождение меди 99,9 процента чистоты, в Хаджигаке чистейшая медь, и запасы ее огромные. Очень много стали, урана. В достаточном количестве есть нефть, газ, богатые запасы золота, изумрудов, лазурита, хрома. Запасы полезных ископаемых Афганистана оцениваются приблизительно в три триллиона долларов. Иностранные инвесторы могли бы разрабатывать эти месторождения. И даже если бы не 51 на 49 процентов делили бы, а 65 на 35, и то, если бы 35 процентов дохода дать афганскому народу, страна озолотилась бы и наркотики не нужны были бы. Сельское хозяйство развито, каракулеводство, ковроделие, в свое время Афганистан поставлял в Советский Союз оливки и оливковое масло. Богатейшая страна, живущая над сундуком с золотом, но не имеющая возможность пользоваться своими сокровищами. Если будет мир и стабильность в Афганистане, это залог мира и стабильности в Центральной Азии. Но этого не хотят ни Пакистан, ни Иран, ни Америка. Они хотят, чтобы была дестабилизация. Любая война - это бизнес. Цель Америки - дестабилизация ситуации в Центральной Азии, и ее тень еще стоит над Афганистаном.
TENGRINEWS:
Вы говорите, что беженцев лучше не принимать в Казахстане. А что вы предлагаете делать простым афганцам, которые стали заложниками ситуации?
Васток Ахмадулла:
56 стран, которые на протяжении 20 лет были в Афганистане, очень большое количество афганцев работали с ними. Их уже проверили, они с ними работали, пускай они их вывозят к себе. Там были американцы, англичане, западные страны, они все были задействованы в Афганистане. Они там 20 лет воевали, наводили порядок. Но в итоге порядка как не было, так и нет. Боролись против наркотиков - в сотни раз увеличилось, боролись против радикализма, фундаментализма - в сотни раз увеличилось, боролись против коррупции - в тысячу раз увеличилось. Так вот пусть страны афганцев, которые с ними работали, вывозят к себе. Только не в Центральную Азию.©Reuters
У основной массы талибов нет матерей, они сироты, дети из детских домов. Их взяли, вербовали, зомбировали и отправили на фронт... Я считаю, что вообще нужно Афганистан изолировать, не поддерживать никаких дипломатических отношений с талибами. Да, другое дело бизнес. Бизнес отличается от всего. Надо хлеб - пожалуйста, надо масло - пожалуйста. Чтобы народ от голода не умер, торгово-экономические отношения поддерживать надо, но не дипломатические.
TENGRINEWS:
Есть страны, живущие по законам шариата, к примеру, Иран, Саудовская Аравия. Возможно, и для Афганистана это подходит?
Васток Ахмадулла:
Не нужно путать, в СА все шейхи, арабы живут как люди. Они ездят на отдых за границу, ходят на дискотеки, на концерты. Любой самый качественный спиртной напиток вы можете найти в ОАЭ, те, кто когда-нибудь был Дубае, знают, в аэропорту в duty-free продаются самые лучшие спиртные напитки. Там женщины работают в бизнес-структурах, в государственных органах, женщины водят машины, работают преподавателями. В Иране женщины ходят в хиджабе, но пишут книги, занимаются научной деятельностью. Все по-человечески. В Иране есть и дискотеки, и ночные клубы. А здесь-то нечеловеческая жизнь. Талибы говорят, что женщина не может баллотироваться на пост президента, не может быть депутатом, и много других ограничений. В Иране и СА есть суды, а здесь неграмотный талиб увидел незакрытую женскую руку, без суда и следствия может забить ремнем до смерти. Или женщина идет с мужчиной, а в Афганистане у многих нет свидетельства о браке, ее обвиняют, что она идет не со своим мужем, и закидывают камнями. Или нос отрезают, или глаз выкалывают, или ухо отрезают. Без суда, без следствия. В Иране, СА и светские законы есть, и шариат есть. А здесь-то закона нет. Где в Иране вы слышали, чтобы женщина не могла учиться? А здесь-то женщину не считают за человека. Поэтому я говорю, что Афганистан надо полностью изолировать.
©Reuters
TENGRINEWS:
Как вы думаете, армия и народ поддерживают идеологию "Талибана"?
Васток Ахмадулла:
Я считаю, что бывший президент Афганистана Ашраф Гани специально сдал страну талибам. Он был избранным президентом Афганистана, но выборы в Афганистане - это издевательство над народом. Более 80 процентов населения неграмотные, они не умеют ни читать, ни писать. Откуда они могут знать про выборы, если они свое имя не могут написать. Есть отдаленные районы, где женщина не имеет право увидеть брата своего мужа. Как она может пойти и отдать свой голос за кого-то, если брат ее собственного мужа - это чужой. Откуда они могут понять сущность выборов.
Народу трудно сделать восстание, тем не менее женщины почти во всех городах ходят, бастуют и выражают свое недовольство. Все равно нормальной жизни не будет. Люди будут бастовать, все равно нормальные люди пойдут против талибов. Рано или поздно другие государства будут вмешиваться, не оставят в таком виде Афганистан. Сейчас это свободная площадка для террористов, экстремистов, торговцев наркотиками. А это же все, хочешь не хочешь, каким-то образом проникает в Центральную Азию.
TENGRINEWS:
Когда может наступить мир в Афганистане?
Васток Ахмадулла:
Если не будет вмешательства, не будет войны, не будет радикалов, террористов, экстремистов, если там будет светская страна по конституции и будет создано инклюзивное правительство, тогда будет и мир, и работа. Они смогут со многими странами заключить договоры о добыче полезных ископаемых, тогда экономика поднимется, и ни один афганец не поднимет оружие. Афганский народ очень трудолюбивый, любой афганец трудоголик. Ни в одной стране мира нет афганца, который ходил бы с протянутой рукой. Едут, языка не знают, культуру не знают, традиции не знают, ничего не знают, но не пропадают. И свою страну подняли бы. Если не будет иностранного вмешательства, постепенно в Афганистане наступит мир и процветание.
Ранее жители Кабула рассказали о ситуации в городе в интервью. Один из них позитивно отзывался об изменениях. Другой перечислил все нарушения и беспорядки.