Казахстан может остаться зависимым от российских нефтепродуктов до 2019 года. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко. По его словам, сейчас на импорт из России приходится более трети (1,36 миллиона тонн) бензина, потребляемого в Казахстане, и около 14 процентов (0,7 миллиона тонн) - дизельного топлива.
Казахстан может остаться зависимым от российских нефтепродуктов до 2019 года. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко. По его словам, сейчас на импорт из России приходится более трети (1,36 миллиона тонн) бензина, потребляемого в Казахстане, и около 14 процентов (0,7 миллиона тонн) - дизельного топлива.
"Зависимость от импорта российских нефтепродуктов будет прослеживаться вплоть до завершения модернизации отечественных НПЗ в 2016 году, хотя эти сроки могут быть сдвинуты на период до 2018-2019 года", - заявил собеседник. Устименко отмечает, что повышение цены на бензин в Казахстане было ожидаемым. "Повышение предельной розничной стоимости нефтепродуктов стало вполне ожидаемым вынужденным шагом на фоне усиления рисков формирования устойчивого дефицита на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) по отдельным категориям светлого моторного топлива, прежде всего высокооктанового бензина", - завил собеседник.
Ключевой причиной сложившейся ситуации с повышением цен на бензин в Казахстане, по мнению Устименко, кроме сезонного роста спроса является ценовая разница по основным нефтепродуктам в Казахстане и России, которая фактически делала нерентабельными импортные поставки российской нефти на казахстанский рынок.
"Если в Казахстане предельная розничная стоимость нефтепродуктов корректировалась в сторону повышения еще в ноябре 2013 года, то в России только за первое полугодие 2014 года отмечен ценовой рост по различным видам бензина в среднем на 14,1 процента. Ввиду увеличения спроса на собственном рынке и ряда технологических инцидентов на Рязанском НПЗ, "Нижнекамскнефтехиме" и Ачинском НПЗ, в России в 2014 году также сократились и свободные экспортные объемы по светлому моторному топливу", - заявил аналитик.
Как и другие эксперты, Устименко считает возможным новый скачок цен на бензин в Казахстане. По его словам, произошедшее повышение предельной розничной стоимости нефтепродуктов позволяет ослабить давление на казахстанский рынок ГСМ, а российские нефтепродукты при этом станут более рентабельными. "Не исключаю, что в случае сохранения повышательной ценовой динамики на рынке нефтепродуктов России и восстановления роста стоимости нефтяных котировок, Казахстану в ближайшие 2-4 месяца может потребоваться очередной пересмотр предельных розничных цен по светлому моторному топливу (дополнительно на 5-7 процентов вверх)", - заявил Устименко.
Напомним, новые цены на бензин в Казахстане были установлены 21 августа: "дизельное топливо - 115 тенге за литр; АИ-80 - 89 тенге за литр; АИ-92/93 - 128 тенге за литр". Стоит подчеркнуть, что в начале августа министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что цены на бензин в августе не изменятся. "1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними, они сохранятся до конца месяца наверняка. Обсуждение корректировки цен идет ежемесячно с января. Это обсуждение началось, обсуждаем в АРЕМ, Минэкономики. Естественно, это не означает, что бензин с каждым обсуждением дорожает. Как вы видите, стабильность сохраняется. Бензин в Казахстане дешевле, чем в странах, с которыми мы граничим", - отметил он. Компания "ҚазМұнайГаз Өнімдері" (КМГО) также недавно заявляла, что оснований для возникновения тотального дефицита ГСМ в Казахстане нет.