14 марта 2013 | 15:02

В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства

В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства, об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. По его словам, основной причиной является изначальная непродуманность и неразвитость культуры франчайзинга как таковой. То есть договаривающиеся стороны не обговорили многие моменты до заключения сделки. "Из статистики франчайзинговых банкротств, в процентном отношении это не больше 5 процентов от общего количества сделок. В основном это касается ритейла, как продуктовом, так и в фейшн. Из ритейла одна из первых отечественных франшиз в этом секторе - "Аймар", "Арзан", SM-маркет. А также российский "Вестер". Также ряд брендов пребывают в нерешительности, но пока их назвать не могу, так как официально они не закрылись", - говорит Кисиков. Кроме того, одной из причин стагнации франшизы из стран дальнего зарубежья стал рост акцизов на некоторые товары в рамках ТС, а также бюрократизация транспортировки. Кисиков обращает внимание на отсутствие в Казахстане закона об обязательном раскрытии информации франчайзера при продаже (Disclosure law - документ, обязывающий франчайзера предоставить всю подноготную бизнеса, включая банкротства. - Прим. автора), - говорит он. - К сожалению, этот документ не используется у нас, в то время как на Западе это обязательный законодательный акт по франшизам". По мнению Кисикова, также нужно иметь в виду, что часто казахстанские предприниматели воспринимают все иностранные франшизы эмоционально, не рассчитывая прибыль и не анализируя рынок. Это приводит к банкротству, говорит Кисиков. "Франшизам, купленным на кредиты, при условиях, что нужно еще платить роялти и паушальный взнос, очень трудно выживать среди конкурентов", - добавляет спикер. Тем не менее, говорит он, небольшой рост за 2012 год показывает, что рынок перешел отметку в два миллиарда долларов, но эти цифры приблизительные. "Потому что у нас трудно отследить франчайзинговые отношения в силу непубличности договоров, и необязательности регистрации самого договора в Минюсте. Мы можем только смотреть на договоры по уступке товарного знака, что не всегда является франчайзинговым договором. Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл-бизнес. Но рынок так называемых "малых франшиз" с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты", - говорит Кисиков. По данным Кисикова, на сегодняшний день в стране работают 450 франчайзинговых систем. Количество франчайзинговых точек (участников сетей, системы, почти 2000. - Прим. автора). Количество участников сети - от 1 до 10. Кисиков обозначил ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время. По его словам, если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы. В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности - сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, говорит Кисиков, куда входят стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. "Но демократичные форматы общепита все еще дефицит. Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от No name к брендам очевидна. Основным поставщиком франшиз как всегда остается Россия, но интерес к рынку проявляют китайские и индийские франчайзеры", - говорит он. Кроме того, все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики. Однако это небольшой процент, говорит Кисиков. В первую очередь казахстанские бренды выходят на рынки Кыргызстана, России и Узбекистана. Отметим, что портал Voxpopulli писал о закрывшихся франшизах в Казахстане - это "Пятерочка", Sbarro, Le Futur, "Красный куб", "Кофе Тун", "Тинькофф", Esprit. Подробнее о причинах можно прочитать здесь.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства, об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. По его словам, основной причиной является изначальная непродуманность и неразвитость культуры франчайзинга как таковой. То есть договаривающиеся стороны не обговорили многие моменты до заключения сделки. "Из статистики франчайзинговых банкротств, в процентном отношении это не больше 5 процентов от общего количества сделок. В основном это касается ритейла, как продуктовом, так и в фейшн. Из ритейла одна из первых отечественных франшиз в этом секторе - "Аймар", "Арзан", SM-маркет. А также российский "Вестер". Также ряд брендов пребывают в нерешительности, но пока их назвать не могу, так как официально они не закрылись", - говорит Кисиков. Кроме того, одной из причин стагнации франшизы из стран дальнего зарубежья стал рост акцизов на некоторые товары в рамках ТС, а также бюрократизация транспортировки. Кисиков обращает внимание на отсутствие в Казахстане закона об обязательном раскрытии информации франчайзера при продаже (Disclosure law - документ, обязывающий франчайзера предоставить всю подноготную бизнеса, включая банкротства. - Прим. автора), - говорит он. - К сожалению, этот документ не используется у нас, в то время как на Западе это обязательный законодательный акт по франшизам". По мнению Кисикова, также нужно иметь в виду, что часто казахстанские предприниматели воспринимают все иностранные франшизы эмоционально, не рассчитывая прибыль и не анализируя рынок. Это приводит к банкротству, говорит Кисиков. "Франшизам, купленным на кредиты, при условиях, что нужно еще платить роялти и паушальный взнос, очень трудно выживать среди конкурентов", - добавляет спикер. Тем не менее, говорит он, небольшой рост за 2012 год показывает, что рынок перешел отметку в два миллиарда долларов, но эти цифры приблизительные. "Потому что у нас трудно отследить франчайзинговые отношения в силу непубличности договоров, и необязательности регистрации самого договора в Минюсте. Мы можем только смотреть на договоры по уступке товарного знака, что не всегда является франчайзинговым договором. Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл-бизнес. Но рынок так называемых "малых франшиз" с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты", - говорит Кисиков. По данным Кисикова, на сегодняшний день в стране работают 450 франчайзинговых систем. Количество франчайзинговых точек (участников сетей, системы, почти 2000. - Прим. автора). Количество участников сети - от 1 до 10. Кисиков обозначил ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время. По его словам, если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы. В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности - сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, говорит Кисиков, куда входят стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. "Но демократичные форматы общепита все еще дефицит. Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от No name к брендам очевидна. Основным поставщиком франшиз как всегда остается Россия, но интерес к рынку проявляют китайские и индийские франчайзеры", - говорит он. Кроме того, все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики. Однако это небольшой процент, говорит Кисиков. В первую очередь казахстанские бренды выходят на рынки Кыргызстана, России и Узбекистана. Отметим, что портал Voxpopulli писал о закрывшихся франшизах в Казахстане - это "Пятерочка", Sbarro, Le Futur, "Красный куб", "Кофе Тун", "Тинькофф", Esprit. Подробнее о причинах можно прочитать
Реклама
Реклама
здесь.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная