ПОДЕЛИТЬСЯ
14 марта 2013 | 15:02
В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства
В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства, об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. По его словам, основной причиной является изначальная непродуманность и неразвитость культуры франчайзинга как таковой. То есть договаривающиеся стороны не обговорили многие моменты до заключения сделки. "Из статистики франчайзинговых банкротств, в процентном отношении это не больше 5 процентов от общего количества сделок. В основном это касается ритейла, как продуктовом, так и в фейшн. Из ритейла одна из первых отечественных франшиз в этом секторе - "Аймар", "Арзан", SM-маркет. А также российский "Вестер". Также ряд брендов пребывают в нерешительности, но пока их назвать не могу, так как официально они не закрылись", - говорит Кисиков. Кроме того, одной из причин стагнации франшизы из стран дальнего зарубежья стал рост акцизов на некоторые товары в рамках ТС, а также бюрократизация транспортировки. Кисиков обращает внимание на отсутствие в Казахстане закона об обязательном раскрытии информации франчайзера при продаже (Disclosure law - документ, обязывающий франчайзера предоставить всю подноготную бизнеса, включая банкротства. - Прим. автора), - говорит он. - К сожалению, этот документ не используется у нас, в то время как на Западе это обязательный законодательный акт по франшизам". По мнению Кисикова, также нужно иметь в виду, что часто казахстанские предприниматели воспринимают все иностранные франшизы эмоционально, не рассчитывая прибыль и не анализируя рынок. Это приводит к банкротству, говорит Кисиков. "Франшизам, купленным на кредиты, при условиях, что нужно еще платить роялти и паушальный взнос, очень трудно выживать среди конкурентов", - добавляет спикер. Тем не менее, говорит он, небольшой рост за 2012 год показывает, что рынок перешел отметку в два миллиарда долларов, но эти цифры приблизительные. "Потому что у нас трудно отследить франчайзинговые отношения в силу непубличности договоров, и необязательности регистрации самого договора в Минюсте. Мы можем только смотреть на договоры по уступке товарного знака, что не всегда является франчайзинговым договором. Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл-бизнес. Но рынок так называемых "малых франшиз" с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты", - говорит Кисиков. По данным Кисикова, на сегодняшний день в стране работают 450 франчайзинговых систем. Количество франчайзинговых точек (участников сетей, системы, почти 2000. - Прим. автора). Количество участников сети - от 1 до 10. Кисиков обозначил ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время. По его словам, если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы. В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности - сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, говорит Кисиков, куда входят стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. "Но демократичные форматы общепита все еще дефицит. Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от No name к брендам очевидна. Основным поставщиком франшиз как всегда остается Россия, но интерес к рынку проявляют китайские и индийские франчайзеры", - говорит он. Кроме того, все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики. Однако это небольшой процент, говорит Кисиков. В первую очередь казахстанские бренды выходят на рынки Кыргызстана, России и Узбекистана. Отметим, что портал Voxpopulli писал о закрывшихся франшизах в Казахстане - это "Пятерочка", Sbarro, Le Futur, "Красный куб", "Кофе Тун", "Тинькофф", Esprit. Подробнее о причинах можно прочитать здесь.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Казахстане участились случаи франчайзингового банкротства, об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. По его словам, основной причиной является изначальная непродуманность и неразвитость культуры франчайзинга как таковой. То есть договаривающиеся стороны не обговорили многие моменты до заключения сделки. "Из статистики франчайзинговых банкротств, в процентном отношении это не больше 5 процентов от общего количества сделок. В основном это касается ритейла, как продуктовом, так и в фейшн. Из ритейла одна из первых отечественных франшиз в этом секторе - "Аймар", "Арзан", SM-маркет. А также российский "Вестер". Также ряд брендов пребывают в нерешительности, но пока их назвать не могу, так как официально они не закрылись", - говорит Кисиков. Кроме того, одной из причин стагнации франшизы из стран дальнего зарубежья стал рост акцизов на некоторые товары в рамках ТС, а также бюрократизация транспортировки. Кисиков обращает внимание на отсутствие в Казахстане закона об обязательном раскрытии информации франчайзера при продаже (Disclosure law - документ, обязывающий франчайзера предоставить всю подноготную бизнеса, включая банкротства. - Прим. автора), - говорит он. - К сожалению, этот документ не используется у нас, в то время как на Западе это обязательный законодательный акт по франшизам". По мнению Кисикова, также нужно иметь в виду, что часто казахстанские предприниматели воспринимают все иностранные франшизы эмоционально, не рассчитывая прибыль и не анализируя рынок. Это приводит к банкротству, говорит Кисиков. "Франшизам, купленным на кредиты, при условиях, что нужно еще платить роялти и паушальный взнос, очень трудно выживать среди конкурентов", - добавляет спикер. Тем не менее, говорит он, небольшой рост за 2012 год показывает, что рынок перешел отметку в два миллиарда долларов, но эти цифры приблизительные. "Потому что у нас трудно отследить франчайзинговые отношения в силу непубличности договоров, и необязательности регистрации самого договора в Минюсте. Мы можем только смотреть на договоры по уступке товарного знака, что не всегда является франчайзинговым договором. Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл-бизнес. Но рынок так называемых "малых франшиз" с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты", - говорит Кисиков. По данным Кисикова, на сегодняшний день в стране работают 450 франчайзинговых систем. Количество франчайзинговых точек (участников сетей, системы, почти 2000. - Прим. автора). Количество участников сети - от 1 до 10. Кисиков обозначил ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время. По его словам, если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы. В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности - сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, говорит Кисиков, куда входят стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. "Но демократичные форматы общепита все еще дефицит. Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от No name к брендам очевидна. Основным поставщиком франшиз как всегда остается Россия, но интерес к рынку проявляют китайские и индийские франчайзеры", - говорит он. Кроме того, все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики. Однако это небольшой процент, говорит Кисиков. В первую очередь казахстанские бренды выходят на рынки Кыргызстана, России и Узбекистана. Отметим, что портал Voxpopulli писал о закрывшихся франшизах в Казахстане - это "Пятерочка", Sbarro, Le Futur, "Красный куб", "Кофе Тун", "Тинькофф", Esprit. Подробнее о причинах можно прочитать здесь.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также