Профессионал. Хирург. Женщина. Врач-гинеколог Гульбарам Башарова стала человеком года Президентской клиники по итогам голосования среди сотрудников больницы. Но хоть этот статус и звучит громко и приятно, сама Гульбарам Есенбековна говорит о нем скромно: "комплимент со стороны коллег".
Профессионал. Хирург. Женщина. Врач-гинеколог Гульбарам Башарова стала человеком года Президентской клиники по итогам голосования среди сотрудников больницы. Но хоть этот статус и звучит громко и приятно, сама Гульбарам Есенбековна говорит о нем скромно: "комплимент со стороны коллег".
У Гульбарам Башаровой, помимо нового статуса, 25 лет опыта в гинекологии, операции, количество которых уже не перечесть, истории и уроки, вынесенные за четверть века в профессии. Гульбарам Есенбековна также первый хирург в больнице, который провел первую операцию с помощью робот-ассистированной технологии.
С человеком года Президентской клиники мы поговорили в перерыве между операциями, работой в кабинете и осмотром пациентов. Почему гинекология, каково это - быть женщиной-хирургом, как развивается эта специальность в нашей стране и какое событие стало самым запоминающимся в уходящем году - обо всем в нашем материале.
О ГИНЕКОЛОГИИ
Гинекология - это узкая специализация в медицине, потому здесь всегда был жесткий конкурс, здесь всегда требовали отличные знания. Сейчас я занимаюсь только хирургией в гинекологии, но начинала с акушерства: отвечала не за одну жизнь, а за две. Потому изначально в этой специальности были важны знания в терапии, анестезиологии, фармакологии, что позволено беременным и родильницам, а что нет. В акушерстве я проработала семь лет.
Помню, как на четвертом курсе в институте нам начали преподавать гинекологию. Группу нашу вела Сиговатова Антонина Федоровна. Она до такой степени любила акушерство и гинекологию, что мы, студенты, слушали ее с увлечением. Она умела интересно объяснить и рассказать так, что все в группе, а нас было 14 человек, после этого курса захотели стать акушерами-гинекологами. Этот преподаватель привил любовь к специальности, вот такой был человек. Но в конце концов конкурс прошли два человека из группы, и мне посчастливилось стать одним из кандидатов.
О ПЕРЕХОДЕ В ХИРУРГИЮ
Первым местом работы в Астане стал перинатальный центр № 2, а после того как открылся Национальный научный медицинский центр, я решила попробовать себя на новом месте. Помню, был большой конкурс в гинекологию - всего три места, куда мне удалось пройти. Тогда одним из главных требований для нас, поставленных руководством центра, стало обучение операциям эндоскопическим методом. Это были 2000-е, только вводилась эндоскопия в хирургии. Мы с коллегами ездили на обучение, я была в Санкт-Петербурге, после чего мы начали внедрять одними из первых в Казахстане эндоскопию в гинекологии, то есть проводить миниинвазивные операции.
Если раньше мы оперировали лапаротомным доступом, что означало длительный восстановительный процесс для пациента, боли, теперь мы стали лапароскопическим методом оперировать кисту, бесплодие, миомы. Пациент в тот же день может передвигаться, кушать. Во-вторых, такие операции имеют косметический эффект, шрамы практически незаметны. Для хирурга такой метод операции предлагает хороший обзор операционного поля, мы видим детали в 16-кратном увеличении.
В больницу Медицинского центра меня уже пригласили. Мне позвонили и попросили приехать на собеседование. Я помню разговор с тогдашним директором Вячеславом Юрьевичем Дудником. Он ведь тоже хирург и знал, чем брать хирургов: в тот же день показал мне операционную, и я сразу поняла, что хочу здесь работать. Впечатлили технологии. В марте 2015 года я стала гинекологом хирургического отделения Президентской клиники.
О ЖЕНЩИНАХ В ХИРУРГИИ
Хирургия для меня - специальность, где не существует и не должно быть гендерного разграничения. Я никогда не ощущала этого, более того, в нашей больнице не я единственная женщина-хирург: есть Фатима Зурбиевна Борсова - проктолог, есть Айгуль Аманкуловна Абрахманова - уролог. Присутствие женщин в хирургии я воспринимаю как что-то обыденное, как заполнение истории, консультацию пациента.
В одно время я работала в ургентной гинекологии, мы принимали экстренных пациентов со всего города. Однажды к нам поступила женщина с послеродовым кровотечением. Помню, как ко мне прибежала испуганная медсестра и сказала, что меня просят срочно подойти в операционную. Когда я пришла, то первое, что увидела, - это испуганные лица моих коллег. Мне самой тоже стало очень страшно при виде этого большого количества крови. Но старшие коллеги меня всегда учили: никогда не показывать страх, как бы страшно ни было. Никогда. Помню, как всем распределила задания, согласно протоколу организовала процесс - так мы остановили кровотечение. Уже после операции одна медсестра мне сказала: "Пока вы не пришли, у нас было ощущение, что мы потеряем пациентку, и было так страшно". Я, помню, ответила: "Если бы вы знали, как мне было страшно!" Внутри у меня все клокотало, но внешне важно было держать марку.
Я стала жестче, увереннее, профессиональнее. Я очень амбициозный человек, ставлю цель и ее достигаю. Есть очень много замечательных гинекологов, на которых мы с коллегами равняемся: Арно Бартьез, Реваз Бочарошвили, Марио Мальцони и многие другие.
О СТРАХАХ И ПОСТУЛАТЕ "НЕ НАВРЕДИ"
Само командование операционным процессом не вызывает у меня волнения, но каждая операция уникальна. Имея 25-летний опыт в акушерстве-гинекологии, я могу точно сказать, что страх никуда не уходит. Иногда мне кажется, чем старше я становлюсь, чем шире мои знания, тем больше страх, потому что ты много знаешь, много видел. Но это хорошее и нужное чувство: иногда ты вспоминаешь, что делал по молодости в конкретной ситуации, и понимаешь, что такие отчаянные шаги сейчас бы не сделал.
Бывает, что женщина психологически не готова к удалению матки: если есть возможность, мы прилагаем все усилия, чтобы ее сохранить, и удаляем только миоматозный узел. Во всем мире сейчас идет такая тенденция, хирурги стараются делать органосохраняющие операции. Но нужно понимать, для этого есть свои показания.
О РАЗВИТИИ ГИНЕКОЛОГИИ В СТРАНЕ
Я верю в развитие гинекологии в Казахстане. В этой специальности замечательные люди, профессионалы своего дела. Я знаю лично некоторых ребят, которые сейчас трудятся, с которыми мы часто встречаемся на конференциях и мастер-классах, я видела, как они оперируют и как работают. Это прекрасные хирурги, ни в чем не уступающие своим коллегам на Западе, они очень амбициозные, молодые, задорные. Вот лишь несколько имен: доктора Данияр Джакупов, Нурлан Джакиев, Александр Чупин, Кадыржан Усенов в Алматы, Ерлан Муканов в Уральске, Елена Шерстова в Караганде...
О САМОМ ЗАПОМИНАЮЩЕМСЯ СОБЫТИИ 2018 ГОДА
Самым впечатляющим для меня стал 2018 год, потому что мы начали внедрять роботохирургию в нашей больнице. Я познакомилась с этой технологией во время обучения в Израиле, потом в Южной Корее, и когда узнала, что в нашей больнице будут внедрять роботизированную хирургию, была очень рада. В Милане этой осенью мы с коллегами прошли курс обучения, где учились оперировать с помощью этой технологии. Работать на этой установке комфортно, плюс не испытываешь физической нагрузки. 3 преимущества робота - это хорошая визуализация 3Д, высококачественные снимки и разнонаправленные движения.
О ЧЕЛОВЕКЕ ГОДА
Было очень приятно и неожиданно. Все меня поздравляли, те минуты были такими эмоциональными. В медицине, когда человек чего-то достигает, все знают что это результат командной работы, поэтому я благодарна коллегам, с которыми я работаю в команде: Габбасов Ергали Мухтарович, Бекпаев Галижан Амангельдиевич, Кровицкий Виталий Иванович, Гатин Ринат Фоатович, Уразов Талгат Даутович, Ли Антон Иванович и наши замечательные медицинские сестры, во главе с Батимой Мухтаровной Махамбетовой. Когда приехала домой, больше всего радовался сын. Было приятно услышать его слова: "Мама, я горжусь тобой!"