Внутренний и внешний мир поэта-мыслителя Абая Кунанбаева нашел отражение в многочисленных литературных, изобразительных, архитектурных, музыкальных, театральных и кинопроектах. Авторами этих шедевров являются выдающиеся деятели культуры и искусства страны.
Внутренний и внешний мир поэта-мыслителя Абая Кунанбаева нашел отражение в многочисленных литературных, изобразительных, архитектурных, музыкальных, театральных и кинопроектах. Авторами этих шедевров являются выдающиеся деятели культуры и искусства страны.
Именно благодаря их высокохудожественному творчеству великий поэт предстает перед нами в своей духовной возвышенности и мудрости.
Так какие же именно произведения определили привычный для нас образ Абая Кунанбаева?
1. Литературный образ поэта, его духовно-нравственные искания и принципы, жизненный и творческий путь сформированы в гениальном многотомном романе Мухтара Омархановича Ауэзова "Путь Абая".
Сакральное значение эпопеи заключается и в том, что выдающийся писатель через судьбу Абая показал всю палитру социальных и традиционных взглядов и отношений в казахском обществе конца XIX - начала XX века. Роман был написан в четырех книгах в течение почти 15 лет - с 1942 по 1956 годы.
Кстати, предтечей этого поистине титанического труда была трагедия "Абай", написанная и поставленная Мухтаром Ауэзовым совместно с Леонидом Соболевым в 1939 году.
Эпопея донесла до своего читателя через многочисленные переводы на языки народов мира боль и надежды, стремления и мечты, прошлое и будущее казахского народа. Роман стал классикой не только казахской, но и современной мировой литературы.
2. С именем Мухтара Ауэзова связано и еще одно гениальное произведение - опера "Абай", где писатель выступает в качестве автора либретто.
Постановщиками оперы стали Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. Первым исполнителем роли Абая является народный артист СССР Ришат Абдуллин, а партии Ажар - народная артистка СССР Куляш Байсеитова, Айдара - народный артист Казахской ССР Байгали Досымжанов. В 1958 году опера с триумфом прошла премьеру в Москве.
Вот уже более 75 лет данное произведение в театральном репертуаре страны и за это время стало символом казахского оперного искусства.
3. Конец 40-х годов прошлого столетия ознаменовался появлением еще одного шедевра культуры. В 1949 году состоялась премьера спектакля "Абай" на сцене Казахского академического театра драмы.
Основной сюжет спектакля - путь становления поэта-борца и просветителя. Уже через три года в 1952 году группа артистов, занятых в спектакле, удостаивается Государственной премии СССР.
Образ Абая открыл "окно" в мир высокого искусства режиссеру Ш. Айманову, художнику В. Голубовичу, актерам К. Бадырову (роль Абая), К. Куанышпаеву (роль Кунанбая), Е. Умурзакову (роль Даркамбая), С. Кожамкулову (роль Майбасара ), Р. Койшубаевой (роль Зере) и Х. Букеевой (роль ведущей).
4. Духовный мир Абая Кунанбаева оказал значительное влияние и на творческие взгляды многих деятелей изобразительного искусства.
Также в 40-е годы прошлого столетия, а именно в 1945 году, из-под кисти выдающегося мастера живописи Абильхана Кастеева выходит ставшая классической картина - "Портрет юного Абая".
Поэт предстает еще молодым человеком, но в его облике художником передана сила интеллекта и характера, черты будущего великого мыслителя. В целом А. Кастеев за всю свою творческую деятельность написал более 30 работ, посвященных великому поэту. Но именно "Портрет юного Абая" станет этапным не только в творчестве художника, но и в казахском изобразительном искусстве.
10 малоизвестных фактов о жизни и творчестве Абая Кунанбаева
5. Облик Абая занимает также особое место в монументальном искусстве страны.
Памятники и бюсты великому поэту установлены во многих селах и городах, во всех областях Казахстана. Кстати, скульптуры поэта являются элементом архитектурного ансамбля таких городов, как Стамбул, Москва, Тегеран, Пекин, Будапешт, Каир, Ташкент.
Но среди них выделяется своей неповторимостью и первозданностью памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы. Он был установлен в 1960 году выдающимися деятелями искусства архитекторами Х. Наурызбаевым и И. Белоцерковским.
Выполненная из бронзы с постаментом из красного гранита фигура поэта как бы находится в движении, возвышается на 13 метров от земли. Накинутый на плечи чапан, в левой согнутой руке книга, задумчивое лицо, взгляд устремлен в будущее - именно по этим деталям мы узнаем нашего великого поэта. Как сказал Мухтар Ауэзов, увидев макет памятника: "Вот это - Абай!"
"Бронзовый Абай" Хакимжана Наурызбаева
Из фондов ЦГА МКС РК
6. Казахское киноискусство также сыграло уникальную роль в формировании в общественном сознании яркого образа поэта-мыслителя.
Да те же 40-е годы прошлого столетия. Непростой и трагический период Великой Отечественной войны. Но, несмотря на все трудности, Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов снимает в 1945 году фильм "Песни Абая".
Талантливые режиссеры Ефим Арон и Григорий Рошаль и звездный актерский состав в лице Шакена Айманова, Капана Бадырова, Шары Джандарбековой, Серке Кожамкулова, Елубая Умурзакова, Камала Кармысова, Калибека Куанышпаева - этот факт уже предопределил успех данной картины.
Для многих поколений казахстанцев облик Абая Кунанбаева и его окружения долго будет олицетворяться актерской манерой и голосовой интонацией этих выдающихся деятелей культуры страны.
Уже в январе 1946 года послевоенная Москва бурно аплодировала на премьере этого классического фильма о великом поэте.
Экранизировать "Слова назидания" и поэму "Искандер" Абая предложили в Казахстане
7. Творческий образ поэта-мыслителя достаточно наглядно в хронологической последовательности донесли до общественности документальные фильмы Тимурлана Арганчеева и Сергея Азимова.
В 1983 году Арганчеевым был снят фильм "Абай. Жизнь и творчество" как учебный материал для общеобразовательных школ. Снятый в черно-белом формате, продолжительностью около 20 минут, фильм фиксирует тонкости эпохи и конкретные факты жизни Абая Кунанбаева. Нужно отдать должное таланту не только режиссера, но и сценариста - Бахытжана Канапьянова, которые преодолели идеологическое давление системы, показали Абая прежде всего как поэта и мыслителя.
Через почти 15 лет в свет выходит документальный фильм Азимова "Я называю Абая отцом". Режиссер по-своему осмысливает историческую миссию великого поэта. Он удачно использует жанр воспоминаний, дает возможность выслушать людей, несущих духовность поэта в своей душе. Например, как трогательно и достоверно звучат слова внучки мыслителя Макен-апа.
Обе работы известных режиссеров заслуженно получили как общественное, так и профессиональное признание.
8. В свое время роль Интернета, социальных сетей, радио и телевидения выполняла почта с ее марками и конвертами.
Именно почтовые марки стали активными "пропагандистами" образа Абая Кунанбаева. Они были выпущены с разными изображениями поэта в 1965 году и дважды в 1995 году.
Однако более узнаваемый и, откровенно говоря, более удачный портрет Абая Кунанбайулы запечатлен на почтовой марке СССР из серии "Писатели нашей Родины" выпуска 1965 года.
Фото из открытых источников
9. Фотографическое искусство подарило потомкам только два достоверных снимка Абая Кунанбаева, и оба в окружении членов семьи.
Особенно близким нам стало фото, где поэт запечатлен вместе с сыновьями Акылбаем и Турагулом. Это фотография была снята в Семипалатинске в 1896 году.
Абай Кунанбаев с сыновьями. Из фонда ЦГА КФДЗ
10. Эта фотография легла в основу изображения Абая Кунанбайулы уже в эпоху независимости Казахстана на банкноте номиналом 20 тенге, серебряной монете номиналом 500 тенге, нейзильбере номиналом 50 тенге.
Фото из открытых источников
Это самые тиражные и массовые формы изображения мыслителя. Что касается банкноты номиналом 20 тенге, то в настоящее время она изъята из обращения.
Ерлан Арын, профессор