Сегодня массовка в фильмах создается с помощью компьютерной графики, но раньше режиссерам для создания в кадре эффекта толпы приходилось действовать прямолинейно. Нужны огромные армии? Нужна толпа, внимающая речам королей? Нужны зрители смертельной схватки на арене Колизея? Нужен размах библейских масштабов? Собирай массовку и будь готов раскошелиться.
Сегодня массовка в фильмах создается с помощью компьютерной графики, но раньше режиссерам для создания в кадре эффекта толпы приходилось действовать прямолинейно. Нужны огромные армии? Нужна толпа, внимающая речам королей? Нужны зрители смертельной схватки на арене Колизея? Нужен размах библейских масштабов? Собирай массовку и будь готов раскошелиться.
Сегодня большие толпы людей на съемочной площадке не приветствуются - людскими массами сложно управлять, их нужно кормить и одевать, платить 80-100 долларов за восьмичасовую смену каждому прохожему на заднем плане не готов даже самый щедрый продюсер, а потому живую массовку давно сменили размноженные компьютером небольшие "ударные отряды". Однако еще совсем недавно эпичное кино сложно было представить себе без тысяч участников. Давайте вспомним наиболее впечатляющие из них - картины, поражающие воображение числом занятых в массовых сценах людей.
Метрополис (1927) / Metropolis
Эпический антиутопический шедевр Фрица Ланга "Метрополис" опередил свое время и заслуженно стал источником вдохновения для массовой культуры на сто лет вперед, его наработками пользуются в кино ("Бразилия" и "Особое мнение"), в музыке (Мадонна и Кайли Миноуг) и даже в рекламе (Givency и Versace). С бюджетом в 5 миллионов рейхсмарок (крупнейший проект на тот момент времени) Ланг мог позволить себе не только грандиозные декорации, но и массовку, которая сокрушила бы любые представления о кино. И его видение фильма воплотилось с большой точностью – в массовых сценах было задействовано свыше 37 тысяч человек. Если с 25 тысячами мужчин и 11 тысячами женщин проблем не возникло, то для сцены с четырьмя тысячами бритых наголо случилась загвоздка, продюсер смог найти только тысячу человек, готовых расстаться с шевелюрой, - Лангу пришлось использовать оптические приемы, чтобы "размножить" найденную тысячу. Зато не было недостатка в детях, которые изображали недоедающих бедняков, - ситуация в Германии позволила без труда найти полтысячи голодающих ребятишек прямо за воротами студии.
Камо грядеши? (1951) / Quo Vadis
Фантастическая по своему размаху постановка "Камо грядеши" режиссера Мервина Лероя впечатляет сразу тремя сценами, где число занятых в массовке участников превышает разумные даже по тем временам нормы. Открывающее фильм шествие Марка Виниция берет своей нарядной красотой - около четырех тысяч человек, изображающих военачальников, солдат, местных жителей, аристократию и бедняков, снимали с четырех камер, расположенных на специально сооруженных башнях, а управляли всем процессом 16 ассистентов режиссера. Сцену поджога Рима снимали 24 дня, за которые через огонь прогнали 2000 статистов (интересно, что в реальности городу хватило всего 6 дней, чтобы сгореть дотла). Наконец, для цирка Нерона были выстроены декорации, вмещающие 30 тысяч человек массовки. Добавьте к этой толпе 63 львов, двух гепардов, трех коров, пять баранов, быка и 450 лошадей, и вы получите такой вертеп, управление которым сложно себе даже представить. Стоит добавить, что для фильма было изготовлено 32 тысячи костюмов, 15 тысяч вручную сшитых сандалий, 13 тысяч ювелирных украшений, 4 тысячи щитов и шлемов. Да, старый Голливуд мог себе позволить повеселиться.
Десять заповедей (1956) / The Ten Commandments
Грандиозная драма "Десять заповедей" режиссера Сесила де Милля оказалась настолько успешной и такой масштабной, что повторить ее размах и достижения больше никто и никогда не решался. В рамках данной подборки мы расскажем только о том, как управлялась сцена исхода евреев из Египта. Потребовавший отпустить свой народ Моисей, кажется, в фильме был сам впечатлен тем, сколько людей захотело покинуть с ним вместе свой дом – массовку составили 14 тысяч статистов. И ладно бы в съемках принимали участие только люди, евреи уходили вместе со скотом, а потому к людской толпе добавилось 15 тысяч животных и птиц: козы, верблюды, коровы, ишаки, гуси. Управляли этой бурной массой 88 ассистентов режиссера, из которых только шесть имели опыт работы в Голливуде, остальных набрали прямо в Египте, где снимали фильм. Помощь съемкам оказало также и египетское правительство – 200 военных, лошади и техника обеспечивали охрану и коммуникации внутри грандиозного сета. В год своего выхода на экраны «Десять заповедей» заработали 65 миллионов долларов, что по нынешним временам превышает миллиард, – таким образом, данный фильм можно считать самый успешной библейской постановкой в истории кино.
Вокруг света за 80 дней (1956) / Around the World in Eighty Days
Лучший по меркам Американской киноакадемии фильм 1956 года "Вокруг света за 80 дней" Майкла Андерсона установил сразу несколько впечатляющих рекордов для своего времени. Только представьте, съемки развернулись в 13 странах и 112 локациях, а звезд в картине было занято столько, что финальные титры ленты длятся 6 минут и 21 секунду – тоже рекорд тех лет. Но вернемся к массовке – в фильме было занято 60 тысяч статистов, правда, они в таком количестве одновременно в кадре не появлялись, что, впрочем, ничуть работу не упрощало. Грандиозными людскими скоплениями приходилось руководить в Испании, Франции, Индии, Японии, Германии, все это сопровождалось языковым барьером, вопросами логистики и совмещения с уже отснятым материалам – можно было сойти с ума. Словно проблем с людьми было мало, на съемки было доставлено более 8,5 тысячи животных, от слонов до скунсов, от буйволов до страусов. Вдобавок для съемок было пошито 75 тысяч костюмов, что вкупе с остальным позволило картине собрать 42 миллиона долларов в прокате.
Бен-Гур (1959) / Ben-Hur
Сцена гонок на колесницах в апофеозе драмы Уильяма Уайлера "Бен-Гур" до сих пор считается непревзойденным по мастерству съемок эпизодом в истории Голливуда. 10 недель ушло на то, чтобы поставить и снять грандиозное кровопролитное соревнование, 82 лошади были специально привезены на огромные декорации, специально выстроенные для фильма, трибуны заняли 8 тысяч человек. Однако гонка – не единственная сцена, потребовавшая от Уайлера внушительной массовки, еще 15 тысяч человек приняли участие в сценах с Иисусом: на его проповеди, мучительном восхождении на Голгофу и в эпизоде казни. В картине использовано 100 тысяч костюмов, часть которых, впрочем, была позаимствована из запасников "Камо грядеши", в то же время часть доспехов пришлось изготовить специально для "Бен-Гура". Старания художников, декораторов, костюмеров и гримеров были щедро оплачены – картина стала первым в истории обладателем 11 статуэток "Оскар".
Спартак (1960) / Spartacus
Съемки "Спартака" шли очень непросто. Режиссер Стэнли Кубрик, которому на момент начала работы было всего 32 года, разругался со всеми: от Далтона Трамбо, знаменитого сценариста, до Питера Устинова, дававшего постановщику советы. Актер Кирк Дуглас лез из кожи вон, чтобы ответить Уильяму Уайлеру на жестокую обиду: режиссер выбрал на роль Бен-Гура не Дугласа, а Чарлтона Хестона. И это не считая конфликтов между актерами – там было так жарко, что на съемочной площадке было опасно находиться. Сама съемочная группа к финалу разрослась до 10 тысяч человек, для съемок было изготовлено 5 тысяч комплектов воинской брони, из итальянских музеев доставили несколько тонн скульптур. Поскольку съемки проходили в Испании, то и массовку предоставила испанская армия – 8000 человек изображали римский легион, а в батальных сценах использовалось до 50 тысяч человек. По подсчетам экспертов, стоимость производства такого фильма сегодня вполне могла перевалить за 200 миллионов долларов.
Война и мир (1965)
Экранизация знаменитого романа Льва Толстого "Война и мир" - возможно, самая высокобюджетная картина в истории советского и российского кино, 8 миллионов бюджета – цифры космические для середины 1960-х. Работа над картиной напрямую контролировалась Минкультом СССР, но это же позволило авторам воспользоваться музейными запасниками по всей стране – мебель и многие аксессуары в фильме не просто имитируют исторические, они являются подлинными и полностью аутентичными. Не остались в стороне и другие госорганы – Министерство легкой промышленности получило заказ на десятки тысяч костюмов и мундиров, а от Министерства обороны потребовались целые полки для работы в батальных сценах. Последние сформировали даже отдельный кинематографический кавалеристский полк численностью около 1500 всадников, который впоследствии использовался в съемках других фильмов. Сколько человек было задействовано в съемках, сегодня точно сказать невозможно, но число прикомандированных к съемкам солдат исчислялось военными подразделениями, а значит, счет можно вести на десятки тысяч.
Ватерлоо (1970) / Waterloo
Успех "Войны и мира" обратил внимание на Сергея Бондарчука из-за рубежа, знаменитый продюсер Дино Де Лаурентис предложил нашему соотечественнику продолжить тему и снять фильм об одной из грандиознейших баталий XIX века. На постановку не пожалели ни денег, ни сил, и результат был ошеломляющим – грандиозная битва при Ватерлоо никогда не была и, наверное, не будет показана так детально и объемно. Для съемок были привлечены 15 тысяч солдат Советской армии, которые прошли несколько недель обучения владению оружием 1815 года и соблюдению военных порядков того времени. Дополнительно экранные армии были "доукомплектованы" батальонами, состоящими из представителей других стран. Бондарчук, подобно Наполеону, возвышался над битвой и руководил процессом по рации с помощью четырех переводчиков (на английский, немецкий, итальянский и сербский языки). Съемки продлились 28 недель, стоили 35 миллионов долларов, и ничего грандиознее на эту тему больше снимать никто не рискует.
Ганди (1982) / Gandhi
К съемкам главного фильма в своей карьере Ричард Аттенборо шел 18 лет – в 1962 году идея фильма о Ганди была высказана впервые, и лишь в ноябре 1980-го удалось приступить непосредственно к работе. Книга рекордов Гиннесса утверждает, что массовка, задействованная в сцене похорон великого индийского государственника, крупнейшая в истории кино, и спорить с этим трудно – в данном эпизоде было занято фантастическое число участников, триста тысяч человек. Причем затруднений такая мобилизация не вызвала никаких – мало того, что едва ли не все, кроме ситхов, в Индии желали принять участие в важном для страны фильме, так Аттенборо запланировал съемку главной сцены на 31 января 1981 года, очередную годовщину смерти Ганди. От добровольцев сняться в толпе, провожающей национального лидера, не было отбоя, все, что требовал режиссер, – не приходить в ярких одеждах. Участие в массовке оплачивалось лишь тем, кто был в первых рядах процессии, но жители Индии деньгами не интересовались – по их мнению, Бен Кингсли в гриме и национальных одеждах выглядел воскресшим Ганди, и видеть его было щедрой платой за посещение площадки.
Последний император (1987) / The Last Emperor
Легенда гласит, что английская королева Елизавета Вторая, прибыв в Китай с официальным визитом в 1986 году, пожелала посетить знаменитый Запретный город, но не смогла по необычной причине – внутри проходили съемки какого-то фильма, и вход внутрь был запрещен всем, включая королев. "Какой-то фильм" – это, разумеется, драма Бернардо Бертолуччи "Последний император", первый западный проект, для которого открылись двери китайских сокровищниц, памятников и артефактов. Правительство Китая поддерживало съемки всем, чем могло, режиссеру было предоставлено 19 тысяч статистов для съемок массовых сцен, еще две тысячи было делегировано из Народной армии Китая, солдатам было доверено исполнить роли воинов императора династии Цин. Было, впрочем, в производстве и такое, что китайским мастерам было не под силу – костюмы шили в Америке (их было около 9 тысяч), а на производство париков из-за океана было импортировано две тонны настоящих человеческих волос.
Властелин Колец (2001-2003) / The Lord of the Rings
Революционные изменения, привнесенные развитием компьютерных эффектов, многих постановщиков отвратили от использования "грубой человеческой силы", но порой привлечение в кадр живых людей дает существенный выигрыш. Питер Джексон, работая над трилогией "Властелин Колец", вполне мог упростить себе труды, но он посчитал это неприемлемым и привлек к работе над трилогией более 20 тысяч статистов. Массивные армии, бьющиеся за Хельмову падь и осаждающие Минас-Тирит, – это живые люди, отряды которых исчислялись тысячами человек. Чтобы обеспечить такую массовку соответствующим оружием и обмундированием, мастера изготовили 48 тысяч мечей, 900 доспехов, 500 луков и 10 000 стрел к ним, 15 тысяч различных одежд и 1800 пар хоббичьих ног. Для изготовления эльфийских кольчуг использовано 12 миллионов металлических колец, а каждый эльфийский меч изготовлялся по 3-6 дней. Правительство Новой Зеландии, где проходили съемки, сперва было несколько обижено заморскими гостями, мол, работникам платили мало, массовку гоняли почем зря, а Хоббитон заставили построить забесплатно. Вложенные силы вернулись островному государству сторицей позже – туризм в Новой Зеландии после выхода фильма увеличился на 50 процентов, а места съемок стали главным развлекательным направлением.
По материалам Fishki.net и Filmpro.ru