В 2021 году Центральный государственный архив Республики Казахстан отмечает 100-летний юбилей. За свою вековую историю архив собрал богатейшие документальные материалы по истории науки и культуры нашей страны, которые отложились в фондах личного происхождения. Так и личный архив заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, заслуженного артиста Казахской ССР Юрия Людвиговича Рутковского, стоявшего у истоков создания Государственного академического русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, занимает особое место в документальном наследии выдающихся деятелей культуры Казахстана.
В 2021 году Центральный государственный архив Республики Казахстан отмечает 100-летний юбилей. За свою вековую историю архив собрал богатейшие документальные материалы по истории науки и культуры нашей страны, которые отложились в фондах личного происхождения. Так и личный архив заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, заслуженного артиста Казахской ССР Юрия Людвиговича Рутковского, стоявшего у истоков создания Государственного академического русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, занимает особое место в документальном наследии выдающихся деятелей культуры Казахстана.
Юрий Людвигович Рутковский родился 21 ноября 1891 года в Варшаве (Польша). Его отец был слесарем мастерских Привисленских железных дорог, затем актером. С 1898 по 1903 год Юрий учился в городском училище, затем 3 года - в техническом училище повышенного типа.
В 1906 году вся семья Юрия Людвиговича переехала в Челябинск (Россия) к родственникам. Там жил его дядя, бывший политкаторжанин Антон Иосифович Квацинский. Юноша продолжил учебу в технической железнодорожной школе. В 1909 году поступил на работу в частную токарную мастерскую Осинского. Вскоре тяжело заболел отец Юрия, и его перевезли в Варшаву, где он и умер в 1910 году. В связи со смертью отца Рутковский возвращается на родину. Он работает в техническом бюро инженера Эбера техником-строителем и в то же время поступает в театральную студию, которую окончил в 1913 году. В феврале 1914 года он принят в состав труппы Варшавского художественного театра. В театре прослужил недолго.
В ноябре этого же года его мобилизовали на военную службу – участвовал в Империалистической войне (Первая мировая), был рядовым 33-го мотоциклетного отделения Уссурийской бригады 5-й армии Российской Императорской армии.
В конце 1916 года зачислен рядовым в 1-й запасный Сибирский полк. Был ранен, лежал в госпитале в Петрограде. В мае 1918 года врачебная комиссия освободила его от военной службы.
После окончания войны Рутковский не смог вернуться в оккупированную немцами Варшаву и остался в России.
С этого времени началась прерванная ранее театральная деятельность Рутковского. В период Гражданской войны работал в агитпунктах, агитпоездах, дорожном политотделе Омской железной дороги. В Омске Рутковский знакомится со своей женой Елизаветой Болеславовной Кручининой (девичья фамилия Пржбальская), которая была ведущей актрисой театра. К слову сказать, личный архив народной артистки Казахской ССР Е.Б. Кручининой-Рутковской также хранится в ЦГА РК.
Постепенно сложился постоянный коллектив, в котором Юрий Людвигович был режиссером и актером первого плана. Он служил во многих драматических театрах Белгорода, Бобруйска, Горького, Курска, Нижнего Новгорода, Омска, Старого Оскола, Ташкента и в других городах.
Его труппа выступала с огромным успехом. В документах Рутковского сохранились свидетельства (справки, удостоверения и другие) об успешных гастролях его труппы, к примеру, удостоверение Рыльского уездного комитета 1925 года, в котором говорится: "Привезенная труппа артистов т. Рутковским оказалась высоко художественной и сумела с первого спектакля заинтересовать весь город на столько, что посещаемость театра сильно увеличилась…" (Правописание сохранено).
В 1931 году Рутковский был направлен московским Посредрабисом (Посредническое бюро по найму и распределению (трудоустройству) актеров и других театральных работников, существовавшее в СССР в 1920-30-х годах) в Фрунзе (Прим. ред.: бывшее название Бишкека, Киргизия) на должность художественного руководителя русского драматического театра, в котором проработал до 1933 года.
В 1933 году Юрий Людвигович Рутковский был приглашен заведующим сектором искусств Наркомата народного просвещения КазАССР Жуматом Шаниным для организации и руководства русским драматическим театром в Алма-Ате.
По не предвиденным для театра обстоятельствам первый сезон в 1933-1934 годах открывался дважды. В связи с отсутствием театрального помещения предполагалось, что русский драматический театр откроет свой сезон в клубе им. Ф.Э. Дзержинского, однако строительство клуба не было закончено в срок. Театр начал свою деятельность 31 октября в Семипалатинске. Это был спектакль "Любовь Яровая" по одноименной пьесе К.А. Тренева. Затем были спектакли "Егор Булычев" М. Горького, комедия "Чужой ребенок" В. Шкваркина, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Без вины виноватые" А.Н. Островского. С каждым новым спектаклем театр имел все больший и больший успех у зрителей и готов был уже остаться в Семипалатинске до конца зимнего сезона, но телеграммой из Алма-Атинского горкома театру было предложено выехать в столицу, так как здание уже достроили.
В Алма-Ате театр открылся 26 января 1934 года спектаклем "Страх" по пьесе А.Н. Афиногенова в постановке Юрия Людвиговича Рутковского.
Много было обязанностей у художественного руководителя театра: Рутковский должен был выработать репертуар на год, составлять производственные планы театра, как то разбивка и порядок премьер, расписание репетиций, распределение ролей среди актеров, наблюдение за выполнением обязанностей всех цехов театра; проверять постановочные сметы, ставить из основного репертуара не менее 25 процентов премьер, отвечать за художественную и политическую линии репертуара, а также лично участвовать в спектаклях как актер первого плана и другое.
Среди постановок Ю.Л. Рутковского в Русском театре драмы спектакли по пьесам "Любовь Яровая" К.А. Тренева, "Разлом" Б.А. Лавренева, "Аристократы" Н.Ф. Погодина.
В 1934 году Рутковский успешно поставил "Түнгі сарын" М.О. Ауэзова в Казахском театре драмы. Режиссер М.Г. Насонов заболел тифом, и коллектив театра обратился за помощью к Юрию Людвиговичу. Переводчиком и консультантом по бытовым и историческим вопросам был сам автор. Это значительно облегчило работу. Ведь сама пьеса было сложной из-за большого количества персонажей, массовых сцен на малой, технически не оснащенной сценической площадке. В результате интенсивной работы коллектива премьера спектакля состоялась в срок – 1 января 1934 года. Зрители восторженно приняли "Түнгі сарын".
В театральном сезоне - 1937-1938 состоялась премьера "Түнгі сарын" – "Ночные раскаты" в русском театре драмы. Режиссер продолжает сотрудничать с Казахским академическим театром драмы – в 1946 году "Ревизор" Н.В. Гоголя, в 1947-м совместно с Ш.К. Аймановым - "Человек с ружьем" Н.Ф. Погодина.
В 1937 году Рутковскому присваивают звание "Заслуженный артист Казахской ССР".
В Русском театре драмы Рутковский проработал до 1939 года. В 1937-1939 годах вел курс режиссуры в Казахском театральном училище.
Рутковского неоднократно командировали для оказания творческой помощи в областные театры республики для постановок крупных драматических произведений – "Отелло" (1943 год), "Ромео и Джульетта" (1947 год) В. Шекспира, "Машенька" А.Н. Афиногенова (1943 год) в Кустанайском русском драматическом театре.
В начале 1939 году приказом Управления по делам искусств Казахской ССР был командирован в Казахский драматический театр в Чимкент с определенной задачей: укрепить творческие позиции молодого коллектива, подготовить из числа творческого состава режиссера-постановщика.
В 1940 году был назначен начальником отдела театров Управления по делам искусств Казахской ССР, в котором проработал полтора года, затем направлен режиссером-постановщиком в Казахский академический театр оперы и балета (имя Абая будет присвоено в 1945 году).
За период работы в театре Рутковский дважды исполнял обязанности главного режиссера (в 1943-1944, 1954-1955 годах) и дважды был на должности замдиректора по творческой части (в 1952-1954, 1957-1958 годах).
Ю.Л. Рутковский поставил свыше тридцати спектаклей: "Отелло", "Риголетто", "Трубадур" Дж. Верди, "Кармен" Ж. Бизе, "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно, "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, "Пиковая дама" П.И. Чайковского, "Молодая гвардия" Ю.С. Мейтуса и другие.
Особое место в режиссерской практике Рутковского занимала концертная деятельность, насчитывающая около двадцати постановок специальных тематических концертов к историческим датам, крупным республиканским мероприятиям.
Трудовые заслуги Ю.Л. Рутковского отмечены медалями "За трудовое отличие", "За доблестный труд", Грамотами Верховного Совета Казахской ССР, Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР, Министерства культуры СССР, значком "Отличник культуры", двумя орденами "Знак Почета".
специалист высшего уровня квалификации:
архивист высшей категории отдела
по работе с архивами и историко-документальными
коллекциями личного происхождения ЦГА РК
Е.Н. Джунусова
Показать комментарии