В годы Великой Отечественной войны тихая тыловая Алма-Ата превратилась в столицу бандитов и уголовников, съехавшихся сюда со всей территории Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны тихая тыловая Алма-Ата превратилась в столицу бандитов и уголовников, съехавшихся сюда со всей территории Советского Союза.
Когда началась война, в Алма-Ату хлынул поток эвакуированных, среди которых было немало молодых и здоровых мужчин. Причем многие из них всеми возможными путями пытались избежать отправки на фронт. Они выклянчивали и покупали у врачей справки о том, что страдают неизлечимыми недугами - от плоскостопия до туберкулеза. Некоторые дезертиры просто убегали в горы или камышовые заросли Балхаша и Или. Академик Уфа Ахметсафин вспоминал, как весной 1943-го его мобилизовали помогать милиции в поимке большой группы дезертиров. При задержании завязался настоящий бой - один милиционер погиб, несколько активистов, в том числе и сам Ахметсафин, были ранены.
Кроме специалистов, актеров и ученых, в тыловой город вместе с эвакуированными жителями западных районов России, Украины, Молдавии и Белоруссии хлынули московские, киевские, харьковские, кишиневские и минские карманники и налетчики. В отличие от обычных беженцев, асоциальные элементы умели прекрасно адаптироваться в незнакомой среде. Едва осмотревшись, они принялись воровать и грабить. Благо поживиться было чем - многие эвакуированные смогли захватить с собой наиболее ценные вещи, в том числе золото и драгоценности. Хотя налетчики не брезговали и приличной одеждой и едой. В условиях продуктового дефицита и голода ценились продовольственные карточки. Причем воры не просто промышляли, они устраивали сходки, на которых обменивались опытом и обучали друг друга новым методам и приемам краж.
Главным центром притяжения алматинского криминалитета являлся Никольский рынок, хозяйкой которого была Тамара Фастовская, известная всему городу как Томка. Оперативники установили за ней наблюдение, изучили ее связи и выяснили, что продукты бизнесвумен получает непосредственно с торговых баз и магазинов. Предприимчивая Томка оптом скупала сахар, соль, муку, сало, керосин и прочие дефицитные продукты, а продавала товары по завышенной в три, а то и в пять раз цене. Прибыль она делила с поставщиками. В августе 1942 года милиционеры накрыли всю спекулятивную сеть. При обыске дома у Фастовской под половицами было найдено 10 тысяч советских рублей, около 1,5 килограмма золотых ювелирных украшений, 1 529 долларов США, 26 английских фунтов стерлингов, облигации Государственного займа СССР на 107 тысяч советских рублей и 8 227 золотых рублей царской чеканки!
Мало кто знает, что знаменитая банда "Черная кошка" из ставшего культовым фильма "Место встречи изменить нельзя" действовала не в Москве, а в Алма-Ате. Преступная группировка состояла из семерых отпетых уголовников, готовых убивать за продуктовые карточки и одежду, не говоря уж о золотых изделиях и деньгах. Бандиты "гастролировали" по южному Казахстану, выезжали в Киргизию и Узбекистан. Обезвредить их удалось только после войны. В 1946 году сотрудники Министерства государственной безопасности вместе с милиционерами окружили банду в горах и полностью уничтожили.
Кроме уголовников, в Алма-Ате было немало… немецких шпионов. В 1944 году сотрудники МГБ ликвидировали группу из семи диверсантов и примкнувших к ним дезертиров. Банда готовила и осуществляла покушения на партийных и хозяйственных руководителей, устраивала террористические акты на эвакуированных в Алма-Ату промышленных предприятиях и активно занималась вербовкой людей, недовольных советской властью. Удалось задержать и опасного агента-одиночку - некоего Карпенко. Опытный и прекрасно подготовленный диверсант семь раз изменял свою фамилию и внешность и постоянно менял места ночевок.
Неимоверными усилиями в начале 50-х годов сотрудникам МГБ и милиции удалось стабилизировать криминальную обстановку в Алма-Ате. Кривая преступности поползла вниз. Но ненадолго. Весной 1953 года, после смерти Сталина, министр внутренних дел Лаврентий Берия и председатель совета министров Александр Маленков инициировали амнистию уголовников. Десятки тысяч бандитов, воров, грабителей и насильников вышли из лагерей. Одним из первых городов, в которые они потянулись, стала Алма-Ата. Но это уже совсем другая история…
Эрик Аубакиров, "Экспресс К"