Рэй Брэдбери - легендарный писатель, классик научной фантастики. Его карьера продлилась 74 года, он писал объемные романы, короткие очерки и рассказы, пьесы, стихи. Из-под пера Брэдбери вышли такие сочинения, как антиутопия "451 градус по Фаренгейту", цикл рассказов "Марсианские хроники" и частично автобиографическая повесть "Вино из одуванчиков". Одно из последних интервью писатель дал журналисту "Аргументы и факты" Георгию Зотову. Вот как вспоминает тот день сам автор:
Рэй Брэдбери - легендарный писатель, классик научной фантастики. Его карьера продлилась 74 года, он писал объемные романы, короткие очерки и рассказы, пьесы, стихи. Из-под пера Брэдбери вышли такие сочинения, как антиутопия "451 градус по Фаренгейту", цикл рассказов "Марсианские хроники" и частично автобиографическая повесть "Вино из одуванчиков". Одно из последних интервью писатель дал журналисту "Аргументы и факты" Георгию Зотову. Вот как вспоминает тот день сам автор:
"Семь лет назад я последний раз (всего их было два) брал интервью у Рэя Брэдбери (оно будет приложено ниже) в Лос-Анджелесе. Меня тогда поразило, как живет мировой классик, произведениями которого я зачитывался в школе. Старый дом в неблагополучном районе Лос-Анджелеса (таксист, пока туда ехал, заблокировал двери), помещение достаточно скромное, сиделка-негритянка (все ж Брэдбери 90 лет скоро намечалось), и шикарный творческий беспорядок. То есть, что у меня дома творится - это все чушь. У Брэдбери просто все было в хлам, некоторые бумаги валялись на полу, и он запрещал уборщице их убирать. Он был в шортах, и пиджаке с галстуком. "Извините, сейчас так жарко, шорты самое оно". "А галстук зачем?". "Ну что вы...все таки ж интервью".
- Скажите, вас уже разрешено поздравлять с 90-летием?
- Подождите немножко. Знаете, а девяносто лет - это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по дому в кресле-каталке, застревая на поворотах… Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира - "Брэдбери исполнилось сто лет!". Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я еще не умер.
Фото с сайта bilimkurgukulubu.com
- В 1950 году вы написали книгу, принесшую вам всемирную славу, - сборник рассказов "Марсианские хроники". Там говорилось: уже к началу второго тысячелетия на Марсе будут поселения, целые города землян. Как вы думаете, почему этого в итоге так и не произошло?
- Меня часто про такое спрашивают, и я люблю фантазировать над ответами. Чтобы они были разными! Ответ сегодняшнего дня: потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы. Вы особенно не обращайте внимания, это старческое брюзжание (смеется) - мне же скоро сто лет.
Фото с сайта edufuture.biz
- Зато вы вполне можете назвать себя пророком. В вашем романе "451 градус по Фаренгейту" описывается общество, где народ одержим потреблением, массовой культурой, а книги уничтожаются - их жгут особые команды, называемые "пожарными". Я эту книгу прочитал раз двадцать. Сбылось все. Ну почти все... Потребление в XXI веке - это новая религия, а книги читают все меньше. Это как бы немодно.
- О, я тоже часто об этом думаю. Написал однажды страшную сказку, а она взяла и обернулась реальным кошмаром. Есть ощущение, что книги умирают. Все же электронный носитель - это совсем не книга. Для меня мир библиотеки был джунглями Амазонки, которые могли укрыть человека с головой, захватить его шелестом страниц, укутать интересными историями. От монитора всего этого не получишь, там лишь сухой текст, без запаха бумаги - выхолощено, никакой теплоты. Впрочем, опять брюзжу (смеется). Да что это со мной? Наверное, я самый консервативный писатель-фантаст в мире. Вы слышали, дорогой сэр, какие ужасные обо мне ходят легенды?
- Минуточку, я сейчас перечислю. Вы не умеете водить автомобиль. Вы не пользуетесь компьютером. Вы не летаете на самолетах. Романы печатаете на пишущей машинке. Да, и у вас нет высшего образования.
- После этого я добавлю - любые технические новшества вызывают у меня панику. Я их попросту ненавижу. Нет, лифт еще нормально, правда, мне в доме он не нужен. Я бы не отказался, конечно, от личного космического корабля, но только в том случае, если его подарят вместе с командой и ящиком снотворного. Принял таблетки - и спи по дороге на милый Марс.
- Еще меня удивляет вот что: вы - самый успешный в мире писатель-фантаст. В то же время живете более чем скромно - маленький домик, никакой охраны, каждая комната завалена книгами, бумагами, рукописями. Такое впечатление, что вы создали себе собственный мир.
- О нет, я вас обманул. Вы видите вон ту мумию Тутанхамона? (Брэдбери показывает на сувенир из Египта). Она огромной ценности (смеется) - я украл ее из музея в Каире! Ладно-ладно. Я всегда считал, что труд писателя стоит денег. В СССР издавали "Марсианские хроники", но мне не дали ни рубля. А я очень люблю рубли! (Смеется.). Хотя я не поклоняюсь деньгам. У меня глаза на лоб лезут, когда человек, заработав миллион, покупает дорогую машину "Порше", обзаводится охраной и прекращает здороваться с соседями. Мне нужен минимум. И тут вы правы, мой мир - старый дом, по самую крышу заваленный книгами, а выезд оттуда - это как для вас съездить за границу. Зачем? Я же фантаст. Просто закрою глаза и уже вижу себя на Марсе.
- Какой ваш самый интересный вывод за девяносто лет жизни?
- То, что все в этом мире повторяется. Мое детство пришлось на Великую депрессию, а глубокая старость - на крутой финансовый кризис. Ты смотришь в будущее и видишь там причудливые планеты, новые космопорты и машины, летающие по воздуху, а заканчивается всё падением доллара на бирже. Но не стану врать: долго жить интересно. Плохо лишь то, что я пережил дорогих мне людей. Моя жена Маргарет умерла семь лет назад, а не будь ее - я никогда не стал бы писателем. Первые годы меня никто не хотел печатать, она же верила, говорила: "Ты будешь знаменитостью". Теперь меня называют живым классиком. Не могу сказать, что мне это нравится, но определённо звучит лучше, нежели "мертвый классик".
Фото с сайта gregbellmedia.com
- Можно ли сказать, что фантастика в XXI веке мутировала? Когда я читаю современные книги, вижу на страницах шоу: перестрелки, спецэффекты. Но при этом мало мыслей и еще меньше философии.
- Да, и эта мутация довольно странная. В мое время фантастика была увлечена будущим - вот откроются новые миры, полетят звездолеты, люди освоят другие планеты, которые, возможно, населены разумными существами. Сейчас больше пишут про апокалипсис: цивилизация уничтожена в ходе ядерной войны, Землю заселили кровожадные зомби. Наверное, население Земли находится в перманентной депрессии - если будущее видится только таким и каждый в своем друге подозревает врага…
- Ну, вы сами сказали, что все в мире повторяется. Цивилизация пошла на второй круг - может, она возвращается к первобытному состоянию? Тогда впереди охота на мамонтов и война с помощью дубин.
- Что ж, если так - значит, нас ожидает новый Юлий Цезарь, новая инквизиция и новое монгольское завоевание. Но зато и новый Леонардо да Винчи, новые Толстой и Достоевский и новые полеты в космос… Надеюсь, хоть на этот раз мы не упустим шанс основать свою колонию на Марсе. А пока я делаю то, что мне хочется, - печатаю на машинке очередную книгу.
- Спасибо от всех читателей. Последний вопрос: в 2020 году вам исполнится сто лет. Уже можно записываться в очередь на интервью?
- (Смеется.) Конечно. Я уверен: за это время с вами ничего не случится!
Брэдбери умер 5 июня 2012 года, 5 лет назад. Его дети продали дом, где он жил. Дом сломали, разрушили и кажется (точно не уверен) построили на этом месте супермаркет. Так проходит мирская слава. Но зато у нас есть его книги. Всегда. Брэдбери было наплевать на деньги, он все отдавал своим детям, и жил очень скромно - бабло его не интересовало. Для меня это образец последнего романтика на этой Земле. "Таких больше не делают".
© Zotov. (Орфография частично изменена)
Показать комментарии