counter.yadro.ru
МИКС
19 октября 2019 | 09:04

Чингизид и англосакс: что у них общего?

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Чингизид и англосакс: что у них общего?: 2019-10-19 09:04:00 - прочитайте Торегельды Шарманов и Невин Скримшоу

С древних времен для казахов-кочевников залогом выживания в суровых степных условиях было постоянное движение в поисках разнообразных источников пропитания, отвечающих физиологическим потребностям человеческого организма. Конечно, при условии достаточного воспроизводства потомства. В борьбе с внешними и внутренними угрозами немаловажны были забота и взаимопомощь. Благодаря всему этому казахи сумели сохранить потомкам богатую культуру, духовность, этническую и религиозную толерантность.


Иконка комментария блок соц сети

С древних времен для казахов-кочевников залогом выживания в суровых степных условиях было постоянное движение в поисках разнообразных источников пропитания, отвечающих физиологическим потребностям человеческого организма. Конечно, при условии достаточного воспроизводства потомства. В борьбе с внешними и внутренними угрозами немаловажны были забота и взаимопомощь. Благодаря всему этому казахи сумели сохранить потомкам богатую культуру, духовность, этническую и религиозную толерантность.

Дискомфорт кочевые народы испытывали, лишь когда им ограничивали пространство как в географическом смысле, так и в сознательном, вызывая серьезные бытовые и психологические проблемы. В XX веке кочевых казахов принудили к оседлому образу жизни: у многих отобрали скот, а плодородные пастбища превратили в сельскохозяйственные угодья. Следствием индустриализации стало беспрецедентное загрязнение окружающей среды, включая заражение радиоизотопами. Безусловно, все это кардинально изменило образ жизни кочевников и не могло не отразиться на их здоровье. Это, в частности, выразилось в высокой заболеваемости туберкулезом, тяжелым недугом, который еще называют "болезнью сломанных душ".

Характер питания казахов-кочевников XX века, принявших оседлый образ жизни, стал предметом научных исследований моего отца – молодого в те годы ученого-медика Торегельды Шарманова. В 1960-х годах его, в частности, заинтересовал высокий уровень инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и бруцеллез. Как он выяснил, это во многом было связано с недостаточностью в питании витаминов С, А и D, от которых во многом зависит то, как иммунная система нашего организма борется с указанными инфекциями. Из-за нарушений традиций питания и воздействия неблагоприятных экологических факторов казахи, которые были вынуждены принять оседлый образ жизни, оказались в наибольшей степени уязвимыми в условиях агропромышленной революции.

Данное исследование взаимосвязи недостаточности питания с болезнями, проведенное моим отцом в 60-х годах прошлого века, стало революционным для того времени. Оно заложило основу целого направления науки, занимающегося влиянием факторов питания на здоровье человека, в том числе на защиту от инфекций и развитие туберкулеза, бруцеллеза, а также таких заболеваний, как анемия, йодная недостаточность. Благодаря развитию данной идеи зародилось научное сотрудничество моего отца с Невином Скримшоу, легендарным американским профессором из Массачусетского института технологий (MIT).

Выпускник Гарвардского университета, выходец из состоятельной бостонской семьи, сероглазый и статный Скримшоу был настоящим англосаксом. Вопреки многообещающему блестящему будущему врача в одной из гарвардских клиник он выбрал научную карьеру, изучая проблемы питания в странах Центральной Америки. Как он выяснил, для эффективной иммунной защиты и в целом для здоровья исключительно важным является пищевое разнообразие. Причем необходимо присутствие как основных компонентов пищи – белков, жиров и углеводов, так и незначительных по содержанию, но жизненно необходимых микроэлементов и витаминов, которых принято называть микронутриентами. При их недостатке могут развиваться малокровие (анемия), умственная недостаточность и другие серьезные нарушения, особенно у женщин и детей.

К таким же выводам независимо пришел и мой отец – любознательный и энергичный казах-чингизид, потомок номадов, работавший на другом конце земного шара – в Казахстане. Между ним и Скримшоу зародилась научное партнерство и многолетняя дружба. В разные годы они часто встречались на международных конференциях и симпозиумах, ездили друг к другу в гости и много спорили, накапливая научные знания в этом важном вопросе, который, как оказалось, имел колоссальную практическую значимость.

Дело в том, что проблема недостаточности микронутриентов особенно остро встала в период экономического спада в 1990-х после развала Советского Союза. Именно тогда два друга-профессора, Шарманов и Скримшоу, объединили усилия и привлекли средства Организации Объединенных Наций и частных организаций в Казахстан и другие страны Центральной Азии для того, чтобы обогатить пшеничную муку железом, а пищевую соль – йодом. Это была экстренная мера, но она помогла сотням тысяч детей региона избежать умственной отсталости, а женщинам - анемии.

В последующие годы мой отец изучал связь особенностей питания с хроническими неинфекционными заболеваниями, такими как диабет, ожирение, гипертония, рак и другие. Как оказалось, ситуация с хроническими заболеваниями гораздо сложнее, чем с болезнями, вызываемыми недостатком конкретных микронутриентов. Хотя, на первый взгляд, связь между питанием и хроническими болезнями вполне очевидна, однако установить четкую зависимость их развития с отдельными пищевыми компонентами не так уж просто.

Науке известно более 10 тысяч пищевых продуктов, которые состоят из миллионов разновидностей простых и сложных химических веществ, их комбинаций. Находясь в постоянном взаимодействии, они формируют нашу плоть, влияя на то, как мы движемся, спим, дышим и даже мыслим.

Сегодня большинство из нас чаще всего потребляет клоны однообразных пищевых суперпродуктов, которые в промышленных масштабах выращиваются на полях различных континентов по стандартной технологии. Причем, 75 процентов пищи в мире производится лишь из 12 разновидностей растений и 5 видов животных, в то время как наши далекие предки потребляли около сотни различных видов продуктов животного происхождения, трав, ягод, фруктов, доступность которых зависела от географии и сезона.

Из-за доминирования индустрии массового питания, современных средств передвижения, привычки к комфорту наш современник ведет малоподвижный образ жизни, а его пища давно потеряла былое разнообразие. Индустриализация привела к колоссальному загрязнению окружающей среды, ведущему к нарушениям на клеточном и генном уровнях.
Пожалуй, в наибольшей степени указанные изменения коснулись моих предков – номадов, образ жизни которых традиционно был связан с постоянным движением, пищевым разнообразием в окружении чистой первозданной природы. Все это привело к беспрецедентному росту хронических заболеваний, таких как ожирение, диабет, рак, болезни системы кровообращения.

Эти проблемы продолжают будоражить сознание моего отца - академика Торегельды Шарманова, которому 19 октября исполняется 89 лет. Он верит в то, что в наше время единственно правильными условиями сохранения здоровья являются физическая активность, рациональное питание, постоянная умственная деятельность и душевный комфорт.

Как и все живые существа, мы призваны активно двигаться. Регулярные физические упражнения могут значительно улучшить состояние здоровья, предупреждать многие болезни, продлевать жизнь, защищать наши гены и предотвращать воспаление. Рано просыпаясь каждое утро, мой отец выполняет 30-минутную прогулку, а затем занимается на велотренажере и делает упражнения с гантелями. Он уверен в том, что движение не только полезно для физического здоровья, но и способствует умственной деятельности, сохраняя память и благоприятно сказываясь на эмоциональном настрое и душевном состоянии.

Также он считает, что многим современникам стоит разнообразить свое питание, давая предпочтения здоровому выбору пищевых продуктов, а именно, есть больше волокнистых овощей и фруктов, значительно сократить потребление сахаров и продуктов с добавлением сахара, отказаться от трансжиров в пользу умеренного потребления белков и натуральных жиров, а также отдавать предпочтения цельным продуктам, включая необработанное мясо (особенно конское).

Эти принципы Торегельды Шарманов реализует не только на своем личном примере рационального и разнообразного питания, но и путем создания технологичного продукта – шоколада с добавлением кобыльего молока, в котором отсутствует сахар и вредные транс-жиры. В своем немолодом возрасте он сумел наладить промышленное производство нескольких разновидностей данного инновационного продукта с добавлением компонентов с высокой пищевой ценностью, способствующих предупреждению многих хронических заболеваний.

При всем этом мой отец считает, что не стоит упускать одно из главных вознаграждений жизни – удовольствие и наслаждение от принимаемой пищи. Как-то, прибыв домой после длительного тура по Европе и соскучившись по казахской еде, я принялся тонко нарезать кусочки балжайя, приготовленной моей супругой в духовке, сочной конской вырезки, предварительно щедро смазанной медом. Наблюдая то, как со смаком я уплетаю это неземное яство, мой отец воскликнул: "Бедные французские короли! Им так и не суждено было отведать такого чуда".

Алмаз Шарман, профессор медицины
Иллюстрации Нурлана Сулейменова и Дидар Кул-Мухаммед

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная