Мы вынуждены видеть наших коллег чаще, чем друзей и родственников. И неважно, какие человеческие и профессиональные отношения сложились между нами и нашими соседями по офисному пространству. Когда контактируешь с кем-либо так часто, неловкие ситуации неизбежны. TengriMIX делится с вами рекомендациями о том, как выпутаться из них с минимальными потерями.
Мы вынуждены видеть наших коллег чаще, чем друзей и родственников. И неважно, какие человеческие и профессиональные отношения сложились между нами и нашими соседями по офисному пространству. Когда контактируешь с кем-либо так часто, неловкие ситуации неизбежны. TengriMIX делится с вами рекомендациями о том, как выпутаться из них с минимальными потерями.
В нашей культуре, в том числе и в нашей бизнес-культуре, принято принимать межличностные отношения близко к сердцу и реагировать на неоднозначные ситуации в офисе глубоко, эмоционально и продолжительно. Однако когда вы приходите на работу, то это не означает что вы приходите в компанию близких друзей или родственников. И когда речь идет о чисто рабочих моментах, никто не обязан оберегать ваши чувства. С другой стороны, какими бы формализованными ни были отношения между коллегами, мы все остаемся людьми и у всех нас есть свои слабости.
"В любой ситуации у вас есть возможность выбора, как к этой ситуации относиться", - считает основатель компании Strategize That Лори Шервин.
Если речь идет о недоразумениях с коллегами или начальством, то спокойствие и холодный расчет помогут вам куда больше, чем горячее сердце и склонность искать правду и справедливость. Отношение имеет значение, поэтому, перед тем как ответить, соберитесь и проверьте, контролируете ли вы свои чувства. Убедитесь, что ваша реакция в ответ на неприятную ситуацию объективная, а не эмоциональная.
Ситуация первая: вас подставили перед начальством
Знакомая история. Вы вместе работаете над каким-то проектом, все идет нормально, и тут ваш коллега допускает досадную ошибку. Ничего, дело житейское, думаете вы. Но косяк замечает шеф, а ваш коллега неожиданно переводит все стрелки на вас.
Отвратительная ситуация, не правда ли? Кровь кипит, кулаки сжимаются, слезы наворачиваются, обида душит. Так и тянет как можно громче и неистовее защитить свою честь и напасть в ответ. Поаккуратнее с ответной реакцией - она может иметь обратное действие. Агрессивно защищаясь или нападая в ответ пусть даже на огульное обвинение, мы выглядим виноватыми. Но если вы остынете, то станет ясно, что перед вами стоят две проблемы:
1. Донести до сознания начальства, что косяк не ваш. И нет ничего зазорного при случае обратить на это внимание: спокойно и обстоятельно.
"Большинство боссов все-таки не идиоты. По большей части они знают, кто из вас реально работает, а кто делает вид", - оптимистично предполагает Шервин.
2. Донести до сознания коллеги, что так делать нельзя. Эта задача требует большей твердости и спокойствия. Прямолинейность, возможно, будет лучшим выбором. У нас это не очень принято, а зря. Вряд ли подставивший вас коллега подсыплет вам в кофе яд, если между делом вы спокойно, но убедительно скажете что-то типа: "Я не совсем понял, что происходит, но мне показалось, босс считает виноватым меня. Так странно, это же была твоя работа. Может быть, пойдем проясним что к чему, чтобы мы могли уже нормально завершить эту задачу?"
Для большинства нормальных людей этого достаточно. Конечно, сослуживец на вас обидится, даже если он признает свою ошибку и ему станет стыдно. Скорее всего, сила его обиды будет прямо пропорциональна чувству испытываемого им же стыда. Такова человеческая природа.
Но мы же договаривались не щадить чьи-то чувства, а решать рабочие вопросы. И если ситуация с "подставами" будет повторяться, вам придется менять тактику, держать ухо востро, по возможности документально фиксировать совместную работу и не стесняться уверенно и спокойно защищать свои права.
Ситуация вторая: коллега присваивает себе ваши достижения
Это расстраивает даже сильнее, чем когда кто-то перекладывает на вас ответственность за свои ошибки, и, конечно, это несправедливо.
Признаемся честно: признание наших достижений - одна из самых сильных мотиваций. Ничего постыдного в этом нет. Как нет ничего героического в том, чтобы скромно молчать в сторонке, когда вся слава от успешно завершенного проекта достается кому-то другому. Понимая, что такое легко может произойти, позаботьтесь о том, чтобы ваш вклад был задокументирован. Не ленитесь лишний раз использовать для этого CRM-систему. Удостоверьтесь, что ваш босс в курсе того, что именно вы делаете, перед тем как станет слишком поздно. После драки, как известно, кулаками не машут.
Хуже, когда ваши достижения присваивает ваш начальник. К сожалению, такое случается сплошь и рядом. Это может быть как знак того, что ваш начальник не слишком уверен в себе и самоутверждается за ваш счет - уверенный в себе менеджер не испытывает проблем с тем, чтобы поддержать членов своей команды.
Либо (что гораздо более вероятно) он просто не думает и не осознает наличие чьего-либо еще вклада, нагло забирая все лавры себе.
Здесь решение каждый раз будет очень индивидуальным. Одно дело, если ваш начальник немного нарцисс, но в целом он вменяемый и профессиональный управленец. В этом случае имеет смысл действовать так же, как и в случае с коллегой, - документировать свои достижение и доводить их до сведения босса. А иногда даже прямо указывать на свой вклад.
Другое дело, если ваш начальник просто плохой босс, который не считает своих подчиненных за людей. В этом случае помогает только умение лавировать между своими интересами и его дурным характером. Вряд ли вы пойдете за таким руководителем и в огонь и в воду, но оставаться спокойным и расчетливым в данном случае важно как никогда.
Ситуация третья: ваш босс сплетничает
Это было бы не вашей проблемой, если бы босс не делился сплетнями с вами лично. Но он (или она) делает это, совершенно не понимая, в какую неловкую ситуацию ставит вас его любовь перемывать косточки коллегам. Если он сплетничает о ваших коллегах с вами, легко предположить, что он сплетничает и о вас с ними.
У вас ведь не возникла иллюзия, что длинный язык начальства означает то, что вы у него на каком-то особом счету и он доверяет вам чуть больше остальных? Правда?
Если босс начал сплетничать, вы должны как можно быстрее закрыть тему и дать понять своему начальнику, что не являетесь лучшим кандидатом для обсуждения чьей-то личной жизни или особенностей карьерного роста. Действовать можно двумя способами: "нулевой ответ" или "смена направления".
В первом случае можно даже осторожно "включить дурака" и не реагировать на попытки обсудить кого-нибудь за его спиной. Не встречая эмоционального ответа, сплетник обычно теряет интерес и отправляется дальше в поисках более заинтересованной "жертвы".
"Смена направления" требует чуть большей изобретательности. Оптимально, если вы сразу сможете перевести тему разговора в рабочее русло, не оставив боссу выбора.
В любом случае действовать нужно стремительно: чем дольше ваш босс будет сплетничать, тем сложнее вам будет от него отвязаться.
Ситуация четвертая: коллега спрашивает, сколько вы зарабатываете
Лично я со спокойной совестью всегда ссылаюсь на пункт в трудовом договоре, который запрещает мне делиться этими сведениями с кем-либо.
Иллюстрации: Светлана Токаренко
Проблема в том, что не все относятся к этому с должным уважением. Или такого пункта нет в договоре и ваш коллега знает об этом, потому что подписывал схожий договор, или не верит в силу печатного слова. Неважно.
Если это не нарушает условий вашего договора, вы вправе делиться информацией о своих доходах с кем угодно. Но лучше этого не делать, если не хотите неприятного осадка от последствий своей откровенности вне зависимости от размеров вашего денежного вознаграждения.
Однако если в вашей компании (вдруг) практикуется полная открытость и все знают заплату всех, то скрывать свою будет довольно глупо и бессмысленно.
Автор: Сергей Козлов, ООО "Мегаплан"
Показать комментарии