МИКС
23 февраля 2017 | 13:15

Дороги жизни и смерти

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

© military.sevstudio.com

11 марта 1941 года Конгрессом США был принят закон о ленд-лизе. По этому закону Соединенные Штаты передавали союзникам по антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье и продовольствие. По некоторым данным, тогда в СССР было отправлено 14795 самолетов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 1316 пулеметов и других вооружений. Эта информация долгое время оставалась засекреченной, и лишь спустя десятилетия люди узнали о существовании такого белого пятна в истории. Сегодня уже известны некоторые факты, снято немало фильмов, написано достаточно книг, и тем не менее главное упоминается крайне редко - имена перегонщиков, совершивших настоящий подвиг, огибая более половины земного шара с огромным риском для жизни. Считая, что наше поколение должно, просто обязано знать об их героизме и отваге, в День Красной Армии и Военно-Морского флота, отмечавшийся в советские годы, TengriMIX начинает серию статей о ленд-лизе.


11 марта 1941 года Конгрессом США был принят закон о ленд-лизе. По этому закону Соединенные Штаты передавали союзникам по антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье и продовольствие. По некоторым данным, тогда в СССР было отправлено 14795 самолетов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 1316 пулеметов и других вооружений. Эта информация долгое время оставалась засекреченной, и лишь спустя десятилетия люди узнали о существовании такого белого пятна в истории. Сегодня уже известны некоторые факты, снято немало фильмов, написано достаточно книг, и тем не менее главное упоминается крайне редко - имена перегонщиков, совершивших настоящий подвиг, огибая более половины земного шара с огромным риском для жизни. Считая, что наше поколение должно, просто обязано знать об их героизме и отваге, в День Красной Армии и Военно-Морского флота, отмечавшийся в советские годы, TengriMIX начинает серию статей о ленд-лизе.


© waralbum.ru

Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле,
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле.

Реклама
Реклама

Шел второй год кровопролитной войны. Положение на фронтах было аховое - оборона трещала по швам. Сталин был расстроен сдачей Харькова, Ростова, Керчи, Севастополя, Воронежа. Рейдером "Тирпица" был потоплен морской конвой PQ-17 с военными грузами, а открытие Второго фронта откладывалось. Поставки осуществлялись сложнейшими, впервые проложенными морскими и воздушными маршрутами, но все равно были длительными и не могли мобильно восполнить потери. Тогда-то и встал вопрос о внедрении иных путей.

В сентябре 1942 года легендарному полярному летчику Илье Мазуруку на заседании ГКО Сталиным было предложено разработать трассу доставки из США "недоступным для самолетов противника маршрутом" и - самовывозом, отказав американцам, предложившим перегонять самолеты своими силами. Мазурук предложил маршрут с Аляски через Берингов пролив до конечной базой в Красноярске с его добротным авиаремонтным заводом. Далее самолеты пусть идут в разобранном виде - на все фронты, а советские летчики поспешат в обратный путь на Аляску. По карте летным языком это - "вверх, направо и в угол". Американцы тогда воскликнули: "По этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы!".


Группа советских и американских летчиков АлСиб на аэродроме в Фербенксе. Фото Дмитрия Дебабова.

Тем не менее необычайно трудный воздушный мост АлСиб (Аляска-Сибирь) был одобрен. Дивизию формировали строго: из каждой пятерки прибывших летчиков только один попадал в штат. Ее командиром 36-летнего Мазурука и назначили. Был принят эстафетный способ перегонки. Каждый авиаполк только на своем участке.


Авиаторы были молоды, средний возраст 25-35 лет, почти все женаты. Аэродром в Уэлькале. Фото Дмитрия Дебабова.

Участок от Фербенкса до Уэлькаля протяженностью 1493 километра был одним из самых трудных. На Аляске маршрут пролегал над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через пасмурный Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки. Второй участок от Уэлькаля до Сеймчана (1450 километров) проходил над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом. Третий участок Сеймчан - Якутск протяженностью 1167 километров проходил через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках. От Якутска до Киренска летели 1330 километров над глухой тайгой. Последний, пятый участок от Киренска до Красноярска был самым коротким, "всего" 960 километров. Он проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.


© refdb.ru

Первая трудность, с которой столкнулись наши летчики, - все инструкции, наставления и памятки, а также надписи на приборной доске самолетов были на английском языке. Приборы показывали мили, футы и галлоны. Пришлось над каждым тумблером рядом с английской табличкой наклеивать надписи-переводы, чертить переводные на миллиметровках.

Пилоты были вынужденны основательно осваивать радиоаппаратуру, чему их прежде не учили. Надо было заново отрабатывать технику взлета и посадки: у всех советских самолетов было два основных колеса и опорное хвостовое, у многих американских третье колесо было передним.


Первая группа американских истребителей приземлилась в Красноярске 16 ноября 1942 года. Фото Ивана Негенбля.

Однако оказалось, что это все такие мелочи в сравнении с предстоящими трудностями!

Перевозки выполнялись на пределе физических и не только возможностей человека, в сложных метеорологических условиях. Не было необходимого радио и метеообеспечения, чтобы их обезопасить. Неорганизованность быта и резкая смена погоды влияли на настроение, лишали сил.

Было всего три главных желания - туалет, горячая еда и постель, чтобы вытянуть ноги и распрямить спину. Голодные, замерзшие, валившиеся с ног от усталости летчики не имели времени, чтобы отогреться и отдохнуть, зачастую не удавалось и поспать. Даже обмороженные и простывшие люди сразу же отправлялись в обратный рейс, осознавая ответственность, возложенную на их плечи.

Более того, не вся авиатехника передавалась в исправном состоянии: некоторые из самолетов были уже выработаны, но и за них в то горячее время говорили: "Огромное спасибо".

В трескучие холода (45-55 градусов), ввиду жесткости графика вылета самолетов и дефицита времени, не всегда хорошо прогревали моторы, что нередко приводило к авариям.


По трассе было доставлено 8094 боевых и транспортных самолетов с бесценным грузом. © popmech.ru

Из воспоминаний Валерия Гамова, командира эскадрильи на участке перелета через хребты Колымский и Черского до Якутска:

"...Неимоверно тяжело было лететь зимой, в морозы, когда кабина промерзала насквозь, а самолет обрастал ледяной коркой. На большой высоте - а приходилось преодолевать горные пики - начиналось кислородное голодание. Самолет страшно трясло. Снегопад залеплял обзор".

Пилоты, ежедневно подвергавшиеся опасности, поднимались в небо с именем Бога. Увы, не всем удавалось удачно преодолеть маршрут. За период его действия произошло 45 авиакатастроф, в которых погибло 115 летчиков.

На американском участке пилоты ВВС США перегоняли самолеты от заводских ворот через Канаду в Фэрбенкс. Потери американской стороны составили 132 самолета и почти столько же погибших пилотов.


© airwar.ru

К сожалению, как упоминалось в начале, на территории бывшего Советского Союза практически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме этих людей, за исключением, разве что трех маленьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совершенно противоположная картина - мемориальные доски и большие музеи, ухоженные кладбища, каждый год устраиваются празднования в честь ветеранов...


Памятник авиаторам ленд-лиза в Фербенксе (Аляска, США). © amazonaws.com

Вот лишь некоторые из имен советских героев "дороги жизни" АлСиб: Гариф Шайхутдинов, Григорий Чуйко, Соломон Тарант, Виктор Перов. Перов доставил в СССР более 300 ленд-лизовских машин! Иван Горбунов, командир эскадрильи, воевавшей на торпедоносцах-бомбардировщиках "бостон", который в числе других наград получил орден Невского потому, что его эскадрилья (далее цитата из наградного листа): "произвела 297 боевых вылетов, не имея потерь ни в материальной части, ни в людях". Спасибо "бостону", но спасибо и командиру. Спасибо всем тем, кто жертвовал своей жизнью ради спасения нас с вами!

Продолжение следует...

По материалам: "Небо без границ" Ярославцев В. А., vremenynet.ru,
statehistory.ru, sc19.ru, ec-rgo-sfo.com, popmech.ru

Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама