TengriMIX уже рассказывал вам о маршрутах ленд-лиза - закона, согласно которому СССР получал от союзников антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье и продовольствие. В основном грузы попадали в Союз посредством арктических конвоев, по трансиранскому и тихоокеанскому путям и воздушному мосту Аляска - Сибирь. О последнем мы писали особенно подробно, но сегодня вновь затрагиваем историю того маршрута. Как выяснилось, на трассе из Аляски через Берингов пролив до конечной базы в Красноярске было немало секретных аэродромов.
TengriMIX уже рассказывал вам о маршрутах ленд-лиза - закона, согласно которому СССР получал от союзников антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье и продовольствие. В основном грузы попадали в Союз посредством арктических конвоев, по трансиранскому и тихоокеанскому путям и воздушному мосту Аляска - Сибирь. О последнем мы писали особенно подробно, но сегодня вновь затрагиваем историю того маршрута. Как выяснилось, на трассе из Аляски через Берингов пролив до конечной базы в Красноярске было немало секретных аэродромов.
Город в Северо-Казахстанской области Тайынша (ранее поселок Тайнча) и близлежащие к нему села - Октябрьское, Большой Изюм и Многоцветное - были в числе тех важных пунктов, где происходила дозаправка боевых самолетов, пригнанных по ленд-лизу. Там же советские летчики осваивали американские истребители и бомбардировщики перед отправкой на фронт. Информация об аэродроме Тайнча появилась лишь благодаря рассказам участников войны.
Так, в книге "Военно-исторические исследования в Поволжье" 2005 года приводятся воспоминания Алексея Уранова, летавшего в 1943-1945 годах в составе 2-го авиационного полка перегонки самолетов:
"... Уже после начала поставок боевой авиационной техники союзниками по ленд-лизу стало ясно, что нужны специализированные подразделения - перегоночные полки. Приказ Ставки Верховного Главнокомандующего был подписан И. Сталиным в 1942 году. Участие в перегонке по этому приказу приравнивалось к боевым действиям. Наш 13-й авиаполк морской авиации, воевавший в Заполярье в составе особой морской авиационной группы (ОМАГ) Северного флота, прикрывающей с воздуха союзные конвои, был направлен на перегонку. Это было жизненно необходимо, так как совершенно новая для нас американская техника требовала особой подготовки.
В Красноярске находился главный перегоночный центр всей трассы. Маршрут перегонки по "АлСибу" был довольно сложным. Взлетев с красноярского аэродрома, мы брали курс на Новосибирск. На маршруте нас, перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой - морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом - туманы, дым лесных пожаров, дожди, отклоняясь от курса, приходилось обходить грозовые фронты. В трескучие сибирские морозы особенно доставалось летчикам-истребителям, перегонявшим "Кобры". В тесной холодной кабине при многочасовом полете было очень трудно согреться, несмотря на теплую летную экипировку. В тяжелейших условиях трудился техсостав.
Нашим базовым перегоночным аэродромом морской авиации на трассе "АлСиба" был аэродром Тайнча в Северном Казахстане. Он был расположен в 100 километрах от города Петропавловска на железнодорожной магистрали Петропавловск - Караганда. На этом аэродроме, а также в окрестных поселках и селах с начала войны базировался 3-й Запасной авиаполк ВВС ВМФ, поэтому в достаточной степени имелась в наличии вся необходимая инфраструктура. Был основательно обустроен как сам аэродром, расположенный в ровной, как стол, казахстанской степи, так и все необходимые штабные, базовые и прочие гарнизонные службы, размещенные в зданиях поселка Новосухотино, в нескольких километрах от аэродрома. Личный состав всех трех эскадрилий нашего полка размещался в землянках, сооруженных в свое время прямо в центре поселка. "Гостиничный сервис" был, конечно, относительным, однако в суровые и ветреные казахстанские холода у нас было тепло, а это - главное. Имелась базовая радиостанция, выполняющая также роль приводной, медсанчасть с небольшим стационаром, прочие службы.
Функционировал сельский клуб. При почти беспрерывных полетах, согласно имевшемуся жесткому графику поставки на фронт максимального количества самолетов, краткосрочные часы отдыха были просто необходимы. К тому же молодость брала свое. Клуб поэтому и оказался тем центром, вокруг которого была активно задействована полковая самодеятельность. В нашем дружном, многонациональном полковом братстве были свои певцы, музыканты, артисты, плясуны, поэты, чтецы-декламаторы. Почти ежедневно шли кинофильмы. Особой популярностью, безусловно, пользовались танцы. Наша полковая молодежь, конечно же, исповедовала активный отдых, молодая энергия требовала выхода, ведь многие из нас пребывали еще в двадцатилетнем возрасте, - местные партнерши шли нарасхват!
Полковой драматический кружок, привлекший в свою среду жен офицеров, порадовал гарнизон постановкой одной из лучших драм "российского Шекспира" - А. Островского - "Без вины виноватые". Скажем прямо, заявка была очень серьезной, но труппа не подкачала - все прошло гладко! Я, как полковой художник, был привлечен в этот коллектив гримером. Спектакль имел шумный успех, близкий к фурору, побывал на гастролях, как в окрестных поселках, так даже и в соседнем городе Кокчетаве. Нашим признанным полковым поэтом, штурманом, старшим лейтенантом Кронидом Обойщиковым об этих днях была создана даже целая шуточная "перегоночная" поэма:
Похудевший, спички тоньше,
Уложив в мешок харчи,
Собирался перегонщик
На работу из Тайнчи.
Нет, его не провожала
Ни семья, и ни жена,
Лишь дорогу освещала
Казахстанская луна.
Так уже повелось в полку, что шутки, летные байки, дружеские розыгрыши и "подначки" всегда были в ходу, котировались очень высоко, скрашивая будни, помогали снимать накопившиеся психологические нагрузки, вызванные беспрерывными полетами. В августе 1944 года приказом командующего ВВС ВМФ, генерала-полковника авиации С.Ф. Жаворонкова из нашего перегоночного полка были направлены на фронт 5 экипажей для усиления вновь сформированного на Балтике 51-го минно-торпедного авиаполка...
... Уже в конце войны, в 1945 году, мне довелось побывать на двух американских бомбардировщиках В-29 "Суперфортресс" - "летающих крепостях", которые тоже садились на дозаправку на наш базовый перегоночный аэродром Тайнча..."
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин
Дороги жизни и смерти. Часть 2
Показать комментарии