МИКС
29 сентября 2021 | 08:40

"Их привела сюда судьба". Как живут люди в Маркаколе

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Тимур Бошаев

Село Балыктыбулак (бывшая Владимировка) расположено на высоте 1 600 метров над уровнем моря. Село отрезано от цивилизации не только высокими горами, но и опасной трассой, имеющей в народе свое название - Староавстрийская дорога. В Балыктыбулаке живут всего 52 человека. Что держит их здесь, так высоко в горах? Почему всему цивилизованному миру эти жители предпочли девственные леса и горы?


Село Балыктыбулак (бывшая Владимировка) расположено на высоте 1 600 метров над уровнем моря. Село отрезано от цивилизации не только высокими горами, но и опасной трассой, имеющей в народе свое название - Староавстрийская дорога. В Балыктыбулаке живут всего 52 человека. Что держит их здесь, так высоко в горах? Почему всему цивилизованному миру эти жители предпочли девственные леса и горы?

Староавстрийская дорога

  

    Начнем с того, что путь в эти края лежит через знаменитую Староавстрийскую дорогу. По разным сведениям, построили ее на заре ХХ века (в 1914-1916 годах) австрийские военнопленные. Дорога связывает Курчум и Катон-Карагай и заканчивается у Маркаколя. Несмотря на то, что Староавстрийке уже более 100 лет, до сих пор это одна из самых опасных и сложных трасс в Казахстане. Впрочем, и одна из самых живописных! Путь пролегает через долину Черного Иртыша, Мраморный перевал, а также множество мостов и бродов. Сезон проезда по Староавстрийке короткий - в дожди и снега здесь не проедешь. А потому люди, живущие высоко в горах, как правило, большую часть времени живут в полном уединении.

    Реклама
    Реклама

    Пасека Виктора Баталова

    Виктор Баталов - один из коренных жителей Маркаколя. Для его предков эти горы стали настоящим укрытием: семья матери после церковной реформы Ивана Грозного (1551 год) нашла убежище в местном староверческом ските, а семья отца пришла сюда из Алтая, спасаясь от искоренения их древнего казачьего рода (расказачивание проводилось большевиками в начале XX века). Виктор - многолетний потомок беженцев, которые по разным причинам оказались здесь и нашли укрытие.

    Сегодня Виктору и его семье более ничего не угрожает. Но он предпочитает жить в родных краях и даже не думает о переезде в "цивилизацию".

    "Я до города даже уеду, через неделю у меня ностальгия. Меня тянет домой. Вот, не знаю почему так", - признается наш герой.

    Виктор Баталов - потомственный пчеловод. Традиции по разведению пчел в его семье передаются из поколения в поколение.

    Виктор заботится о пчелах, словно это его семья. Каждый день проверяет температуру в улье, кормит пчел сахаром, успокаивает дымом.

    С интересом рассказывает об искусстве пчеловодства. Так, ульи должны быть окрашены в разные яркие цвета, по раскраске пчелы запомнят свой домик. Единственное - в красный не стоит, пчелы не воспринимают красный цвет. Одежда у пчеловода должна быть светлая, чтобы успокоить пчел, и тогда они перестанут воспринимать человека хищником. Но какой бы ни была защита у пчеловода, они всегда будут кусать. Поэтому Виктор уже давно не пользуется перчатками, работает вживую.

    "Для меня пчелы - это все. Почему-то они и кусают меня, но все равно мне нравится", - рассказывает Виктор.

    Мед Виктора Баталова по праву можно назвать одним из самых экологически чистых. Здесь, высоко в горах, нет никаких производств, ядовитых выбросов, выхлопных газов, пестицидов. Абсолютно чистая, девственная, почти дикая природа. Оттого мед получается очень вкусным, ведь он - натуральный.

    Но даже у Виктора, живущего один на один с природой, есть свои проблемы: на пасеки частенько нападают медведи. Чтобы защитить своих маленьких любимцев, Виктор постоянно следит за активностью близ забора. Как полезет медведь, начнут греметь банки. Боясь быть обнаруженными, медведи убегают в лес. А Виктор поправляет забор.

    Вторая проблема - климат. С каждым годом он становится все более непредсказуемым. Слишком холодная зима грозит смертью для ульев, а для Виктора это означает: круглый год работал зря. Лишь бы не потерять все семьи пчел - вот уж тогда все дело пропадет.

    Жизнь Виктора назвать простой нельзя. Лес полон хищников (медведи, лисы, волки и др.), климат резко континентальный с суровой многоснежной зимой. Что говорить, Маркаколь - самый холодный район Казахстана. Минимальные температуры достигают здесь -55 градусов по Цельсию. Частенько возникают проблемы с продовольствием и бытовыми товарами - в город ведь часто не выедешь, приходится запасаться на очень длительный срок.

    Но уезжать наш герой никуда не собирается. Более того, он уже готовит себе замену: дело Виктора в будущем продолжит его родная дочь. После выхода на пенсию со всей своей семьей она планирует переехать на пасеку. А это значит, что многовековые традиции пчеловодства здесь не прервутся.

    Пантовое дело Сергея Бердюгина

    Сергей Бердюгин - тоже житель села Балыктыбулак. Но его дело разительно отличается - он разводит маралов.

    Семья Сергея тоже уже множество поколений живет в уединении. Его предки были купцами - торговали напрямую с Китаем. Отсюда Поднебесная всего в 30 километрах.

    Ранее, еще в советские времена, Сергей занимался коневодством. После перестройки пошел работать егерем. Сегодня занимается разведением маралов и пятнистых оленей.

    Дело это очень важное и нужное. Горы Восточного Казахстана, впрочем, как и Алтай, Сибирь и горы Кыргызстана, являются природным ареалом обитания маралов. Эти животные включены в Красную книгу, и неспроста. Их популяция существенно сокращается, и без помощи человека в дикой природе им сложно. Так, свободные маралы в среднем живут 12-14 лет. Маралы же в животноводческих хозяйствах доживают до 30 лет.

    Но маралы - не домашний скот. Им нужна свобода. Разведение благородных оленей проводится в полудиких условиях. Есть и свои плюсы - им не нужны хозяйственные постройки, они круглогодично проводят время под открытым небом.

    Разводят маралов вовсе не из-за мяса или шкур. Самым ценным продуктом считаются рога, или панты. На их основе делается множество медицинских препаратов, которые повышают иммунитет, улучшают кровообращение, нормализуют давление, способствуют оздоровлению половой системы. Панты маралов особенно пользуются повышенным спросом в Китае и Южной Корее.

    Срезают панты с живого животного, как правило, летом. Принудительное лишение рогов самим оленям никак не вредит, но доставляет некоторый дискомфорт.

    Помимо пантов, целебными считаются и пантовые ванны. Вода, оставшаяся после варки пантов, тонизирует и омолаживает организм.

    Понять привязанность Сергея к высоким горам можно - только здесь созданы наилучшие условия для разведения маралов. Во-первых, это их природная среда обитания. Во-вторых, здесь растет множество трав-эндемиков, поедание которых сказывается на качестве и лечебных свойствах пантов.

    А потому Сергей, так же, как и Виктор, переезжать отсюда не собирается. Напротив, учит разведению маралов и пантовому делу своих детей.

    "Я хочу, чтобы кто-нибудь из детей или внуков тоже занимался этим. Это ведь польза. Для людей хорошо. Наши деды недаром раньше держали маралов, хотя бы пять особей. Марал ведь - он самый сильный. Люди с его помощью тоже сильнее становятся. Лечение пантокрином сил придает", - говорит он.

    К сожалению, в Казахстане пока пантокрин не особо популярен. Так, в нашей стране на одного жителя приходится всего 1,2 грамма продукции мараловодства в год, в то время как в Южной Корее, к примеру, - 100 граммов. Вся проблема - в плохой информированности о целебных свойствах пантов, считает наш герой. А потому мараловодческие хозяйства и здравницы пока работают на перспективу.

               

       

      В районе Маркаколя много горных сел: Урунхайка, Орловка, Сорвенок, Тоскаин… в каждом живут не более 500 человек. Здесь нет интернета, дорог, больниц, детских садов. И люди привыкли к уединению, часто проводят в одиночестве месяцы. Их привела в горы судьба: многие жители - потомки беженцев, военнопленных, купцов. Тем не менее все они по сей день живут в родных краях. И по только им понятным причинам даже не задумываются о переезде.

      Авторы: Калимаш Бегалинова и Мадина Ашилова

      Фото: Тимур Бошаев

      Показать комментарии

      Читайте также
      Реклама
      Реклама
      Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
      Реклама
      Реклама