МИКС
30 мая 2021 | 10:15

"Их расстреливали за ошибки других". Каким репрессиям подвергались архитекторы городов Казахстана

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

©Tengrinews.kz

Мало кто знает, как жилось и работалось архитекторам и строителям, возводившим казахстанские города в 20-30-х годах прошлого столетия. Архивные документы поражают своими подробностями. Именитых градостроителей осуждали, ссылали в лагеря и даже приговаривали к расстрелу, порой не имея никаких доказательств их вины. TengriMIX делится трагичными историями.


Мало кто знает, как жилось и работалось архитекторам и строителям, возводившим казахстанские города в 20-30-х годах прошлого столетия. Архивные документы поражают своими подробностями. Именитых градостроителей осуждали, ссылали в лагеря и даже приговаривали к расстрелу, порой не имея никаких доказательств их вины. TengriMIX делится трагичными историями.

Процесс над строителями "Красной столицы" - Кзыл-Орды 

В 1925 году столицу КазАССР из Оренбурга решено было перенести в Кзыл-Орду. За три года усилиями проектировщиков из Москвы и Ленинграда центр Кзыл-Орды превратился в современную агломерацию, застроенную новыми жилыми, административными и учебными зданиями. Несмотря на дефицит строительных материалов, архитекторы разработали 15 типов домов и возвели так называемый "Новый город". Здесь жили простые горожане, семьи проектировщиков, а по соседству с ними - государственные деятели - Турар Рыскулов, Узакбай Кулумбетов и другие.

Реклама
Реклама

Презентована книга-биография к 125-летию выдающегося деятеля Узакбая Кулумбетова

Архитекторы-профессионалы адаптировали постройки Кзыл-Орды к южному климату - сделали затеняющие дворовые фасады террасы, глухие уличные стены, плоские глинобитные кровли и по максимуму озеленили город. Профессор Фельдман, который был одним из проектировщиков Кзыл-Орды, отмечал: "Не нужно пренебрегать мотивами Востока, которые в истории искусства занимают немалое место, каждый стиль вырабатывался веками, приспособляясь к условиям, местному климату, быту и народу".

Но работать дальше инженерам, архитекторам, а также курировавшим их работу членам правительства не дали. В итоге им пришлось нести ответственность за "вредительство" при проектировании города и отдельных зданий. Строителей "Красной столицы" ждало наказание. Таким образом партийные чиновники решили прикрыть собственную некомпетентность в выборе места для столицы. Оно было абсурдным с природно-климатической (зона пустыни с резко континентальным климатом) и экономической точек зрения - отсутствовали перспективы развития промышленности для появления пролетариата.

В 30-е годы было уничтожено 2 поколения казахской интеллигенции - ученый

Непродуманное планирование породило и неоправданные затраты громадных средств, аврал и штурмовщину, которые выдавались за трудовой энтузиазм. Об этом в свою защиту на суде потом скажет один из проектировщиков Александр Будасси.

В 1928 году большевики намеревались торжественно открыть новую столицу. Но вместо этого в Кзыл-Орде начался политический процесс над технической интеллигенцией. Это был один из первых подобных процессов в СССР. Его проводила выездная сессия Верховного суда РСФСР, так как до 1936 года Казахстан был в составе Российской Федерации на правах автономии. Суд состоялся в здании клуба железнодорожников в середине октября 1928 года. На скамье подсудимых оказались 14 человек. Все они отказались от адвокатов и защищали себя сами.

Основными обвиняемыми стали руководители строительства всех уровней: С. А. Баграков - начальник строительного бюро при Стройкоме СНК, И. И. Маркушевич, М. И. Попков - главные инженеры НКВД, М. Т. Тынышпаев - главный инженер СНК, С. Д. Акаев - член комиссии СНК по переносу столицы из Оренбурга, И. Я. Осокин - главный бухгалтер строительного бюро, В. Д. Авдонин - контролер. Также среди подсудимых были прорабы - Д. Е. Крисанов, В. Н. Ефремов, Н. Д. Богинский, Н. Н. Суханов, Е. Е. Шлом. Еще двоих - Александра Владимировича Будасси и его помощника Семена Борисовича Гольдгора - в зал суда привозили под конвоем, так как ранее они смогли покинуть город.

В ежедневных обзорах судебных заседаний в газете "Советская степь" постоянно мелькали оскорбительные выражения: "враги народа", "усиление классовой борьбы". Об общем накале страстей говорили и другие материалы прессы - публичные требования казни над "бывшими дворянами" и "бывшими инженерами". 

Про ад Карлага и голодные годы рассказала дочь жертвы политических репрессий в СССР

Обвинительное заключение прокурор читал три часа. Строителей обвинили в контактах с зарубежьем, их непролетарском происхождении, некачественной работе, которая заключалась в небольших трещинах на штукатурке, завышении смет "на красоту" - арки и колоннада фасадов Сельхозбанка, и в использовании примитивных стройматериалов - "даже использовался сырец".

Суд был частью общего процесса репрессий, развернувшихся в 1928 году в СССР. Цель - уничтожение интеллигенции, получившей образование в дореволюционное время. Этих людей трудно было одурачить, запутать или "перековать". В итоге суд приговорил всех осужденных к расстрелу. Однако после пребывания в московских тюрьмах многих из них сослали в лагеря.

Про Мухамеджана Тынышпаева, который курировал строительство жилых и административных зданий, ирригационных каналов, работая главным инженером по благоустройству Кзыл-Орды, обвинение сказало: "Он обнажил себя до конца". Тем не менее его оправдали, но позднее все же подвергли жестоким репрессиям.  Тынышпаев был образованным, талантливым практиком и ученым, проявил себя как режиссер и актер. Выпускник Императорского института инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге, он принял участие в проектировании и строительстве Туркестано-Сибирской магистрали. После революции 1905 года был депутатом Государственной Думы. В 1921 году его назначили начальником Управления водного хозяйства Наркомзема Туркестанского края. После была преподавательская и исследовательская работа - подготовка книг по истории казахов. В 1926-1927 годах он был начальником строительства шоссейных дорог близ Алма-Аты, а затем Турксиба. Но вскоре последовала цепочка арестов и ложных обвинений.

В 1928 году его вернули в Кзыл-Орду как одного из проходивших по делу над строителями "Красной столицы". Осенью 1930 года среди представителей национальной интеллигенции он был арестован, но доказательств не нашлось. Через два года его снова арестовали и сослали в Воронеж. Там он продолжил работать по специальности в Управлении строительства железной дороги Москва - Донецк. Но тяжело заболел и уехал в Ташкент. 21 ноября 1937 года Тынышпаева вновь арестовали и расстреляли, обвинив в "национал-фашизме" и связях с японской разведкой.

"Изъят органами НКВД и выслан". Кто спроектировал ГАТОБ?

Алма-Ата еще до революции славилась местом для ссылок. В советское время город оказался своеобразной пересылкой - здесь проще было присматривать за неблагонадежными, высланными из крупных городов. Большинство из них вскоре вновь арестовывали. То есть, однажды попав под следствие, люди были обречены на бесконечные пересмотры дел, тюрьмы и лагеря.

Среди таковых оказались проектировщики города яблок. Архитектурный облик на тот момент столицы Казахстана "Большой Алма-Аты", как называли тогда города-новостройки, складывался в конце 1920-х годов. К участию во всесоюзных конкурсах на проекты зданий для Алма-Аты - Домов Советов, клубов, театров, вузов, библиотек - были привлечены лучшие архитекторы страны. 

1928 год. В связи с переводом столицы из Кзыл-Орды был разработан пятилетний план строительства Алма-Аты. В список первоочередных новостроек вошло здание театра. Всесоюзный открытый конкурс в 1932 году не дал ожидаемых результатов. Пришлось объявить новый, закрытый этап конкурса.

Его победителем стал Николай Алексеевич Круглов, наиболее удачно, по мнению жюри, выразивший идею театрального здания. На тот момент Круглов уже имел опыт участия в крупнейших международных конкурсах  на проекты театров для Свердловска и Харькова. Для Алма-Аты архитектор подготовил проект театра "массового действа", объединив несколько функций, как требовало положение конкурса. Но строительство затянулось.

27 апреля 1937 года Круглова по ложному обвинению, со стандартной формулировкой "вредительство", арестовали вместе с группой строителей. В личном деле сына Круглова сохранилась формулировка: "Изъят органами НКВД и выслан". 14 июня его осудили на пять лет с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере. Архитектор попал сначала в Поволжье (близ Куйбышева), а затем в лагерь у заполярного города Нарьян-Мара (Эвенкийский округ). В феврале 1938 года родственникам вернулась посылка с надписью "за ненахождением адресата". Позже семья получила письмо: "Бедный Круглов умер от дизентерии". Имеются две справки с разными датами смерти и диагнозами.

Из-за ареста Круглова строительство театра было приостановлено. Приостановка работ породила неверную версию событий, якобы в здании произошел пожар, после которого театр пришлось строить по новому проекту. Однако на самом деле оставалось доделать только внутреннее оформление. Что и сделал соавтор Круглова - Простаков. Все эти годы именно его и считали автором оперного театра (ГАТОБ). А Круглов на протяжении 70 лет оставался неизвестен, так как отсутствие в архивах информации о жертвах репрессий - обычное дело.

Арестовали "за разговоры". Репрессии ссыльных архитекторов

После в застройке Алма-Аты начался новый этап. Над архитектурой города стали работать местные проектные организации. К тому времени уже была заложена структура новой столицы, создана сеть разнообразных объектов: крупных административно-правительственных и промышленных зданий, пригородных санаториев, больниц, столовых, детсадов, школ, вузов, электростанций, проведен водопровод. По благоустроенным улицам был пущен электрический и автотранспорт.  

Жители не могли нарадоваться размаху строительства и технической вооруженности застройщиков. Самые крупные объекты - Дом правительства, Госбанк, Главпочта, комплекс зданий Государственного политического управления и жилья для передовиков - контролировались "отделом особого строительства" полномочного представительства Объединенного государственного политического управления. 

Объем строительства требовал квалифицированных проектировщиков и конструкторов. Помимо выпускников вузов, многие архитекторы прибыли из центра по направлению наркоматов - "архитектурная помощь периферии". Но этого было мало. Поэтому в проектных мастерских горсовета и Казгоспромпроекта в начале 1930-х годов работало немало сосланных. 

Так, в Казгоспромпроекте оказались москвичи. Например, отправленный в ссылку в Алма-Ату Аркадий Ширяев возглавил одну из мастерских Казгоспроекта. Талантливый архитектор наравне с известными проектировщиками из Москвы и Ленинграда участвовал в крупнейшем конкурсе тех лет на проектирование здания нового Дома правительства. Но не тут-то было.

Заслуженный архитектор республики Деев долго не мог забыть сцену ареста Ширяева: "Представители органов госбезопасности молча пришли к его столу в общей тишине, обыскали и увели архитектора к ужасу окружающих". Его осудили на 10 лет. Этот арест не стал последним. В 1940 году, находясь в заключении, он вновь был осужден на 10 лет. В 1949-1953 годы архитектор находился на поселении в Красноярском крае. После ссылки он вернулся за документами о реабилитации в Алма-Ату. Здесь он пробыл менее двух лет, а затем снова был арестован, дальнейшая его судьба неизвестна. В то время сигналом для репрессий могла послужить любая мелочь, к примеру, даже невинная газетная заметка с заголовком : "Кому доверена архитектура столицы?". 

Маистрацкого, поляка, выслали в Алма-Ату из Владивостока. Коллегам он запомнился как необыкновенно обаятельный, веселый человек. В 1941 году "за разговоры" его вместе с техником-конструктором Колывановым арестовали, этапировав на 10 лет в Карлаг. В лагере Маистрацкий работал в Проектном отделении, готовя проекты различных объектов, которые строили заключенные. Характер у него был по-прежнему неунывающий, что расценивалось как дерзость. Ему добавили срок, отправив этапом в Карелию. Несмотря ни на что, Маистрацкий вернулся после лагеря в Алма-Ату, получив реабилитацию. Закончил жизнь в Эстонии. 

По материалам сборника "Научная и инженерно-техническая интеллигенция: портреты и силуэты. Казахстан. Первая половина ХХ века" ("Репрессии в проектных организациях Казахстана 1920-1930-х гг.", Е.Г. Малиновская)

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама