Художник - тот же волшебник, который взмахом кисти творит чудеса. Так и Евгению Фридлину в своих живописных произведениях удалось отреставрировать архитектурные здания былой Алма-Аты, а некоторые из них даже оживить. TengriMIX посетил невероятную ретро-выставку и вспомнил, какой была когда-то южная столица.
Художник - тот же волшебник, который взмахом кисти творит чудеса. Так и Евгению Фридлину в своих живописных произведениях удалось отреставрировать архитектурные здания былой Алма-Аты, а некоторые из них даже оживить. TengriMIX посетил невероятную ретро-выставку и вспомнил, какой была когда-то южная столица.
Вновь пройтись по улицам давно ушедшей Алма-Аты можно в Галерее Союза художников. Здесь до 9 мая проходит персональная выставка картин Евгения Фридлина. Автор произведений из Павлодара, но он не перестает восхищаться городом, его чарующей природой, современной и исторической архитектурой, а также радушными жителями. Гость считает Алматы своей музой.
Евгений Фридлин.
"Алматы особенно близок моему сердцу. Не один десяток лет я с наложением пишу нашу южную столицу. Я это очень люблю делать, несмотря на то что здесь не рожден. Это очередная выставка, посвященная замечательному Алматы. Здесь он не только современный, но и ретроспективный. Неизбежно уходит старый город, поскольку делается все для удобства алматинцев. И все же мы скучаем по былым временам, поэтому я с удовольствием окунулся в ту атмосферу. Алматы — единственный в нашей стране город, органически сросшийся с великолепной природой, невзирая на обилие исторических памятников. Я живу на севере Павлодарской области, там нет тополей в три обхвата, там нет дубов, нет этого великолепия растительного, которое так хорошо сочетается с архитектурой, поэтому при работе я проникся душой и настроением", - говорит Евгений Фридлин.
Творчество Евгения Фридлина – фрагменты городской жизни, созданные не столько красками, сколько светом и эмоциями. Вглядываясь в произведения искусства, осознаешь всю ценность ушедших лет. Старые здания показывают, как за короткое время Алма-Ата трансформирована в огромный мегаполис. Смотреть на изображения значимых исторических архитектурных объектов города не только приятно, но и немного грустно. Ведь теперь идеальный город с широкими арыками, зеленью и настоящим апортом существует только на картинах.
"Здесь частично представлены работы, сделанные на основе архивных материалов, переведенные в цвет и с попыткой воссоздать и живописной техникой, и колористической атмосферу середины прошлого века. Мне по натуре близок исторический подход. Я антиквар в душе. Мне очень нравится старая Алма-Ата. Она построена в 30-е годы по центральному генплану, моя родина - северный Павлодар, он построен так же, но только на 25 лет позднее. Эта эпоха оставила яркий след в архитектуре. Многие сооружения не сохранились в таком варианте, который был бы привлекателен, либо их просто нет. Существуют архивные фотографии, здания, которых уже нет, как, например, кинотеатр "Алатау". Это первый кинотеатр, конец 40-х годов. Хочется передать ту атмосферу живописным способом. Не только передать изображение объекта, который был и которого уже нет, а эмоционально войти в воздух того времени", - рассказывает художник.
Кинотеатр "Алатау".
Около 40 картин написаны всего за год. Слияние прошлого, настоящего и будущего четко выражено на изображении с цирком. Это 2011 год, когда высотки только строились.
"Буквально вчера я прогулялся у цирка. Понятно, что все меняется, а вот цирк не меняется довольно давно. Это великолепный образец архитектурного дизайна 70-х годов", - показывает картину автор.
Казахский государственный цирк.
Говоря о сложностях, художник подчеркивает, что каждая работа - хоть и маленький, но подвиг. Этой зимой Евгению Фридлину удалось изобразить много алматинских гор.
Комплекс "Акбулак".
Горнолыжный курорт "Шымбулак".
"Превалирует зима, поскольку в холод я сидел и писал картины. Вот, к примеру, хороший солнечный февраль. Начинала работа писаться на натуре, но мороз кусался, было противно и раздражало. Недописанную картину я перетащил в мастерскую. Сложно вновь браться за незаконченную работу. Поэтому немного остыл к идее. Я написал ее вне натуры, картина отличалась от того, что я видел в природе. Но тем не менее в ней чувствуется душа", - делится житель Павлодара.
А вот букет цветов написан на одном дыхании за 40 минут.
Посетители выставки окунулись в детство. Реставрированные исторические сооружения утолили чувство тоски по старому городу.
"Впечатление замечательное. Я шла целенаправленно на эту выставку, потому что мне нравится творчество Евгения. К тому же очень обрадовалась - Алматы в стиле ретро. Ведь это теплые воспоминания. Картины мне напомнили о детстве, юности, молодости. Здесь я увидела родную улицу Гоголя. Сейчас здания высотные: стекло, бетон, они холодные. А на картинах — все свое. Чувствуются руки и душа мастера. Это ажурное оформление под крышами, теплый цвет ближе к желтому — очень греет. Также душевные эмоции вызывает старый транспорт на изображениях", - делится алматинка Лариса Красюкова.
Старая Алма-Ата. Дом на улице Гоголя.
Старая Алма-Ата. Улица Калинина (Кабанбай батыра). Фото ©Сахибам Садырова
45-летний павлодарец участвует в выставках с 1998 года. Он уже провел более 25 персональных выставок в Казахстане и за рубежом – в Германии, Голландии, Литве, Венгрии. Ценители высокого искусства признаются, что в художнике талант от бога.
Старая Алма-Ата. Столичный
"Уникальность художника мы заметили сразу. В начале 2000-х годов мне привезли каталог павлодарских специалистов. Я там заметил работы Фридлина, они меня сразу зацепили. Я решил пригласить молодого человека и показать его выставку в Алматы. С первой же выставки он поразил меня, он показал более 50 работ, тогда я для своей коллекции купил около 10 картин, потому что просто не устоял. Мы подружились, провели достаточно выставок на разные тематики. Есть художники, которые берут мастерством, усидчивостью, старанием и трудолюбием. А есть те, которых называют "капля от бога", когда талант дается свыше. Таких у нас в Казахстане немного. Я считаю, что у Фридлина этот дар присутствует", - отмечает в беседе директор галереи "Улар" и член Союза художников РК Юрий Маркович.
По его словам, алматинский ретро-проект - специальная выставка. Этим организаторы хотели покритиковать бизнесменов, которые бездумно разрушают исторические здания Алматы.
"История города почему-то сносится, а строится абсолютно неказистое здание. На это больно смотреть. Память о городе должна сохраняться. И нам хотелось, чтобы исчезнувшие здания жили хотя бы в живописных полотнах", - сказал Юрий Маркович.
А каким вы помните свой старый город?
Автор: Сахибам Садырова
Показать комментарии