Корреспондент актауского портала Lada.kz встретился с Женисом Карасаевым, который рассказал свою жизненную историю.
Корреспондент актауского портала Lada.kz встретился с Женисом Карасаевым, который рассказал свою жизненную историю.
Этого мужчину я часто встречал на улице и все время думал, каково этому человечку жить в мире, предназначенном для больших. Он, подходя ко входу в магазин, тянулся к ручке двери, иногда даже вставая на цыпочки. Ему непросто забраться в кресло в автобусе. Каждый раз в таких случаях хочется помочь, и каждый раз испытываешь неловкость, боясь обидеть маленького человека излишним вниманием.
Излишнее внимание их действительно обижает, но при этом и в помощи они нуждаются. Женис Карасаев далеко не сразу согласился встретиться с корреспондентами у себя дома и поговорить о жизни маленьких людей в городе, предназначенном для высоких.
Ему получить образование не дал большой человек из системы образования. Слова "лилипут" или "карлик" многих маленьких людей обижают. Но в русском языке "маленький человек" не всегда имеет прямое значение, имеющее отношение к росту, а словосочетание "большой человек" обычно означает высокого по чину управленца. Вот такой большой (с маленькой буквы) человек и решил судьбу Жениса на долгие годы.
"Чиновник от образования решил, что раз я учился в спецшколе для детей-инвалидов, значит я дебил, - говорит Женис. - И несмотря на то, что у меня в табелях за пять классов средней школы стояли одни пятерки, продолжить образование мне не дали. Читать научился и хватит".
Читать Женис любит, а почерк у него каллиграфический. Сразу видно, что учеником он был примерным.
В детстве любил играть в футбол, записался в секцию бокса в клубе "Маяк" и долгое время занимался этим видом спорта.
"На соревнования меня, конечно, никогда не выставляли, слишком я был маленьким. Таких весовых категорий не предусмотрено, - смеется Женис Карасаев, - но мне нравилось ходить в спортивный зал и заниматься боксом".
Большие ребята-боксеры малыша никогда не обижали, наоборот, защищали. И он до сих пор дружит со многими из них. Ребята, которые уже покончили со спортивной карьерой, обзавелись семьями, теперь занимаются разного рода деятельностью, говорят о Женисе только с пафосом. Он им всем нравится, как человек. И никто из них давно не замечает, что Женис очень маленького роста.
Примерно десять лет назад Женис попал в клинику Алматы с болезнью почек, кстати, характерная болезнь для людей с очень маленьким ростом. Там его заметила одна женщина, у которой была такая же, как Женис, маленькая родственница. Женщина дала Женису телефон этой девушки.
Шесть долгих лет Женис и Сайраш перезванивались. Хотели встретиться, но все время что-то мешало. У Сайраш умерла мама, а следом умер и папа. Но на встрече Женис все же настоял, и теперь они муж и жена. Свадьбу играли в Актау. На торжестве было много людей. И здесь среди людей больших двое маленьких были самыми видными, самыми заметными и самыми главными.
Сайраш - хорошая хозяйка. Она вкусно готовит. Но кухня для женщины ростом 120 сантиметров - слишком большое помещение, и мебель слишком большая. Чтобы помыть посуду или приготовить обед, надо встать на стульчик. "А чтобы дотянуться до верхних полок, надо поставить один стульчик на второй стульчик, - говорит Сайраш.
Продемонстрировать этот опасный трюк мы не стали просить Сайраш. Четыре месяца назад у Жениса и Сайраш родился сын Куаныш. Малыш оказался слишком крупным плодом для такой маленькой женщины, поэтому пришлось вновь отправиться в Алматы, где Сайраш рожала при помощи кесарева сечения.
Куаныш родился маленьким по обычным меркам, но даже врачи не могут точно сказать, будет ли он лилипутом, как мама с папой, или станет большим, как все обычные люди.
Женис говорит, что его рост остановился не из-за генетических нарушений, а потому, что в детстве ему в больнице врачи неудачно сделали пункцию спинного мозга. Сайраш в отличие от Жениса болезненно относится к пристальным взглядам прохожих и повышенному вниманию людей.
"У меня братья и сестры все высокие, а мне с детства говорили, что я буду очень маленькой. Я к этому была готова, - говорит Сайраш. - Я с первого класса поняла, что я не как все девочки. Но меня обижает, когда на меня глазеют и шепчутся. Мне неприятно, когда я устраиваюсь на работу, а от меня отмахиваются. Конечно, мы маленькие, не любой работой можем заниматься, но есть ведь подходящая и для нас".
Сайраш в Актау хотела устроиться в детский сад нянечкой, но произошла такая же история, как с Женисом, чиновники от образования поставили крест на стремлении маленькой женщины работать с детьми. Мне сказали, что я не такая как все, поэтому родители будут против, чтобы я работала с детьми, а сами дети будут меня бояться, - говорит Сайраш.
Странная позиция. В Европе работодатели наоборот радуются, когда на работу в детский сад устраивается маленький человек. А в США в детские больницы с удовольствием принимают детских врачей-лилипутов. Там считают, что дети таких малорослых взрослых воспринимают как своих собратьев, и легче находят с ними общий язык. А у нас все как-то не так..
Женис работал дворником и сейчас снова согласен заняться уборкой территорий, даже за небольшую плату.
Семья Жениса живет на мизерное пособие - свое и жены, а также пенсию мамы Жениса. "Если бы была работа, было бы хорошо, жить было бы чуть-чуть легче, - говорит Женис, - я даже охранником работал.
Это заявление вызвало у нас улыбки. Представить себе охранника с таким маленьким ростом было сложно. Но оказалось, что Женис одно время был не просто охранником, а даже начальником охраны. Командовал пятью охранниками и отвечал за безопасность предприятия, пока оно не обанкротилось.