Житель Северо-Казахстанской области всю жизнь искал отца, который пропал без вести на фронте. Его терзали разные мысли: жив ли он, здоров ли, быть может, потерял память или погиб в бою... Он умер, так и не найдя ответы на эти вопросы. TengriMIX побеседовал с неравнодушным астанчанином, оказавшим помощь в поисках сведений о дедушке своих друзей, ветеране Великой Отечественной войны, которого родные не могли найти почти 77 лет.
Житель Северо-Казахстанской области всю жизнь искал отца, который пропал без вести на фронте. Его терзали разные мысли: жив ли он, здоров ли, быть может, потерял память или погиб в бою... Он умер, так и не найдя ответы на эти вопросы. TengriMIX побеседовал с неравнодушным астанчанином, оказавшим помощь в поисках сведений о дедушке своих друзей, ветеране Великой Отечественной войны, которого родные не могли найти почти 77 лет.
Аскар Иманбаев, будучи школьником, каждое лето ездил отдыхать к родственникам в деревню Шолак-Узек Айртауского района Северо-Казахстанской области. Там он подружился с местными детьми Ержаном, Бахытжаном и Сырымбетом. Их отец Курмаш Кенжегалиев (1930 года рождения) был интересным рассказчиком, который делился историями об аташке Аскара, участнике ВОВ Кенжеболате Иманбаеве, похороненном в этом же ауле. В 2010 году Аскар решил устроить поминки, чтобы почтить память своего покойного деда.
"В селе было 10-15 домов. Наши родственники разъехались. Тогда я попросил разрешения у дяди Курмаша дать ас в их доме. Он хорошо знал моего отца и дедушку и был очень рад просьбе. Весь вечер мы душевно разговаривали. Вспоминая моего деда, он сообщил, что его папа Кенжегали Сабалаков также уходил на фронт, однако информации о нем нет. Он искал ветерана, но сведений никаких не было", - рассказывает 49-летний Аскар Иманбаев.
Аскар Иманбаев с женой и дочерьми. © Аскар Иманбаев
В тот день аксакал попросил молодого человека помочь в этом вопросе. Аскар работал следователем по особо важным делам в органах прокуратуры, а также в Министерстве внутренних дел РК, поэтому понадеялся на свои связи и не отказал сельчанину. О ветеране не было ничего известно, откуда и когда он ушел на войну никто из родных не знал.
"Я узнал, что Курмаш ага родился в этом селе, с его слов, название села никогда не менялось. Я предположил, что ветеран призван на фронт из этой же местности", - вспоминает собеседник.
© "Память народа"
После того разговора Курмаш Кенжегалиев приезжал в гости к Аскару Иманбаеву в Астану. Это были майские праздники, примерно 2012 год. Разыскивать ветерана оказалось как искать иголку в стоге сена. Никакой зацепки.
"В ауле на то время не было компьютеров, поэтому родным ветерана приходилось выезжать в столицу, чтобы отыскать его. Они обили пороги всех необходимых ведомств, писали в Министерство обороны РФ, обращались в телепрограмму "Жди меня". Но человек будто сквозь землю провалился. Мы вместе просматривали различные сайты, но ничего не нашли", - говорит мужчина.
© "Память народа"
Около пяти лет назад Курмаш Кенжегалиев скончался, так и не узнав о судьбе отца. Аскар Иманбаев поиски не прекращал, считая что информация о ветеране понадобится его внукам. И вот, наконец, первая зацепка появилась в феврале 2019 года.
"Во всех поисковых базах не было бойца по имени Кенжегали Сабалаков. Тогда я решил, что, скорее всего, писари на войне были славяне и им было сложно правильно написать казахское имя. Начал вводить Сабалаков, Саболоков, Соболоков, Сабалоков и т. д. Оказалось, что Кенжегали Сабалаков был указан как Конджегалит Саболаков. В поисковике обнаружил еще одного Кинжагал Сабалакова, который был очень похож внешностью на Кенжегали Сабалакова. Из докладной райвоенкома Айыртауского района от октября 1946 года в Генеральный штаб Вооруженных сил СССР мы узнаем о списочном составе без вести пропавших жителей района, где значится на 41-й странице Кенжегали Сабалаков и то, что его ожидает в селе Шолак-Узек сын Курмаш Кенжегалиев. Далее по списку я наткнулся на Конджегалита Саболакова, который был убит в Карелии. До этого у меня была поисковая информация о том, что ветеран Сабалаков отправлен на Карельский фронт. Уже глубже изучая информацию о Конджегалите Саболакове, увидел, что он из Айыртауского района. Подумал, это тот ветеран, которого ищу. Но не сходились место призыва и имя его жены. В войсковом донесении за май 1942 года написано, что жена ветерана Сакыпжон. Я позвонил другу Ержану Кенжегалиеву и узнал, что его бабушку звали Сакыпжамал. Вот так я нашел полные сведения о ветеране, которые размещены на сайте архива фонда "Память народа", - делится мужчина.
© "Память народа"
Все документы Аскар выслал друзьям. "Ночью 25 февраля мне пришло SMS от дочери дяди Курмаша со словами благодарности и наилучшими пожеланиями. Это сообщение я храню до сих пор как талисман. Я был рад, что сдержал слово, данное семье ветерана. Чувствую облегчение от того, что наконец, после долгих поисков, нашел что-то важное для себя", - сказал Иманбаев.
© "Память народа"
Внучка ветерана Калима Кенжегалиева рассказала, что когда их дедушка ушел на фронт, дома остались трое его маленьких детей и беременная жена. Позже во время родов его супруга умерла. Тогда ее отец в 11 лет остался за старшего и заботился о младших.
"Кенжегали Сабалаков - мой родной дедушка по отцу. Мы все взяли его имя как фамилию, чтобы его имя не было стерто из истории и нашего рода. Поскольку после того, как он ушел воевать, он считался без вести пропавшим. Последнее письмо от него папа получил из Ленинграда. Мой отец всю жизнь пытался его отыскать. Папа говорил, что в селе был один ветеран, который рассказывал, что они вместе с дедом воевали под Ленинградом. В последний раз он видел его там. Было боевое наступление, они находились в окопе. Взорвалась бомба, он встал и побежал, но наш дедушка был ранен, поэтому остался там. Это все, что нам было известно. Поэтому когда его нашел наш друг, мы были растеряны и удивлены. Думала, как так, ведь родные столько его искали. Мы очень благодарны Аскару, мы очень счастливы, что знаем о судьбе нашего героя", - отмечает Калима.
Дочь ветерана Кенжегали Сабалакова Нагима и его внуки. Калима третья справа. © Калима Кенжегалиева.
Теперь семье известно, что Кенжегали Сабалаков проделал на фронте долгий путь и героически пал 3 мая 1942 года. Он сложил голову в карельских краях во время Кестеньгской операции. Лобовую атаку Кестеньгской группировки фашистов производила 263-я стрелковая дивизия, где служил Кенжегали Сабалаков. Потери советских войск тогда составили 12 649 человек, из которых 3 145 убитых, 8 906 раненых, 598 пропавших без вести. Ветеран Сабалаков захоронен в селе Лоухи, Карелия.
Мы приглашаем каждого казахстанца принять участие в наполнении архива бесценных историй, воспоминаний казахстанских ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта. Для этого нужно заполнить анкету на сайте с указанием данных ветерана - ФИО, даты рождения, краткой информации о годах военной службы или в тылу, а также прикрепить его фотографию. Истории принимаются и по "победному" номеру Tele2 в WhatsApp +7-70-09-05-1945.
Показать комментарии