Знаменитая летчица, писательница и общественный деятель. Первая в мире женщина, совершившая одиночный перелет через Атлантику. Она поставила множество мировых рекордов в авиации, стала самой известной в мире женщиной-пилотом и внесла весомый вклад в борьбу женщин за свои права. TengriMIX делится с вами ее историей.
Знаменитая летчица, писательница и общественный деятель. Первая в мире женщина, совершившая одиночный перелет через Атлантику. Она поставила множество мировых рекордов в авиации, стала самой известной в мире женщиной-пилотом и внесла весомый вклад в борьбу женщин за свои права. TengriMIX делится с вами ее историей.
Страсть к геройству и авантюрам проснулась в Амелии Эрхарт еще в детстве. Мама будущей летчицы придерживалась весьма прогрессивных взглядов, поэтому Амелии и ее младшей сестре была предоставлена очень широкая свобода. Прямо скажем, для девочки, родившейся в самом конце XIX века, у Амелии было на зависть свободное детство. Родители никогда не указывали ей, чем заниматься, не запрещали дружить с соседскими мальчишками и не корили возгласами "ты же девочка!"
С ранних лет Амелия показала себя как отличная наездница, обожала плавать и играть в теннис. А после того, как отец подарил настоящую винтовку 22 калибра, освоила еще и стрельбу. Среди сверстников она всегда была лидером, нисколько не уступая мальчикам в шалостях и опасных развлечениях. Другими словами, росла как эдакий Том Сойер, только в юбке. И свой первый маленький рекорд Эрхарт поставила еще в юности - она стала первой женщиной, которая поднялась на гору Пайкс Пик в Скалистых Горах Колорадо.
Девушка получила еще и прекрасное образование: мать Амелии отправила дочь в престижный колледж, несмотря на то, что материальное положение семьи очень пошатнулось, так как глава семейства запил. Впоследствии Амелия некоторое время училась и в Колумбийском университете, где осваивала естественные науки и медицину. С последней она хотела связать свою жизнь.
Однажды она приехала на каникулы к родственникам в Торонто и увидела в городе солдат, раненных на фронтах Первой мировой. После этого Амелия бросила учебу, прошла курсы медицинских сестер и до конца войны проработала в военном госпитале. Все это время она считала, что уже нашла свое призвание - лечить людей.
Авиация сначала ее ничуть не привлекала. Впервые Амелия увидела самолет в 10 лет, и тогда он показался ее "ржавой штуковиной из дерева и проволоки" и никакого впечатления не произвел. Спустя много лет они все же привлекли ее внимание: неподалеку от госпиталя, где она работала, находился военный аэродром, в котором время от времени устраивали авиашоу. На одном из представлений Амелия и почувствовала тягу в небо.
По легенде пилот биплана, увидевший двух девушек на поле, начал пикировать прямо на них, желая произвести впечатление. Подруга Амелии поспешила отбежать в сторону, она же не двинулась с места, и самолет пролетел у нее прямо над головой. "Я думаю, этот маленький красный самолет, пролетая, сказал что-то мне!" - говорила позднее Амелия.
Через какое-то время Амелия впервые поднялась в воздух в качестве пассажира. Тот первый десятиминутный полет привел ее в настоящий восторг, и Амелия решила научиться летать. В 1921 году она наняла инструктора - летчицу Аниту Снук - и под ее руководством впервые поднялась в воздух самостоятельно. В том же году Амелия купила свой первый личный самолет. Она с интересом погрузилась в авиацию, стараясь изучить ее не только на практике, но и в теории.
В 1922 году Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд - она стала первой женщиной, которая поднялась на высоту 14 тысяч футов (4,2 тысячи метров). В то же время она получила первую известность и как постоянная участница показательных авиашоу. В 1923 году Эрхарт стала 16-й женщиной в мире, получившей лицензию Международной авиационной федерации.
При этом Амелии, чтобы иметь средства для регулярных полетов, приходилось много работать. Например, после переезда в Бостон в 1924 году Эрхарт работала там учительницей английского языка, и летала только в свободное время. Самолеты довольно долго оставались для нее чем-то вроде хобби. При этом Эрхарт хотела не просто летать, а быть первой, ставить рекорды. Такой шанс ей выпал в 1928 году. После того, как Чарльз Линдберг пересек Атлантику, появились энтузиасты, которые решили, что теперь подобный перелет должна совершить женщина.
Перелет продлился 20 часов 40 минут. К своему сожалению Эрхарт практически не участвовала в управлении самолетом - погода была слишком плохая, и у летчицы просто не хватило опыта для маневрирования тяжелым самолетом в таких условиях. Почти все время самолетом управляли другие члены экипажа - пилот Уилмер Стульц и бортмеханик Лу Гордон.
После приземления Амелия честно сообщила репортерам, что никакая она не героиня: "Меня просто везли, как мешок с картошкой!" Но пресса уже объявила Эрхарт первой женщиной, которая пересекла Атлантику. В некотором смысле это было правдой, пусть и на "пассажирском кресле", но Амелия стала первой женщиной, совершившей трансатлантический перелет. Это превратило ее в знаменитость, позволило стать писательницей и видной общественной фигурой.
Спустя 4 года Эрхарт доказала себе и другим, что имеет полное право на все свалившиеся на нее почести. В ночь с 20 на 21 мая 1932 года она повторила перелет Линдберга и в одиночку пересекла Атлантику. Она стала вторым пилотом (и первой женщиной) в мире, кому это удалось. Но и после такого успеха Эрхарт не снизила свою активность в небе. Она установила еще целый ряд мировых рекордов, в том числе несколько рекордов по времени перелета.
Эрхарт была первой женщиной, которая участвовала в смертельно опасной трансамериканской гонке на приз Бендикса. Она первой в мире пролетела над Тихим океаном по маршруту от Гавайских островов до Окленда. Она же - первая женщина, которая без посадки перелетела Американский континент от побережья до побережья и установила новый рекорд дальности беспосадочного перелета среди женщин. Эрхарт стала первым пилотом, рискнувшим и преодолевшим Мексиканский залив по прямой, а не по береговой линии. Вместе с тем Эрхарт была не просто знаменитой летчицей, она использовала свою известность для популяризации авиации среди женщин и борьбы за равные права во всех сферах общественной жизни.
Для этого Амелия написала несколько книг о своих полетах, каждая из которых неизменно становилась бестселлером. Она также стояла у истоков "Девяносто девять" - международной организации женщин-пилотов, и была ее первым президентом. Организация была создана для поддержки женщин, желающих связать свою жизнь с авиацией. Она существует по сей день и включает в себя более 5 тысяч членов в 30 странах. Эрхарт также состояла в Национальной Партии Женщин и была одной из первых активных сторонниц знаменитой Поправки о равных правах.
Да. уже при жизни Амелия стала легендой. Однако окончательно ее имя обессмертил последний полет, который должен был стать пиком ее летной карьеры, но явился неисчерпаемым источником мифов и тайн. В мае 1937 года Амелия отправилась в свой последний рекордный полет - вокруг света. В этом предприятии ее сопровождал штурман Фредерик Нунан. Эрхарт рассчитывала, что этот рекорд станет последним в ее карьере. Она считала, что уже очень скоро главным человеком в авиации станет не бесстрашный летчик, а знающий свое дело инженер, и рассчитывала реализовать себя на этом поприще.
Эрхарт и Нунан преодолели больше 80 процентов маршрута, пролетев 22 тысячи миль (35,5 тысяч километров). За их плечами остались Атлантика, Африка, Индия, Юго-Восточная Азия - всего 28 этапов перелета, причем часть из них были признаны как мировые рекорды. Однако что-то пошло не так. На одном из последних этапов самолет Эрхарт перестал выходить на связь и пропал посреди Тихого океана. Судя по донесениям летчицы, она не смогла вовремя найти остров Хоуленд, на котором самолет должен был дозаправиться. Грандиозная спасательная операция, которую предприняли власти США не дала никаких результатов. Даже обломки самолета найти не удалось. Это породило множество слухов и конспирологических теорий по поводу исчезновения Эрхарт.
К примеру, по одной из версий, экипаж самолета выжил, но попал на территорию японцев, которые взяли летчиков в плен и впоследствии казнили. Убедительных доказательств ни одна из версий до сих пор не получила. Американские энтузиасты и по сей день регулярно совершают экспедиции в район исчезновения самолета.
О летчице написаны сотни книг, и регулярно появляются новые. Ей посвящают песни, о ней снимают фильмы. В городе Атчисон, где родилась Амелия, проходит ежегодный фестиваль ее имени. Он включает в себя показательные полеты и воздушный парад, и собирает десятки тысяч зрителей.
Независимый образ жизни, бесстрашие и целеустремленность сделали Амелию Эрхарт примером для множества женщин как в Америке, так и за ее пределами, а опыт знаменитой летчицы востребован до сих пор.
По материалам: april-knows.ru