Композитор, хормейстер, дирижер, педагог, музыкальный этнограф, публицист и общественный деятель. Все это о легендарном Латифе Хамиди, который одним из первых точно записал лучшие образцы песен Абая, свыше 200 народных песен и инструментальных пьес и обработал более 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Глубокий знаток тюркского мелоса и классик казахстанского искусства Латиф Хамиди родился 17 июля 1906 года. В честь 112-летия со дня его рождения TengriMIX делится с вами его историей.
Композитор, хормейстер, дирижер, педагог, музыкальный этнограф, публицист и общественный деятель. Все это о легендарном Латифе Хамиди, который одним из первых точно записал лучшие образцы песен Абая, свыше 200 народных песен и инструментальных пьес и обработал более 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Глубокий знаток тюркского мелоса и классик казахстанского искусства Латиф Хамиди родился 17 июля 1906 года. В честь 112-летия со дня его рождения TengriMIX делится с вами его историей.
У Латифа Абдулхаевича была удивительная судьба. Он родился в Казани, учился в Ташкенте и Москве, а свои творческие стремления реализовал в Казахстане. Почему он выбрал нашу страну - спорный вопрос. Одни говорят, он приехал из-за пренебрежительного отношения в Татарстане, другие - в связи с приглашением на работу в Алма-Ату. Так или иначе, нам повезло, что он приехал и остался здесь навсегда.
Деятельность Латифа Хамиди в казахской степи началась с должности дирижера оркестра и заведующего музыкальной частью Казахского театра драмы. Он так проникся казахской музыкой, что сам начал ее сочинять.
По рекомендации Мухтара Ауэзова, с которым его связывали теплые отношения, его сделали руководителем казахского оркестра народных инструментов. Именно Латиф Абдулхаевич обучал казахских музыкантов нотной грамоте и написал первый в республике учебник "Школа игры на домбре", возведя народный инструмент в ранг виртуозных. В жанре инструментальной музыки он, помимо домбры, создавал удивительные произведения для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета.
Все эти годы Хамиди непрерывно набирался и композиторского опыта в вокальном жанре - самой важной и обширной части своего творчества, через которую пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки.
Один из его вокальных шедевров - опера "Казахский вальс" - стал поистине народным. Когда Куляш Байсеитова впервые услышала светлую музыку, она так смело поддержала тогда еще молодого композитора и так очаровательно ее исполнила, что вальс полюбился всей стране. А сейчас он - яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками - на слуху практически у любого казахстанца.
"Казахский вальс" в исполнении Куляш Байсеитовой
Не менее популярная в народе опера Хамиди называется "Бұлбұл" ("Соловей"). Только раз услышав этот широкого дыхания трепещущий романс в исполнении Бибигуль Тулегеновой или Куляш Байсеитовой, не забудешь его никогда.
"Бұлбұл" в исполнении Бибигуль Тулегеновой
"Бұлбұл" в исполнении Куляш Байсеитовой
В начале 30-х годов известный собиратель казахского фольклора Александр Затаевич уже записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский попробовал приложить европейские традиции к народной мелодике, Ахмет Жубанов изучил наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека. Латиф Абдулхаевич тоже подключился к этой работе. Обладая тончайшим слухом и замечательной памятью, именно он перенес кюи Курмангазы, Даулеткерея, Сейтеке на ноты. Как упоминалось выше, наиболее ценным вкладом Хамиди стали записи песен Абая Кунанбаева, нотированные им с напева Архама Искакова, племянника Абая. Он записал 18 песен великого казахского поэта, которые легли в основу музыки оперы "Абай", написанной Хамиди в соавторстве с Ахметом Жубановым.
Это умение Латифа Абдулхаевича непринужденно адаптировать народную музыку в таком сложном искусстве, как оперное, не теряя при этом собственной композиторской оригинальности, по сей день восхищает многих музыкаьных знатоков. В числе других известных также оперы "Жамбыл" и "Тулеген Тохтаров". Последняя, кстати, тоже написана с Жубановым по либретто Ауэзова о герое Отечественной войны. А совместно с Муканом Тулебаевым и Евгением Брусиловским Хамиди сотворил музыку к гимну Казахской ССР.
Всенародный артист, внесший огромный вклад в развитие казахского искусства, Латиф Хамиди умер в 1983 году в Алматы. Память о нем жива и будет жить, ведь пропитанные светом творения композитора выдержали испытание временем, продолжая звучать и становясь вечными.
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин
Показать комментарии