Война - страшная вещь, которая если не уносит жизнь, то калечит ее. Речь и о голоде, бедности, разрухе, психологических и физиологических травмах. Оторванный нос, сожженные губы, разбитые скулы и подбородки - эти и другие ранения часто были причиной изоляции от общества. TengriMIX рассказывает вам о скульпторе, которая восстанавливала внешность ветеранов Первой мировой войны.
Война - страшная вещь, которая если не уносит жизнь, то калечит ее. Речь и о голоде, бедности, разрухе, психологических и физиологических травмах. Оторванный нос, сожженные губы, разбитые скулы и подбородки - эти и другие ранения часто были причиной изоляции от общества. TengriMIX рассказывает вам о скульпторе, которая восстанавливала внешность ветеранов Первой мировой войны.
В начале XX века пластическая хирургия была очень болезненной и чрезвычайно опасной, поскольку пациентам грозил сепсис, а антибиотики еще не были изобретены. Тогда американский скульптор Анна Коулман Лэдд решила открыть в Париже специализированную студию, чтобы помочь солдатам, получившим ожоги или ранения лица. Она была вдохновлена деятельностью профессора лондонской Королевской академии художеств Фрэнсиса Дервента Вуда. В 1916 году он взял под руководство отделение в госпитале, которое получило у пациентов прозвище "Магазин оловянных носов". Открыть студию Лэдд год спустя помог Красный крест.
Анна Коулман Лэдд и ее пациент
Женщина проводила долгие часы, чтобы сначала изготовить слепки лиц раненых и воспроизвести на бумаге облик, основанный на их пожеланиях, и лишь после изготавливала маски из гальванизированной меди. Их она покрывала специальной эмалью цвета человеческой кожи. Весили ее работы около 100-250 граммов и были, как заметила одна из посетительниц, "тоньше визитной карточки".
Верхний ряд - поврежденное лицо, нижний ряд - восстановленное лицо
Прикосновение металлических масок к поврежденной коже было неприятным, и мало кто носил их с удовольствием, но социальный эффект перевешивал все страдания. Дело в том, что ветеранов с изуродованными лицами называли "самыми трагическими из всех жертв войны", так как они были чаще всего обречены на жизнь в полной изоляции. Коулман же давала им шанс на возвращение в общество - ее маски крепились к ушам и повторяли черты лица, через них можно было курить и есть.
Один французский военнослужащий признался Лэдд: "Женщина, которую я люблю, больше не находит мой облик отталкивающим". Личная жизнь солдат налаживалась, и мысли о самоубийстве (а его совершили многие из тех, кто пережил войну) отступали.
У масок, однако, имелись и другие недостатки: они не передавали эмоции, оставаясь пугающе безжизненными, а срок их службы из-за частой эксплуатации был недолгим - всего несколько лет. И все же жизнь людей, искалеченных войной, становилась чуточку лучше.
Фото: Rare Historical Photos / Library of Congress
В конце 1919 года Анна вернулась в Нью-Йорк. За два года работы в Париже, которую она назовет главным делом своей жизни, было изготовлено около 200 масок.
За эту деятельность скульптора наградили орденом Почетного легиона.