МИКС
01 июня 2017 | 13:57

Каким было традиционное воспитание в казахских семьях

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

© Kazakh-tv

Воспитание детей - дело не из легких. Еще бы, это ведь нужно вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей и окружающих людей. Сегодня, в Международный день детей и во Всемирный день родителей, TengriMIX вспоминает казахские традиции воспитания ребенка в прошлом.


Воспитание детей - дело не из легких. Еще бы, это ведь нужно вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей и окружающих людей. Сегодня, в Международный день детей и во Всемирный день родителей, TengriMIX вспоминает казахские традиции воспитания ребенка в прошлом.


Казахская семья. Семиречье, конец XIX века. © kazakhistory.ru

Начнем с того, что раньше ни одна семья не представляла своего счастья без детей. Об этом свидетельствует традиция, по которой каждый, кто узнавал о рождении ребенка, спешил первым оповестить родных и близких криком "суюнши" (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями и за это давали подарок.

Реклама
Реклама

Если появление ребенка на свет совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка (его называли "басире") дарили новорожденному. По поверью, будущее малыша было тесно связано с подаренным ему животным. Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тяговое животное. И главное - басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. Считалось, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот (главное богатство казахов) и чужую жизнь. Таким образом у малыша повышали уровень ответственности и любовь ко всему живому.

Уточним, что традиция с басире относилась как к мальчикам, так и к девочкам, она не несла половой специфики, впрочем, как и большинство других казахских обрядов для детей до 5-6-летнего возраста.


Казахская семья вместе со своим котом. © forum-eurasica.ru

Только в годовалом возрасте первые половые различия детей фиксировались в прическе. Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, был призван служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар. Девочкам же отращивали тулым - две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы. В прежние времена казахи не стригли волосы детям до исполнения 4-5 лет, а первой стрижке придавали особое значение. По этому случаю устраивали специальное празднество - шаш алу. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: "Жасын узак болсын!" (Долгих лет жизни!). После этого он передавал ребенка другому и каждый присутствующий проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.


© Kazakh-tv

Вообще, детей в казахских семьях часто одаривали сладостями, потому как до 5 лет у них был период "вседозволенности". До этого возраста с ребенком обращались, "как с королем", с 6 до 15 лет - "как с рабом", а после 15 - "как с равным". Кстати, такой же принцип воспитания с древних времен существует в японских семьях, отличие в том, что казахи редко наказывали детей не только в младенчестве, но и в более позднем возрасте. Мировоззрение нашего народа не позволяло использовать методы телесных наказаний, приносящих боль. По этому поводу исследователи, говоря о любви к детям у казахского народа, писали: "Кыргызы (так раньше называли казахов - прим. ред.) с младых лет не наказывают детей. Даже когда дети становились подростками, их не били, а успокаивали словами "Получишь у меня!".

Примерно в 5-летнем возрасте казахским мальчикам перед обрезанием окончательно состригали айдар. После совершения обряда он становился не просто членом религиозной общины , но и переходил в следующую возрастную группу. Мальчишек приобщали к труду: обучали присматривать за ягнятами, готовить дрова, плести узды, плети, шидер, выделывать кожу, строить кошару и мастерству верховой езды.


© Kazakh-tv

Последнее - было особо важным навыком, потому как умение держаться в седле являлось одним из главных условий выживания в степи. Обряд первой посадки ребенка в седло назывался ашамайга мингизу. Ашамай - это специальное детское седло безопасной конструкции, чтобы он не мог случайно свалиться с коня. Стременами ребенку служили мешочки, сшитые наподобие переметной сумки - хурджуна. В них засовывали ножки малыша. Первую ритуальную посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь. После получения бата родители новоявленного наездника на радостях, что их ребенок впервые сел верхом на коня, устраивали праздник.

Опять-таки, заметьте, все, что касается верховой езды относилась и к девочкам. В 7-8 лет девочки впервые надевали простенькие украшения - сережки и плоские браслеты, начинали носить девичий головной убор - круглую шапочку, часто украшенную перьями филина, - такия, телпек, кепеш - или теплую шапку с меховой опушкой - борик.


© Kazakh-tv

В конце XIX века получило распространение девичье платье, украшенное оборками. Часто такие платья украшались вышивками, располагающимися на оборках или прикрывающими швы. Каждая девочка имела расшитые и украшенные позументом, монетами и вышивками камзол и безрукавку. Кстати, в 7-8 лет им переставали брить голову и начинали отращивать волосы, а тулым вплетали в косички. Момент первого заплетания кос девочке имел особое значение. По этому поводу устраивали небольшое угощение, а первый раз заплести волосы в косы просили добрую, многодетную женщину, славившуюся своим мастерством в ведении хозяйства и в домашних ремеслах.


© surak.szh.kz

Интересно, что все взрослые в аулах всегда принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое, дерзкое пове­дение, то имели право остановить ребенка, поругать или объяснить, что так делать нельзя.

Но, конечно, наибольшее влияние традиционно играло старшее поколение - бабушка и дедушка со стороны отца. Именно старики являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению. Старшие женщины семьи (бабушка, пожилые родственницы, чаще - вдова умершего брата или дяди главы семьи), уже не принимавшие активного участия в хозяйственных работах, отдавая все свое свободное время подрастающим детям. Если женщины играли ведущую роль при воспитании мальчиков только до 5-6-летнего возраста, то при воспитании девочек ведущая роль старших женщин сохранялась до момента вступления девушек в брак. Первенцы в семье считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети становились любимчиками бабушки и дедушки. Девочек баловали не меньше, чем мальчиков, а иногда и больше: нередко именно бабушка выступала инициатором освобождения девочки от тяжелых домашних работ, считая, что за свою будущую жизнь у свекрови девочка еще наработается и никто не знает, как сложатся ее отношения с родственниками мужа.


© surak.szh.kz

В 13-15 лет дети считались совершеннолетними, допускались к общественным собраниям, активно участвовали в хозяйственной и производственной деятельности. В этом проявлялось внимание к возрастным особенностям ребенка.

Исследователи считают, что наши предки были заботливыми и нежными родители, а казахские дети - скромными, вежливыми, учтивыми. Дело в том, что родители не только предостерегали ребенка от совершения тех или иных действий, но и обязательно объясняли причины своего запрета. Такой подход позволял ребенку не забывать о нем и не совершать подобного вновь. Например, существовал (и существует) правило - не пересекать путь старшего. Издревле он имеет в основе две причины: первая - это признак невоспитанности и неучтивости, вторая - пересечение пути старшего означало забрать у него удачу на этом пути, из-за чего он мог тяжело переживать сей проступок ребенка и выражать свое недовольство. А получить благословение старшего для молодежи играло очень важную роль. Были и другие суеверия, которые способствовали контролю жизненного пути молодежи и требованию от нее правильного, сформированного на основе древних традиций поведения.


© Kazakh-tv

Однако, несмотря на некие ограничения, казахи никогда не стремились воспитывать детей полностью похожими на них самих себя, они хотели, чтобы потомки были более дальновидными, потому как "жить им во времени, отличном от нынешнего". Так давайте же будем дальновидными!

С праздником, дорогие читатели!

По материалам: bilu.kz, articlekz.com, kazreferat.info

Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама