Глядя на этих очаровательных ученых, невозможно сказать, какие трудности они успели перенести на пути к мечте. Они верили в себя и свои силы, проявляли упорство и все-таки добились своего. TengriMIX продолжает рассказывать о молодых казахстанских девушках, которые добились успеха в науке за границей.
Глядя на этих очаровательных ученых, невозможно сказать, какие трудности они успели перенести на пути к мечте. Они верили в себя и свои силы, проявляли упорство и все-таки добились своего. TengriMIX продолжает рассказывать о молодых казахстанских девушках, которые добились успеха в науке за границей.
Алматинка Пакизар Шамои окончила бакалавриат и магистратуру в КБТУ по специальности "информационные системы", шесть лет в докторантуре в Японии вела исследования в области мягких вычислений и нечеткой логики. Сейчас она профессор факультета информационных технологий КБТУ, преподает и занимается наукой в области искусственного интеллекта.
"В университете обожала программирование, дни и ночи пыхтела над разными задачками. Позже, в магистратуре, мне посчастливилось пройти курс по нечеткой логике у японского ученого, с которым написала статью. На международной конференции в США получила за нее награду, которая сыграла важную роль при поступлении на PhD в Японию", - говорит профессор.
Ученая отмечает, что для нее отличным примером стало то, что японцы изрядно трудятся.
"Во время PhD-обучения родила второго ребенка. Занималась наукой параллельно с работой и с воспитанием детей. Иногда приходилось спать по два часа или вовсе лишать себя сна. Один раз мне даже пришлось лететь в Японию со сломанной ногой через две недели после перелома. Пропустить нельзя было - предзащита. Тогда осознала, что я не размазня, мне любые сложности по плечу", - отмечает 30-летняя исследовательница.
В Японии Пакизар разработала методологию для представления и обработки цветов. Речь идет о так называемом нечетком цветовом пространстве, которое помогает компьютеру распознавать оттенки так же, как это делает человек. Это восприятие способно автоматически группировать более 16 миллионов цветов, а также реагировать на тон при изменении освещения и яркости. Основная цель - улучшить возможности компьютера распознавать цвета.
"Мы знаем, что люди, когда темно, могут распознать красный предмет, компьютеру сложно. Потому что при изменении освещения оттенок другой, но наш мозг может это распознавать, и в нашем цветовом пространстве это также возможно. Простое объяснение можно провести на примере радуги, когда человек смотрит на радугу, он не может определить точную границу, где заканчивается, например, красный цвет и начинается оранжевый, потому что переход плавный. Также в нашем цветовом пространстве цвета нечеткие и плавно переходят один к другому", - поясняет ученая.
Цветовое пространство играет важную роль в фешн-индустрии, маркетинге, искусстве, дизайне интерьера, веб-дизайне. Его применяют и в поисковых системах.
"На данный момент мы ограничены в поиске картинок по содержанию, так как система выдает на наш запрос результат по тегам, которые к ним проставлены. Допустим, если вы хотите найти терракотовый диван в Google, то увидите, что поисковик выдал страницы с тегами "терракотовый диван". При наличии нечеткого цветового пространства возможен поиск не только по тексту, но и по содержанию картинок. Есть такие терракотовые диваны, которые никто не обозначил по цвету, и мы в поиске их не увидим, а, возможно, это именно тот диван, который мы хотим купить", - рассказала Пакизар.
А вот Айгерим Абденбаева заинтересовалась IT, учась в Республиканской физико-математической школе для одаренных детей в Алматы.
"С появлением компьютера у нас дома мне не давал покоя вопрос, как множество "железяк" могут выполнять немыслимые функции. В пятом классе, когда изучали математику, я нашла программу выстраивания графика и его анализа. Для меня, которая на это тратила более 15 минут, было удивительно, что компьютер это делает за считаные секунды. К концу школы я знала, что пойду изучать информационные технологии", - вспоминает Айгерим.
Отучившись в КБТУ и МУИТ, Айгерим преподавала в университете программирование и математические дисциплины, занималась стартапами. Она любит трансдисциплинарные науки, такие как математика, геология и программирование. Для работы с большими данными она разработала приложение для визуализации природных процессов, считая, что изучение Земли так же увлекательно, как и космоса.
"Я работаю на стыке геологии и программирования, изучаю, какие природные процессы проходят под землей. Специальные аппаратуры берут керн (небольшой цилиндр горной породы), далее данный цилиндр сканируют и получают картинки. С их помощью можно просматривать подземные процессы, получать расчеты. Однако сложность заключалась в объеме таких анализов. Они очень тяжелые, измеряются терабайтами. Поэтому я разработала приложение, с помощью которого легко получить 3D-модели, динамические анализы без потери нужной информации, такой как твердость и абразивность, упругость и пластичность, пористость и плотность, трещиноватость и устойчивость. Приложением можно воспользоваться в нефтедобывающей отрасли, архитектуре, сельском хозяйстве. Аналогичные приложения стоят от 200 тысяч до одного миллиона долларов, а мое приложение обходится в два раза дешевле", - говорит Айгерим.
Профессор успевает заниматься не только наукой, но и спортом: тяжелой атлетикой, джиу-джитсу и грепплингом. В 2018 году она стала чемпионкой Азии по грепплингу и бронзовым призером по джиу-джитсу в Сеуле, Южная Корея. Добиваться высоких результатов Айгерим мотивирует и поддерживает супруг Бек-Али Ержан, он разделяет все ее увлечения: науку и боевые искусства. У семьи ученых двое сыновей.
Другая алматинка, 26-летняя Сымбат Жоламанова, сейчас является докторантом Хангукского университета иностранных языков Сеула, Южная Корея, по специальности "глобальные культурные контенты". Это началось с увлечения корейской культурой. Потом ей стало интересно, как индустрия культурных контентов и технологии этой страны заняли одну из ведущих позиций в мировой индустрии и возможно ли этот опыт применять в Казахстане.
"Все, что касается корейских культурных контентов, мы стали принимать за бренд: сериалы, мейкап, даже в свете последних событий с мировой пандемией коронавируса – медицину. Как им это удалось? И чему мы можем научиться у них? Изучение этих вопросов - тоже наука. Нам важен опыт и его адаптирование. А это возможно. Один из примеров локализации - это казахстанский музыкальный жанр Q-pop, прародитель которого - K-pop, что весьма популярен среди молодежи. То, что раньше считалось "корейской" культурой и стилем, оказалось вполне применимо и в нашей стране, с учетом региональных особенностей и языка, естественно. Q-pop задал направление не только в музыкальной индустрии нашей страны, но также задел и важные культурные и социальные темы - маскулинность и продвижение казахского языка. На последней конференции, посвященной вопросам корейской волны, на примере успеха группы Ninety One я показала, как данная локализация работает, и была приятно удивлена, что многим корейцам нравится их творчество тоже", - отмечает собеседница.
Исследовательница считает, что именно фанаты и потребители играют ключевую роль в продвижении контента.
"Сейчас фанаты - это уже не просто прямые потребители контента. Они играют немаловажную роль в создании и продвижении его. К примеру, создание фан-страничек, фан-фикшена, фан-артов, мемов и прочее показывает, насколько фандом может сильно повлиять на продвижение того или иного контента. Если понаблюдать за корейской группой BTS, то можно увидеть, какой вклад их фанаты внесли в ошеломительный успех данной группы. Да так, что они уже давно вышли за рамки K-pop на глобальный рынок. Другим примером может стать фильм "Паразиты", который стал сенсацией не только в корейском кинематографе, но и в мировом. Несмотря на то что в фильме показываются реалии корейского экономического чуда и разделение в корейском обществе, где непонятно, кто кому паразит, тематика оказалось более чем универсальной. Поэтому я считаю, что изучение создания, планирования и анализа культурных контентов является одной из важных наук в современном мире. Ведь каждая культура - это и есть мировая культура", - считает Сымбат.
Жительница Алматы периодически проводит гостевые лекции студентам из Южной Кореи, рассказывая о культуре Казахстана.
Показать комментарии