counter.yadro.ru
МИКС
09 мая 2019 | 08:19

О летчике из Актюбинской области, которому "полтора глаза" не помешали провести 94 боя

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

О летчике из Актюбинской области, которому "полтора глаза" не помешали провести 94 боя: 2019-05-09 08:19:00 - прочитайте Александр Батурин. © pochta-polevaya

Небо любит смелых, небо не терпит предательства. А в военное время смелости и преданности должно быть вдвое больше. TengriMIX рассказывает, о летчике из Казахстана с плохим зрением, который ослушался  врачей и совершил более 560 вылетов.


Иконка комментария блок соц сети

Небо любит смелых, небо не терпит предательства. А в военное время смелости и преданности должно быть вдвое больше. TengriMIX рассказывает, о летчике из Казахстана с плохим зрением, который ослушался  врачей и совершил более 560 вылетов.

Александр Батурин родился 21 июля 1915 года в семье врачей, в селе Полтавка ныне Мартукского района Актюбинской области. Уже с 16 лет работал водителем - любил механику. Но при этом мечтал всегда о самолетах, поэтому в итоге отучился в Оренбургском аэроклубе, Высшей летно-планерной школе и Ейском военно-морском авиационном училище. Несколько лет проработал летчиком-инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма-Аты.


Александр Батурин. © gazpromenergo.gazprom.ru

Когда началась Великая Отечественная война, Батурин не прошел медицинскую комиссию и не был допущен к полетам. В справке указывалось: правый глаз бойца не видит на 70 процентов. Для него это было ударом.  Тогда открыто оспаривать решение комиссии никто не стал. Руководство Батурина понимало, что сажать его за штурвал истребителя это незаконно и очень рискованно, но помощь аса была нужна как никогда.  

В составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота летчик, несмотря на плохое зрение, в итоге совершил 563 успешных боевых вылета, провел 94 воздушных боя, сбил 18 самолетов противника лично и 12 в составе группы. Он потопил три вражеских корабля, уничтожил три артиллерийские батареи, 40 зенитно-пулеметных точек, 42 авто с солдатами и военными грузами, три аэростата воздушного наблюдения, взорвал четыре склада боеприпасов противника. Оборона Таллина, Ленинграда, освобождение Прибалтики - и ни одного тяжелого ранения. Небо будто и правда оберегало парня из Актюбинской области.


© "Память народа"

Своим сослуживцам он никогда не жаловался, как тяжело ему дается каждый воздушный бой. И лишь своим родным в письме от 17 февраля 1942 года Батурин признался, что правый глаз слезился, при ярком солнце он почти ничего не видел: "Чувствую себя хорошо, только глаз плохой и, кроме того, в переносице осколки. Летать приходится в темных очках... Очень трудно, но все же надо воевать. И я, имея полтора ока, сбил уже пять стервятников. Ну а лечить глаз буду после войны".


Заместитель командира второй эскадрильи старший лейтенант А.Г. Батурин у истребителя "И-153". © pochta-polevaya

Лучше чувствовал себя больной глаз в темноте, поэтому боевые задания Батурин зачастую выполнял ночью. Часто противник, когда советские войска отдыхали, спускал с воздуха минные постановки в районе Кронштадта. Почти неделю Александр нарушал планы противника. Только за это время он сбил два немецких бомбардировщика.


Истребитель Александра Батурина. © surfingbird.com

Вспоминая самые сложные дни войны, боец из Казахстана отмечал: "В 1941-1942 годах приходилось вылетать по семь-восемь раз в день, к тому же в условиях блокады. Однако наши летчики-балтийцы громили врага - на земле, в небесах и на море".

3 апреля 1942 года в битве с четырьмя самолетами уничтожил одного из них, остальные, видя как хладнокровно и рассчетливо Батурин ведет бой, предпочли ретироваться. В тот же день на военно-морскую базу Кронштадт атаковали больше 80 фашистских бомбардировщиков. В группе Батурина было всего 8 истребителей И-153. В неравной и ожесточенной битве он истребил три бомбардировщика и один самолет. За такой смелый поступок Батурин был награжден орденом Красного Знамени.


© "Память народа"

Через три недели Александр сбил еще три самолета, направлявшихся к Ленинграду. Тогда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и геройство ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".



© "Память народа"

Но были моменты, когда небо, казалось, испытывало летчика на прочность. Так, в начале апреля в паре со своим ведомым Михаилом Мачабели он вступил в бой с группой из 16 FW-190. Михаил, прикрывая Александра, подставил свой самолет под удар. Батурин увидел, как воздушное судно товарища, полыхая огнем, устремилось вниз и взорвалось на земле. Его самолет тоже получил повреждение и рисковал взорваться. Сам командир был ранен, истекал кровью, но продолжал биться. Когда у него закончились боеприпасы, он набрал высокую скорость и скрылся от преследования.

Вернувшись на аэродром, командир отремонтировал подбитую машину. Но "починить" душу оказалось сложнее. Чувство утраты, вины еще долго не давало ему покоя. 

Но Михаил Мачабели все-таки выжил. Он был тяжело ранен, попал в плен, но был освобожден советскими войсками. Михаил долго лечил свой поврежденный позвоночник, ходил в специальном корсете. И, еще не сняв его, снова начал летать, только уже не на истребителе, а на транспортном самолете Гражданского Воздушного Флота. Когда Батурин узнал об этом, то пообещал себе, что отыщет друга и поблагодарит его за то, что тот спас ему жизнь. 


Истребитель Александра Батурина. © airaces.narod.ru

После победы в 1945 году он вернулся в родной Актюбинск, где ждала его семья. Но в мирное время расстаться с любимыми самолетами не сумел. Еще четыре года продолжал службу в Военно-морском флоте СССР, также работал в "Аэрофлоте" и ДОСААФ. Врачи все же настояли на том, чтобы ветеран  позаботился о своем здоровье. 

Сослуживцы отзывались о Батурине как о разностороннем человеке. Одни видели в нем способного инженера, другие замечали его интерес к киносъемкам, многие преклонялись перед ним за умение ловко управлять воздушным судном. Не любил говорить о войне, поэтому часто отказывался от интервью. 


Александр Батурин. © planetavvs.ru

Спустя 20 лет на праздновании Дня Победы Батурин встретился с боевым другом. В Ленинград, в котором они воевали, он приехал из Татарской АССР, а Михаил Мачабели - из Грузии. При встрече товарищи тепло обнялись и долго молчали. Мачабели не желал вспоминать кошмарные дни, а Батурин достал платок из кармана и смахнул свои слезы. Он сумел произнести самые важные для него слова: "Ты спас меня. Спасибо". Миша ответил: "Наши дети обрели свободу". 

Последние годы Александр Батурин проживал в Актюбинске и поселке Малый Зайкин Первомайского района Оренбургской области РФ. Скончался 29 ноября 1985 года. Его именем в советское время была названа пионерская дружина Яйсанской средней школы Мартукского района Актюбинской области, а также улица в Алматы.

Мы приглашаем каждого казахстанца принять участие в наполнении архива бесценных историй, воспоминаний казахстанских ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта. Для этого нужно заполнить анкету на сайте с указанием данных ветерана - ФИО, даты рождения, краткой информации о годах военной службы или в тылу, а также прикрепить его фотографию. Истории принимаются и по "победному" номеру Tele2 в WhatsApp +7-70-09-05-1945.

Проект проводится при поддержке компании ERG.

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная