counter.yadro.ru
МИКС
23 марта 2020 | 09:15

"Мама плакала, а мы изучали райские сады". Непридуманная история Петропавловского вокзала

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Мама плакала, а мы изучали райские сады". Непридуманная история Петропавловского вокзала: 2020-03-23 09:15:00 - прочитайте © Фото из личного архива Антонины Казимирчик

Вокзал на станции Петропавловск - раритет и прекрасный памятник архитектуры. Он сохранился в первозданном виде с ХIХ века. Железнодорожное здание было возведено еще тогда, когда в Казахстане были караванные пути и несколько узкоколеек. TengriMIX со ссылкой на "Исторический Петропавловск" поделится историей семьи первостроителей железной дороги в стране, ее расскажет Антонина Казимирчик. 


Иконка комментария блок соц сети

Вокзал на станции Петропавловск - раритет и прекрасный памятник архитектуры. Он сохранился в первозданном виде с ХIХ века. Железнодорожное здание было возведено еще тогда, когда в Казахстане были караванные пути и несколько узкоколеек. TengriMIX со ссылкой на "Исторический Петропавловск" поделится историей семьи первостроителей железной дороги в стране, ее расскажет Антонина Казимирчик. 

Первостроители железной дороги Казахстана

"Железнодорожниками мы с братьями стали еще до рождения. Нам повезло родиться в железнодорожном роддоме, учиться в типовой железнодорожной школе и каждому по несколько лет посвятить работе в станционных учебных заведениях. Нашего деда И. Рябухина, донского казака, ветерана Первой мировой войны, не пожелавшего вступить в колхоз, в начале 30-х годов погрузили в телячий вагон и в числе 50 тысяч таких же "кулаков" отправили в Караганду достраивать стальную магистраль, ведущую от Петропавловска.


Дедушка И.С. Рябухин

Стальные магистрали Сибири и Казахстана строились в основном подневольной рабочей силой - при царе каторжанами и ссыльными, а в 20-50-е годы - "врагами народа", хотя советские газеты всегда писали о необыкновенно бурном энтузиазме строителей железных дорог, прибывавших из дальних сел. Строителей обеспечивали жильем, им давали форму железнодорожников, выплачивали зарплату и кормили. 

Чуть позже добровольно на стройку приехали мои родители. У них не было своего скота, поэтому они считались батраками. Высылке в отдаленные районы не подлежали. Всю жизнь посвятили работе на железной дороге. Здесь на свет появились и мы.


Родители - А.В. Рябухина и И.К. Рябухин

История спасения дедушки

К началу строительства Петрокока (первой в Казахстане железной дороги) другой наш дед, белорусский большевик Федор Александрович Казимирчик (1888-1938 годы жизни), изрядно потрудился на разных станциях Польши и Транссиба.

В 1907 году он бежал в Сибирь из Гродно, убегая от наказания за участие в Первой русской революции. Он был начальником станции Петухово, пока не нагрянули белочехи, захватившие в мае 1918 года самую длинную в мире железную дорогу от Поволжья до Владивостока.

Они застрелили бы его, если бы не 12-летний сын, который отыскал отца и рассказал, что незнакомцы с оружием заперли в подвале его маму с пятью маленькими сестренками и разыскивают его. Три дня мужчина прятался от них в болоте. В семье говорили, что дед "на той далекой, на гражданской" служил на бронепоезде "Красный сибиряк", пушки которого в ночь с 29 на 30 октября 1919 года обстреливали Петропавловск и помогли Красной Армии выгнать из города колчаковцев.


Семья Федора Казимирчика незадолго до ареста

Под четким руководством Федора Казимирчика

Строительство важной для Казахстана железной дороги - Петрокока - началось, когда на юге и на Дальнем Востоке еще гремела гражданская война.

"Восстановить разоренные гражданской войной промышленность и сельское хозяйство, использовать природные богатства немыслимо было без путей сообщения, и, прежде всего, железнодорожных", - рекомендовал в телеграмме, адресованной руководству строительства, Владимир Ленин.

Тогда партия направила Федора Казимирчика в качестве снабженца на эту стройку века. Рельсы, шпалы, инструменты, жилье и продукты для рабочих - все это было его заботой в течение нескольких лет. Первый в Петропавловске памятник Ленину под его руководством был привезен с Урала и установлен близ вокзала в 1926 году. Документы о тех событиях пропали в 1938 году, изъятые при аресте "верного сына партии". В семье осталась только автобиография деда, еще снятая с кожаного портфеля серебряная пластинка с золотистой надписью, что Федор Казимирчик награжден за добросовестную работу на строительстве Петрокока. Сейчас его имя можно прочитать на памятнике, посвященном жертвам политических репрессий. Там начертаны и другие фамилии петропавловских железнодорожников. Большинство из них в 1957 году были посмертно реабилитированы за отсутствием состава преступления. 

Отважный поступок мамы

На другом конце Петрокока, к 1931 году дотянувшегося до Караганды, выросло три поколения этих двух первостроителей железной дороги, которые отлично знали каждый поворот рельсов на станции Караганда-Сортировочная. Однако в Петропавловске некоторые из них побывали лишь в середине ХХ века. Невозможно было тогда попасть в центральную Россию, минуя этот город.


Дочери Федора Казимирчика, ученицы ж/д школы Петропавловска

Железнодорожникам выдавали два бесплатных билета в год: один для поездки по Казахстану, второй - хоть по всей стране разъезжай. В годы войны и после мои родители не могли отправиться на оккупированную фашистами территорию. Только летом 1949 года мама отважилась отправиться в родные края, как ни отговаривал ее отец.

Тогда мне было 13 лет, а сестре три года. Папа посадил нас в старенький вагончик, где спинки нижних сидений поднимались и превращались в сплошные нары, на которых люди спали вповалку. Да еще на багажных полках размещались три-четыре человека. Остальные, сколько влезет, сидели внизу, положив головы на плечи соседей. Багаж - вместо подушек. Там мы и оказались. Почему на больших станциях существовали железнодорожные бани, пропарочные, а давно исчезнувшая Васильевская церковь почти в центре города была превращена в санпропускник? Иначе городу едва ли удалось бы избежать опасных эпидемий.

Мама радовалась: это был настоящий пассажирский поезд, он ходил по расписанию. Оказывается, еще были тогда поезда из теплушек с нарами. Они назывались "пятьсот веселыми". Наверное, потому, что по вагонам ходили музыканты с гармошками, пели песни. Некоторые из них, безногие, катились на маленьких тележках. Мы им не удивлялись - привыкли. Ведь в школу с первого класса ходили прямо по шпалам, через пути и привокзальную площадь. Мальчишки часто бесстрашно пролезали под вагонами тронувшегося поезда или проскакивали через тормозные площадки. Иногда это кончалось бедой - дети попадали под колеса.

Первая встреча со сказочным вокзалом

Почти трое суток поезд добирался до Петропавловска. Там предстояла пересадка. Надо было закомпостировать билеты на проходящий поезд Борзя - Новороссийск. Но задача оказалась неразрешимой. На вокзале в небольшом зале ожидания - толпы людей. К кассам тянется огромная очередь желающих купить или закомпостировать билеты. Люди устали, раздражены. Некоторые спят на скамьях и даже на полу. Духота.

Мама выводит нас на перрон, сажает на лавочку под деревом, велит никуда не уходить, а сама с чайником в руках спешит к будочке с надписью "Кипяток". Там тоже очередь…

Дерево, под которым мы с сестренкой сидим, какое-то необычное. Оно похоже на слона. Приглядываюсь. Тут и шары, и кубы, и пирамиды, и большая круглая ваза. Сверкают вставленные в некоторые зеленые фигуры цветные стекла. Журчит фонтанчик. А ваза-то вращается. Мы будто оказались в сказке, созданной мастером топиарного искусства Василием Осиповым. Рассматриваем скульптуры из замысловато остриженных карагачей.

Но подходит раздраженная женщина в форме дежурной и выпроваживает нас из зеленого комфорта обратно в духоту. Мама бежит к нам, расплескивая кипяток. В горячей воде варятся яйца. В зале ожидания мама кормит нас размоченными в кипятке сухарями и яйцами всмятку из чайника, а потом выводит на другую сторону вокзала.

Спасались от жары в болотце

Мы видим чуть поодаль от главного здания, на берегу грязного озерка, нечто вроде деревянного сарайчика. Там не такая духота, как в зале ожидания, и есть свободные сиденья. Мама, после десятка наставлений быть осторожными, оставляет нас на лавочке и, чуть не плача, убегает обратно к кассам.

На берегу болотца горят костры, на кирпичиках что-то готовят застрявшие на пересадке пассажиры. Люди спят на лавках, а то и просто на земле рядом с сарайчиком - вокзалом. Мимо него проходит ветка, по которой снуют маневровые паровозы. 

За неимением ничего лучшего пассажиры мылись в болотце. Приходилось и нам с малышкой Люсей бродить по грязному, подернутому мазутной пленкой водоему. Иначе не спастись от жары, пота и грязи. Мама, конечно, запрещала "водные процедуры", умывала нас из чайника водой после варки яиц, но и сама мыла ноги в жутком озерце. В результате младшая девочка покрылась красной сыпью, старшая стала неистово чесаться. Ведь ехали в вагоне и спали на скамейках рядом с разными людьми, с некоторыми - в невообразимом тряпье. Такой тогда был сервис.

Я нянчусь с сестренкой, а мама стоит в огромной очереди в тщетной попытке закомпостировать свой бесплатный льготный билет на поезд до Поворино. На третьи сутки, поняв всю бесплодность ночевок у касс, мама выстояла самую длинную очередь - к начальнику вокзала - и расплакалась там.

Знакомство и прощание с городом

Измученный мужчина отругал маму за безрассудство: "Куда детей тащишь!? В разбитую Россию? Не видишь, что делается? Вся эвакуация домой двинулась! Давай свой билет. Завтра обратно поедете!"

Еще сутки мы обитаем на вокзале. Он нам очень нравится. Такого мы не видели ни на одной станции от самой Караганды. Там все постройки были простенькие, "в стиле баракко". Хотя и проектировался Петрокок еще до войны, до Первой мировой, но строился-то в нищие времена после Гражданской. Тогда было не до кирпичных узоров на стенах вокзалов. И опытных строителей было мало.

В ожидании отъезда у нас появилось время все хорошенько рассмотреть на станции. Без спешки обходим перрон, любуемся райским садом.

А потом идем к вокзалу-времянке и садимся в небольшой поезд - паровоз "Овечка" да три или четыре вагона. Он медленно тащится прямо по городским улицам к центру города. Шумные мальчишки едут в школу. Рабочие в спецовках возвращаются с дежурства. Женщины везут на базар бидоны с молоком. Мы смотрим в окна. Какой странный этот город. Серые деревянные дома, покосившиеся заборы. Лишь изредка мелькают двухэтажные особняки - кирпичный низ, деревянный верх. А между ними пыхтит паровоз. Кажется, он вот-вот заденет угол какого-нибудь дома.

Единственный маршрут и поезд "Овечка"

Сейчас ферроэквинологи (энтузиасты изучения железнодорожного дела) рассказывают на своих сайтах, что тогда в Казахстане городские железные дороги-ветки были в двух городах - в Акмолинске (ныне в Нур-Султане) да в Петропавловске. Ведь в нашем городе долго существовал единственный автобусный маршрут "вокзал - театр". Маленький автобус не справлялся с перевозками, поэтому городские власти приняли решение в 1943 году построить ветку. Она шла от железнодорожного вокзала по улице Свердлова (ныне Сатпаева) и далее по Красноармейской (ныне Букетова) до центральной части города. В будущей столице "ветка" так же пробиралась от вокзала к управлению дороги между саманными домишками и в начале 60-х годов, пока там не стали строить "хрущовки".

Петропавловский краевед Лидия Мелехина рассказала в одной из статей, что до войны в городе существовала артель ломовых извозчиков "Красный караван". Но после 1941 года "лошадей забрали для нужд фронта, доставлять людей на работу, перевозить грузы стало не на чем. И тогда, несмотря на нехватку материалов, местные власти приняли решение построить городскую железнодорожную ветку". Строили городскую дорогу подростки из ФЗУ под руководством опытных мастеров. Обслуживал городской поезд Викентий Гудзик, получивший право самостоятельно управлять паровозом еще в 1917 году.

Маленький поезд около пяти лет перевозил петропавловцев, заменяя все другие виды городского транспорта. В конце войны "ветку" закрывали, но в 1948 году ее снова пришлось задействовать. "Овечка" будила своим свистком и перевозила жителей города и грузы до начала 50-х годов.

Железная дорога всегда была немного отдельно от города - государством в государстве, а железнодорожники - пролетарской аристократией. Именно благодаря стальным магистралям в Казахстане из крошечных сел или степных аулов выросли многие крупные промышленные города.

Восстановление былой ценности 

В настоящее время идет реконструкция нескольких станционных построек. Здание старого, более чем столетнего вокзала отремонтировали. В нем планируется сделать лифты и эскалаторы, ведущие на второй этаж, оборудовать все необходимое для инвалидов, устроить мост закрытого типа на Рабочий поселок, чтобы люди могли комфортно передвигаться по нему.

Петропавловское отделение сейчас относится к ОАО "РЖД", то есть подчиняется непосредственно Москве. Это огромное предприятие имеет большой опыт и средства для обновления своих объектов. На некоторых российских станциях не только отремонтированы производственные здания, но и созданы настоящие мемориалы в память об исторических событиях или знаменитых соотечественниках.

Будем надеяться, что люди, которым поручена работа по преображению станции Петропавловск, помнят, что настоящая реконструкция не делается по принципу "весь мир мы разрушим, а затем…", и бережно отнесутся к историческому наследию". 

Антонина Казимирчик, историк

© Фото из личного архива автора 

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная