МИКС
02 сентября 2018 | 15:12

Мать, излучающая свет, или почему мужчины следовали советам Домалак-ана

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Алибек Бегалинов

Нурила, младшая жена Байдибек би, - реальная историческая личность. Почиталась у казахов она ничуть не меньше, чем богиня Умай. А все из-за способности помогать женщинам обретать материнство. TengriMIX делится историей о мудрой Домалак-ана. 


Нурила, младшая жена Байдибек би, - реальная историческая личность. Почиталась у казахов она ничуть не меньше, чем богиня Умай. А все из-за способности помогать женщинам обретать материнство. TengriMIX делится историей о мудрой Домалак-ана. 

Нурилу в народе называют Домалак-ана. По преданию, она является прародительницей Старшего жуза и казахских родов Албан, Суан и Дулат. Однако сегодня некоторые ее считают матерью всего казахского народа. Ежедневно выразить почтение святой и попросить ее о помощи едут десятки казахстанцев.

Реклама
Реклама

Родилась Нурила в 1378 году в Туркестане. Она была дочерью смотрителя на могиле Ходжи Ахмета Яссауи - Шайхы Мизамбека. Байдибек би, приехавший в Туркестан посетить мазар казахского суфия, совершенно случайно встретил девушку. Его поразили острый ум и учтивые манеры Нурилы. Да и человек с даром ясновидения в мавзолее Х.А. Ясави дал ему совет: "Здесь есть девушка, излучающая свет, озаряющая все вокруг, возьмите в жены ее, одаренную святостью и благодатью". Байдибек би внял совету. Вскоре он женился, поставив рядом с двумя еще одну юрту. Нуриле тогда было 19 лет.

Впрочем, есть и другая версия. Нурила, рассказывают средневековые летописи, была рабыней в доме Байдибек би. Однажды случайно, черпая бадьей, она упала в колодец. Бий имел привычку сам поить лошадей, хотя у него и было несчетное количество слуг. Приведя табун к колодцу, он увидел на дне Нурилу. Поднял девушку и влюбился. Нурила стала третьей женой бия. И именно ей было суждено продолжить его род.

Почему ее прозвали Домалак-ана - точно никто не знает. По одной из версий, она была маленького роста, за что и получила звание "Круглой матери". По другой, слово "домалак-ана" произошло от персидского "дихнат мама", что означает "святая мать".

Потомки Домалак-ана отличались умом, знаниями и нередко управляли народом. Так, ее сын Жарыкшак стал советником при ташкентском амире, позже был правителем Семиречья, затем и главным визирем хана Есенбугы. Предания рассказывают, что Домалак-ана посоветовала ему передать все дела Дулату, самому сметливому и находчивому внуку. Что Жарыкшак и сделал. Другие внуки Албан и Суан обиделись на это решение и откочевали на юго-восток. Нурила благословила Дулата, и его род стал многочисленным. Позже Албан одумался и вернулся, попросив у нее прощения. Она простила его. Но Суан так и не вернулся.

Совершенно несвойственно, скажете вы, в патриархальном обществе прислушиваться к советам женщины. Но Нурила была настолько мудра, умна и влиятельна, что ее советам внимали. Более того, она была провидицей. Сохранилась легенда о пророчестве, которое она сделала для своего мужа: “Однажды на аул Байдибека, который расположился у подножья хребта Каратау, внезапно напали враги и угнали тысячи его лошадей. В это время Байдибек и другие джигиты находились вдали от аула. Услышав весть о нападении, Байдибек собрал отряд и вместе с шестью сыновьями от старшей жены Сары байбише отправился в погоню. Накануне из тысячи угнанных лошадей в аул вернулся лишь один дикий, необъезженный конь. Он стоял на привязи возле юрты-отау Домалак-ана. Обращаясь к Байдибеку, она сказала: "Не преследуй врага. Гнедой жеребец остался у нас. Через шесть дней непокорный табун вернется к тебе. Пусть будут живы джигиты, таково мое желание". Но батыр не послушал свою жену и отправился в путь. Догнав врага на перевале Куюк, вступил в сражение. Однако хорошо вооруженный враг одержал победу над малочисленным отрядом Байдибека. В этой битве погибли все шесть его сыновей. Похоронив их в долине Ушкарасай, он вернулся домой. Через шесть дней огромный табун лошадей вернулся домой". Послушайся Байдибек би Нурилу, его дети остались бы живы… Многие ее предсказания сбывались.

Домалак-ана вошла в память казахского народа как скромная, любящая мать, она излучала любовь ко всем детям. Благодаря мудрым решениям ей удавалось примирять враждующие племена. И не удивительно, что сегодня ее почитают как символ материнства.

Предания гласят, что перед смертью Домалак-ана сказала близким: "Не трудитесь хоронить меня около Байдибека. Приведите белого верблюда, погрузите на него мои останки и идите вслед за ним. Где верблюд опустится на колени, там и суждено будет покоиться". Так ее дети и сделали. Остановился верблюд на равнине в устье реки Кос Боген. Здесь ее и похоронили. Позже внук Домалак-ана Дулат пригласил мастера из Бухары Абдулла Шери, чтобы соорудить над могилой бабушки четырехъярусный купольный мавзолей. 

Построен мавзолей был в 1456 году. Тогда здесь был 4-стенный мазар с куполами. Строение претерпело множество реконструкций, и до нашего времени его оригинальный облик, к сожалению, не сохранился. Перестроили мавзолей в конце XIX - начале ХХ столетия. Надпись на казахском языке, выполненная на стене у входа в мазар, сообщала: "Памятник в честь Великой Матери Бабижар, дочери Аксултана". В располагавшемся ниже четверостишии содержался призыв чтить память матерей. Современный вид мавзолей приобрел после генеральной реконструкции, произведенной в 1996 году по проекту архитектора С. Токтамыса. Для реставрации архитектору понадобились белые камни, которые доставили из Мангистау.

Сегодня мавзолей Домалак-ана входит в список главных достопримечательностей Туркестанской области и пользуется большой популярностью у туристов и паломников. Местные жители рассказывают о чудесных историях, когда после долгих страданий семьи приезжали сюда, просили благословения у святой и потом у них рождались дети. 

Впрочем, сотрудники мавзолея относятся к намерениям туристов крайне скептично. Им приходится дежурить около усыпальницы круглыми сутками, чтобы туристы выполняли все правила. Так, женщинам запрещено приезжать к мавзолею в коротких платьях, в брюках и без головного убора и тем более категорически запрещено в таком виде фотографироваться на фоне мавзолея. Мужчинам также запрещается ходить в шортах и футболках. Только длинные штаны и рубашки. 

Строгие наставления хранителей Домалак-ана отнюдь не отталкивают туристов. Напротив, с каждым годом их становится так много, что рядом с мавзолеем местным меценатам пришлось воздвигнуть целый гостиничный комплекс. Любому желающему здесь можно остановиться на ночь. Благодаря самообслуживанию, ночевка в комплексе почти бесплатна.

Много воды утекло с тех пор, как жила Домалак-ана, а тропинка к могиле женщины, почитаемой в народе как святой, не зарастает. Мавзолей Домалак-ана входит в список главных достопримечательностей Южного Казахстана. Тем, кто решит отправиться на экскурсию, заодно покажут таинственную пещеру Акмешит, расположенную неподалеку, мавзолеи Байдибек-ата и Кос-ана. Обойдется поездка в 3 тысячи тенге для взрослых и 2,5 тысячи для детей, студентов и пенсионеров.

Автор: Мадина Ашилова
Фото: Алибек Бегалинов

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама