Легенде советского и казахстанского театра и кино Юрию Померанцеву в этом году исполнилось 97 лет. И мало кто знает, что знаменитый "Наш милый доктор" воевал на фронте, имеет орден за участие в Великой Отечественной войне и медаль "За отвагу". Корреспонденту TengriMIX мэтр театра русской драмы имени М.Ю. Лермонтова рассказал о самых сентиментальных и страшных днях на войне и тех моментах, когда щеки заливаются румянцем от стыда. Но война, говорит он, и то, что они были мальчишками, стирает границы между постыдным поступком и желанием просто поесть.
Легенде советского и казахстанского театра и кино Юрию Померанцеву в этом году исполнилось 97 лет. И мало кто знает, что знаменитый "Наш милый доктор" воевал на фронте, имеет орден за участие в Великой Отечественной войне и медаль "За отвагу". Корреспонденту TengriMIX мэтр театра русской драмы имени М.Ю. Лермонтова рассказал о самых сентиментальных и страшных днях на войне и тех моментах, когда щеки заливаются румянцем от стыда. Но война, говорит он, и то, что они были мальчишками, стирает границы между постыдным поступком и желанием просто поесть.
Юрий Померанцев родился в 1923 году в Киеве, а 30-х годах его отца перевели на ответственный пост в "Карагандашахтстрой" в Караганде. Когда в 1938 году главу семьи расстреляли, Юре с матерью пришлось уехать в Москву - к родственникам. Там юный Померанцев и "заболел" театром.
Легендарный Юрий Померанцев вспомнил, как война не помешала алматинцам любить искусство
Померанцев мечтал стать таким, как его кумиры, хотел поступить в театральный институт. Но его планы разрушила война. 18-летним парнем он попал на фронт, а через год стал помощником командира отделения 269-го отдельного лыжного батальона 1-й ударной армии, Северо-Западный фронт. Участвовал в Демянской операции, в ходе которой был тяжело ранен. После длительного лечения в 1943 году приехал в Алма-Ату, где в эвакуации находилась его мама. Здесь и началась его актерская карьера, хотя специального образования он так и не получил.
Жизнь в коммуналке и стихи
До войны Померанцев жил в коммуналке по улице Петровка, 19, в Москве, где поселились люди разных профессий - от писателей до обычных рабочих.
"Тетя Аня, родная сестра моего отца, работала в Малом театре. Заметив мою тягу к творчеству, однажды пригласила домой несколько актеров. Помню, я стоял на стульчике и что-то им читал. Помню, как они меня слушали, кивали головой и аплодировали. В те времена было модно приглашать домой артистов из театра, чтобы прослушивали племянников или сыновей. Вообще, Петровка была такой аристократической улицей. Там жили разные люди, а позже, уже после войны, напротив нашего дома жил Миронов с семьей (Андрей Миронов - советский актер театра и кино. - Прим. автора)", - вспомнил детство Померанцев.
А уже во время войны, когда новобранца Юру направили на фронт, он по дороге решил заглянуть домой, чуть не став дезертиром.
"В 1941 году, когда эшелон по дороге на фронт остановился в Москве, я отправился на Петровку, 19, где жил до армии. Все жильцы коммуналки уже были в эвакуации. Бомбежка, пустые и разрушенные дома - вот атмосфера, царившая вокруг. Там я встретил нашу соседку Сару Марковну. Увидев меня в военной форме, она с радостью крикнула: "Юрочка, заходи!" Напоила меня чаем и накормила оладьями. Вы знаете, я-то был в самоволке. Прекрасно осознавал, что если опоздаю, то меня расстреляют. А поезд стоял сутки или двое. Кроме меня, еще кто-то ушел. "Надо рискнуть", - подумал я. Ведь тогда я был еще мальчишкой. Помню, сел в трамвай и отправился в центр города. Рискнул, чтобы увидеть родные стены", - продолжил рассказ Юрий Борисович.
Смерть на войне
В первый год войны юный Померанцев сразу увидел все последствия войны - холод, голод и смерть сослуживцев.
"Был такой случай, который произвел на меня сильное впечатление. Наш лыжный батальон двигался по снегу, а впереди деревня. Бывало, что мы наступали, а когда оттуда шел огонь, мы лежали в снегу и пережидали. Мы переговаривались с товарищем, с таким же мальчишкой, как и я, и вдруг сигнал: "В атаку!". Я поднимаюсь и вижу, что солдат, с которым я только что разговаривал... лежит. Шел снег, он уже покрывается снегом, под ним лужа крови. Я был тогда в ужасе. Это был уже не человек, а горка снега. Было много таких моментов, но этот врезался в память навсегда. Я не верю тем, кто говорит, что на войне не страшно. Вся суть только в том, как ты это преодолеваешь", - признался Померанцев.
Вылазка за мукой
Юрий Борисович не особо любит рассказывать о своих боевых заслугах. Говорит, все участники фронта - герои. Признается, что на войне видел все: и дезертирство, когда солдаты сбегали от страха быть убитым или потому что влюблялись в медсестер. И тут же видел, как бойцы грудью шли на амбразуры или заслоняли своим телом от пуль боевых товарищей. И лишь один эпизод в военные годы он вспоминает с сожалением. О нем Померанцев почти никому не рассказывал. Слишком он был для него постыдным, хотя в те годы Юрка Померанцев был всего лишь голодным юнцом.
"Тот же самый эшелон, идущий на фронт. И в нем были такие вагоны - "теплушки" с буржуйками. И когда состав остановился, мы увидели напротив товарняк с продуктами. Кто-то из наших ночью открыл двери этого поезда и начал красть мешки с мукой. Часовой был далеко. Многие полезли за этой мукой. И я тоже схватил дрожащими руками один мешок и принес в вагон. Из муки мы стали готовить себе на печке маленькие лепешки. За это могли расстрелять. Ведь этот состав, очевидно, шел на фронт или еще куда-то. А мы ГРАБИЛИ. По сути, я был преступником. Но кто мы были? Мы все только что закончили школу и ничего не соображали. Это было время, когда командиры кричали "Вперед!", и мы бежали. Вы знаете, из 900 солдат в батальоне осталось 15 человек. Солдаты гибли как мухи. А мы были мальчишками, которые еще вчера зачитывались приключенческими романами Майн Рида и Жюля Верна", - делился воспоминаниями он.
Ранение
В марте 1942 года при Демянской операции Померанцев получил тяжелое ранение. Три месяца он пролежал в госпитале в городке под названием Горький (ныне Нижний Новгород).
"Ранение было в одном сантиметре от сердца. Ощущение, что тяжелый молот бьет тебя и отваливается рука. Мы же были из тех: "Да здравствует Сталин!", "Вперед!". Тут я испугался и задумался о смерти. Вот она, война, со всех сторон. Пуля прошла на вылет, были перебиты нерв и кости. В 43-м я приехал с гипсом в Алма-Ату, куда эвакуировали мою маму с ее братом", - вспоминает актер.
Любовь - это театр!
Мало кто знает, что после войны актер поступил в геолого-разведывательный институт. Проучившись три недели, понял, что это совсем не то, чем бы он хотел заниматься. Впереди его ждала жизнь на сцене и в кино. "Визиты к мистеру Грину", "Однажды в Глостере" и "Наш милый Доктор" - за 77 лет на сцене у него более трехсот драматических ролей в театре и 12 в кино. В свои 97 он еще готов творить и покорять зрителей талантом и блистательной игрой.
"Все, что меня в жизни поддерживает, - это сцена. Я работаю для людей. Мне нравится признание публики. Я на суд зрителя выдаю выстраданное, но лучшее свое творение", - с улыбкой признался в конце интервью Юрий Борисович Померанцев.
Первый школьный приз - томик Пушкина
Артистом Юра хотел быть всегда. Кстати, еще один удивительный эпизод из его жизни. В Караганде 14-летний Юра получил свою первую премию - юбилейный том сочинений Пушкина. Это был 9 класс. В 1937 году весь Союз широко отмечал столетие гибели Александра Сергеевича, и Померанцев на публику читал отрывок дуэли Онегина с Ленским под музыку Чайковского. Эта форма называлась мелодекламация. А спустя годы он подарил эту книгу своей двоюродной сестре Светлане в честь поступления ее в 1 класс в Москве.
Книга хранилась у родственников. В мае 2017 года алматинец Сункар Карабалин посетил в Москве ту самую Светлану и ее сестру Эвелину Яблоновскую - мать своего сослуживца, погибшего в армии. В гостях он и увидел тот знаменитый томик Пушкина.
"Мы вместе с ее сыном служили в армии и дружили. Стараемся все периодически навещать Эвелину Григорьевну - "Лялю". Когда увидел, кому книга принадлежит, хотел забрать и привезти ее Вам. Но не тут-то было, не дали", - засмеявшись, сказал Сункар Карабалин Юрию Борисовичу Померанцеву во время визита в честь дня рождения мэтра.
Награды
За боевые заслуги Юрий Борисович получил медаль "За отвагу", Орден Отечественной войны I степени и Орден Трудового Красного Знамени. А за театральную деятельность было еще больше наград, среди которых звание "Қазақстанның Еңбек Ері" от имени Нурсултана Назарбаева и Орден Дружбы, который он получил из рук президента России Владимира Путина.