К доброте и благотворительности люди относятся по-разному. Одни поощряют чувство сострадания к другим, другие же предлагают следовать естественному отбору, "мол, выживает сильнейший, а благотворительность делает принимающего помощь еще слабее и неблагодарнее". TengriMIX вместе с психологами и филантропами попытался разобраться, как правильно нужно помогать нуждающимся.
К доброте и благотворительности люди относятся по-разному. Одни поощряют чувство сострадания к другим, другие же предлагают следовать естественному отбору, "мол, выживает сильнейший, а благотворительность делает принимающего помощь еще слабее и неблагодарнее". TengriMIX вместе с психологами и филантропами попытался разобраться, как правильно нужно помогать нуждающимся.
Нередко мы видим попрошаек на улицах своих городов. Многие из них просят милостыню вместе с детьми. Одни робко протягивают пустые ладони и молятся за ваше здоровье, другие громко кричат, словно призывая прочувствовать их боль. Многие проходят мимо. Но некоторые из чувства сострадания подкинут монетку. Мало кто при этом задумывается о том, как уличные попрошайки оказались в такой ситуации. Бывает, в мыслях промелькнет: "Лучше бы шли работать". При этом для многих неприемлемо подойти к человеку, спросить, как его дела и в какой дополнительной помощи он нуждается.
38-летняя мама пятерых детей и бабушка двухлетней внучки Эльмира Алиева уже давно помогает нуждающимся. Пять лет назад она решила активнее поддерживать тяжелобольных детей. Для этих целей Эльмира Алиева открыла общественный фонд Help Today. К ней присоединились добровольцы. За это время вместе они подарили новую жизнь более 70 детям, которые, казалось, потеряли надежду на исцеление.
Эльмира Алиева. © facebook.com/elechka.alieva
При этом Эльмира Алиева не раз сталкивалась с аферистами и иждивенцами. "Мы держимся благодаря поддержке неравнодушных граждан, которые в любой ситуации спешат на помощь. И самая большая для нас заслуга - здоровье и улыбки людей. Однако бывают ситуации, в которых мы благодарности не видим. Некоторые звонят, говорят, вы же фонд, значит должны помочь. К сожалению, сталкиваемся с тем, что люди придумывают разные истории, чтобы получить легкие деньги", - говорит волонтер.
К примеру, как рассказала Алиева, в фонд за помощью обратилась женщина. Она заявила, что в ужасных условиях живет с больной дочерью и им нужно жилье.
"У маленькой девочки был диагноз "гидроцефалия". Мы посмотрели ее документы. От ее жилищных условий у нас защемило сердце: это была тесная сырая комнатенка без всяких благ. Казахстанцы собрали около 13 тысяч долларов. Мы приехали вручить им деньги и случайно узнали, в каких условиях на самом деле живет семья. Это был огромный особняк с шикарной мебелью, паркингом на несколько автомобилей. Мы спросили маму девочки, почему она не продаст один из внедорожников? Она сослалась на то, что это имущество родителей. Тогда я просто развернулась и ушла. Эти средства мы направили на других детей, который действительно нуждались в них", - рассказывает Эльмира.
В другом случае доброжелатели пожертвовали крупную сумму на лечение девочки с детским церебральным параличом: "Мужчина плакал, говорил, что жена повесилась, а у дочки ДЦП. Были волонтеры, которые ранее помогали ему, они подтвердили, что он потерял состояние в тяжелых условиях. Мы сжалились, собрали деньги. Позже выяснилось, что он дочь отправил к тете, а сам прокутил собранные на лечение деньги в казино. Нам было обидно не из-за денег, хотя это были народные средства, а за то, что девочке необходимо лечение и, возможно, эта помощь поставила бы ее на ноги".
Волонтеры однажды попались и на уловки наркозависимых. "Приехала к нам женщина, говорит: болею, умираю, девочек нужно кормить. С виду опрятная, в соцсетях активная. Мы купили детям вещи. Дали ей 80 тысяч тенге, подготовили еще деньги, думали, поможем еще продуктами. Потом выяснилось, что она состоит на учете в наркоцентре и болеет ВИЧ, СПИДом. Заподозрили, что ранее отданные деньги она потратила на свои потребности, поэтому не стали отдавать оставшуюся часть денег. Она, чтобы получить их, стала давить на жалость, мол, инфекционным заболеванием ее заразили в больнице при переливании крови. Потом стала скандалить, угрожать", - рассказывает собеседница.
По словам психолога Оксаны Гулак, нередко люди обращаются за помощью, пережив сложные ситуации и поняв, что самостоятельно проблемы не решат. Очень важно вовремя обратиться за помощью и к нужным людям, потому что если человек долго будет находиться в состоянии стресса, то может морально сломаться. И от реакции неравнодушных зависит его дальнейшее существование. Получателям же помощи важно не принимать добро за должное.
"Бывают такие, кто понял, как это легко: надавил на жалость - и добрые люди спешат на помощь. С одной стороны, они полны боли и отчаяния, с другой - переполнены агрессией от того, что, мол, у других все хорошо, а у меня плохо. С такими мыслями они причиняют вред себе и окружающим. В этих случаях мы имеем дело с патологией той части психики, которую в психоанализе называют "суперэго", проще говоря, это совесть, это та часть, которая отвечает за этику, за соблюдение правил, отвечает за эмпатию и за чувство того, что у человека есть права, но есть и обязанности. У такого рода людей вот с этой частью психики - совестью, этикой - серьезные проблемы. Бывает, что, имея такую проблему, человек сам не сможет понять, что он сделал. Они просят о помощи в описанных случаях для того, чтобы использовать других людей, для манипуляции. Однако из-за их поведения страдают другие. В случае, когда у людей есть проблемы с совестью, им очень сложно показать, что они делают, им сложно понять, что они натворили. Только открытый разговор с указанием на возможные последствия поможет им открыть глаза. Конечно, они нуждаются в помощи, однако обманом они обрекают себя на одиночество, потому что люди не желают иметь с ними дело в дальнейшем", - отмечает Оксана Гулак.
Оксана Гулак
Психолог Айгуль Садыкова поясняет, что грань между нуждой и иждивенчеством не всегда видна. Особенно когда, на первый взгляд, люди нуждаются в помощи. Поэтому в каждом случае необходимо разбираться подробнее, собирать необходимую информацию.
"Человеку, как существу социальному, свойственны чувства сострадания и эмпатии. Когда кто-то находится в беде, с которой он не может справиться самостоятельно, у него нет на это ресурсов, он находится в стрессе, дезориентирован. Поэтому есть такие благотворительные фонды, которые могут поддержать человека в таком тяжелом положении. Но у всего есть и теневая сторона. Некоторые люди, среди которых есть инфантильные, склонные к иждивенчеству, а порой и явные социопаты, лишенные совести, не гнушаются использовать такую возможность. К сожалению, с совестью и другими нравственными качествами не рождаются. Они либо развиваются во взаимодействии с другими людьми, в первую очередь в семье и школе, либо нет", - поясняет Айгуль Садыкова.
Айгуль Садыкова. © facebook.com/aigulzhsadykova
Оксана Гулак дополняет, что люди в сложной ситуации чувствуют себя жертвой, возможно, пережив нечто травматичное.
"Если это не психопатия, то это люди, изначально лишенные чувства эмпатии. Если мы исключаем врожденные факторы, то, следовательно, они пережили предательство в любой форме. Они встают на сильную сторону и отыгрывают это предательство в отношениях, в конечном итоге обрекая себя на отсутствие помощи", - добавила Гулак.
Поэтому, чтобы не ошибиться и не поощрять иждивенчество, благотворители советуют быть начеку: тщательнее проверять историю семей, получать подтверждающие заболевание документы, брать с них расписки, что в случае нецелевого использования пожертвований их афера будет разглашена в соцсетях. Мир не обязан, как подчеркивает Айгуль Садыкова, доверять людям на слово, особенно когда в помощи задействованы третьи лица, как это происходит у фондов. Ведь благотворительные фонды используют не личные средства, а благотворителей, то есть посторонних людей, тем самым беря на себя ответственность за справедливое распределение этих средств среди истинно нуждающихся.
Но несмотря на негативные стороны, неравнодушные не собираются оставлять начатое. "Поначалу мы развозили продукты для малообеспеченных семей. Затем стали посещать онкологические отделения в Научном центре педиатрии и детской хирургии, где увидели своими глазами, насколько близко находятся смерть и чудесное спасение детей руками докторов. Сейчас деятельность фонда на 90 процентов связана со сферой здравоохранения, наша главная задача, чтобы детки были здоровы. Стараемся лечить их в стране, приглашаем к нам мировых профессоров. Также благодаря добрым людям удается собрать деньги и отправить ребенка с тяжелыми патологиями на лечение за рубеж", - рассказывает Алиева.
Ее фонд взял на попечение несколько детских домов. Для их воспитанников волонтеры организовывают образовательные курсы, устраивают встречи с интересными людьми, проводят медицинское обследование. "В некоторых семьях живут по несколько детей с ДЦП, синдромом Дауна, слабослышащие и слабовидящие. Благодаря народной поддержке мы устраиваем акции, развозим продукты, вещи, мебель нуждающимся. Также обращаем внимание на таланты, даем возможность им развиваться. К примеру, в одном из центров есть свой оркестр, народ исполнил их мечту и подарил им музыкальные инструменты. Тогда мне с упреком говорили, что другие родители не могут собрать на лекарства и лечение, а мы тратим деньги на баяны, домбры, барабаны и костюмы. Мы неоднократно помогали и будем помогать детям в поправке здоровья. Но среди них есть такие одаренные ребята, заслуживающие выступать на больших сценах, участвовать в конкурсах, - поясняет собеседница. - Очень хочется, чтобы люди просто проявляли человечность".
Автор: Сахибам Садырова
Показать комментарии