МИКС
27 августа 2019 | 08:40

"Мухтар Ауэзов меня сильно отругал". Воспоминания о жизни скульптора Хакимжана Наурызбаева

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Хакимжан Наурызбаев

Сегодня первому казахскому скульптору Хакимжану Наурызбаеву могло бы исполниться 94 года. TengriMIX вспоминает, как талантливый деятель искусства проходил свой путь к славе.


Сегодня первому казахскому скульптору Хакимжану Наурызбаеву могло бы исполниться 94 года. TengriMIX вспоминает, как талантливый деятель искусства проходил свой путь к славе.

Хакимжан Есмаханович Наурызбаев прошел тернистый и извилистый путь к вершинам, который не обошелся без счастливых случайностей.

В своей автобиографии основатель казахской школы скульптуры Хакимжан Наурызбаев указывает, что родился 27 августа 1925 года в ауле № 1 Мендигаринского района Кустанайской области.

Реклама
Реклама

Он рано потерял мать - Ракыш Наурызбаева умерла в 1934 году. Отец, Есмахан Наурызбаев, до Октябрьской революции работал коновалом в аулах. С 1932 года он работал ветеринарным санитаром, ветеринарным фельдшером в колхозах области, плотником, кузнецом, шорником. Затем долгие годы жил у сына в Алма-Ате.

В 1934 году Хакимжан пошел в школу. Рисование и, особенно, лепка интересовали его с раннего детства. Когда началась Великая Отечественная война, пришлось бросить учебу. Работая пастухом, а затем в колхозной кузнице, мальчик продолжал заниматься лепкой. На районном смотре самодеятельного искусства он получил премию за бюсты Джамбула и Горького.

А вот так эти события вспоминает председатель Совнаркома республики Нуртас Ундасынов.

"Слово "скульптор" заставляет меня поделиться одной своей радостью. Заканчивался самый тяжелый для нашей родины 1942 год. Шла кровопролитная битва в Сталинграде с ордой фашистов не на жизнь, а на смерть. Я в это время находился в Кустанайской области по делам хлебозаготовок. В один из морозных (он доходил до 50 градусов) дней мы посетили далекий Узункульский район. Мы в кабинете председателя райисполкома. На столе бюсты М. Горького и Джамбула. Сразу бросилось в глаза: они - не профессиональные произведения. Нам местные товарищи объяснили, что этим делом занимается их "одноглазый мальчик". Мы беседуем с ним. Хаким Наурызбаев окончил семилетку, в связи с тяжелыми материальными условиями родителей он поступил на работу в райисполком делопроизводителем. В свободное от работы время занимается лепкой. После выяснения о его желании учиться я попросил председателя Кустанайского облисполкома Д. Керимбаева доставить его в Алма-Ату".

В 1943 году Хакимжана вызвали в Алма-Ату для продолжения образования в художественном училище. А через год правительство направило его на подготовительное отделение Московского архитектурного института.


Хакимжан Наурызбаев за работой над памятником Маншук Маметовой

Учиться в самом институте не позволили шесть классов образования. Но в 1945 году Наурызбаев поступил на скульптурный факультет Харьковского государственного художественного института, куда его пригласила педагог и наставница Ольга Кудрявцева, которая познакомилась с талантливым парнем еще в Алма-Ате, где находилась в эвакуации. Работая под руководством Кудрявцевой, он создал первую большую работу "Молодой шахтер", целый ряд композиций на национальные темы: "Көк-пар", "Юноша с беркутом", "Встреча победителя". Скульптуры "Голова молодого Джамбула", "Встреча победителя" экспонировались на Всесоюзной художественной выставке в Москве.


Хакимжан Наурызбаев

Дипломной работой Наурызбаева в 1951 году стал "Джамбул на лошади" (конная группа). В том же году он вернулся в Алма-Ату. Начал преподавать в художественном училище, в 1952 году добился открытия скульптурного отделения.

В декабре 1951 года художник Наурызбаев был принят в члены Союза советских художников Казахстана, а в марте 1952 года - Союза художников СССР. Работал председателем правления Союза художников Казахстана, неоднократно избирался членом правления Союза художников СССР, Казахстана.


Рабочий вариант памятника Канышу Сатпаеву

Путь Наурызбаева в творчестве был труден не только потому, что его молодые годы пришлись на суровое военное время. Одаренный талантом ваятеля Хакимжан имел только половину зрения. Так писал искусствовед Анисимов о том, что Хакимжан видит только одним глазом: "Нечего и говорить, как важно для скульптора видеть объем двумя глазами, иначе приходится работать во многом интуитивно, на ощупь. Так что в любой работе Хакимжана, помимо мастерства, есть еще и большая доля мужества, трудолюбия, преданности искусству".

За памятник Абаю, установленный на пересечении проспектов Абая и Достык (ранее проспект Ленина), его выдвигали на Ленинскую премию. Его отказ вызвал множество эмоций и непонимания: "Когда Абая представили к премии, я гордо встал и сказал следующее: "Я еще молод, только начинаю трудиться. И если я получу Ленинскую премию, то перестану трудиться, успокоюсь на достигнутом, поэтому я отказываюсь от премии". Когда я это говорил, Галина Уланова сидела и осуждающе качала головой, а о реакции Мухтара Ауэзова и говорить не приходится. За этот поступок он меня сильно отругал".

Ауэзову, который был консультантом этой работы, первый эскиз памятника Абаю не понравился. Он резко раскритиковал автора. Скульптор впал в депрессию, но потом собрался с силами и выдал новую концепцию, которую Ауэзов с радостью утвердил.

Кстати, было время, когда памятник Абаю хотели снести и вместо него поставить скульптуру Ленина, но монумент отстояли. Наурызбаеву предлагали даже несуразную идею - поставить "Абая" на противоположной стороне площади, то есть спиной к проспекту и лицом к Дворцу Ленина. Вопрос решился в высокой инстанции, и последнюю точку в этой истории поставил Леонид Ильич Брежнев, отреагировавший на жалобу архитекторов Дворца Ленина гневно, сказав, что их действия попахивают шовинизмом. После этого памятник Абая "оставят" в покое, он останется на своем месте, но позади него все-таки построят Дворец культуры.

"Бронзовый Абай" Хакимжана Наурызбаева

Затем Хакимжан Наурызбаев работал над созданием скульптурного образа Шокана Уалиханова. И снова спорил, не соглашаясь с мнением большинства:

"Мне рекомендовали поставить Шокана ближе к зданию Академии наук. Я был категорически против. Потому что академия это академия, и к ней Уалиханов никакого отношения не имеет. А просто привязывать великого ученого к зданию никакого смысла нет. Мы с соавтором, потомком Шокана Шотой Уалихановым, отстояли свою точку зрения…"

В архиве Наурызбаева сохранились рисунки, наброски, эскизы, сделанные в годы учебы в Харькове.

В 1951 году скульптором выполнен портрет Амангельды Иманова, являющийся частью задуманного скульптором конного памятника. Продолжением цикла работ, посвященных Джамбулу, является фигура "Юный Джамбул", законченная к выставке к 40-летию советской власти.

Но не только исключительные, вошедшие в историю народа личности интересовали скульптора. Он лепил портреты своих современников, чабанов и свекловодов, металлургов и механизаторов. В галерее героев его землячки - Герои Социалистического Труда: трактористка, депутат Верховного Совета СССР Камшат Доненбаева, машинист электровоза Вера Ивановна Политкина из Рудного.

"Я всем сердцем люблю своих земляков, создать образ современника - самое большое счастье для меня", - писал в своих воспоминаниях художник.

По его проектам сооружены скульптурные памятники Амангельды Иманову на родине, в Костанайской области, Жамбылу Жабаеву в Таразе.

Хакимжан Есмаханович преподавал в Алма-Атинском художественном училище, Алма-Атинском архитектурно-строительном институте, Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте имени Жургенова.

Скульптор продолжал работать и в преклонные годы.

"Я еще живу мыслями о будущих памятниках - столько замыслов! Поэтому, наверное, я проживу еще долго", - писал восьмидесятилетний Наурызбаев. Народный художник Казахстана умер 4 сентября 2009 года.

Документы отца в архив передала его дочь Раушан Наурызбаева. Она сама преподаватель рисования и черчения. Сыновья Наурызбаева - скульптор Рахимжан Хакимжанович и архитектор Нуртас Хакимжанович - к сожалению, уже ушли из жизни. Из трех внучек скульптора профессию, близкую к делу деда, выбрала младшая - Айжан.

Зауре Тлеубердина, сотрудник отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения Центрального государственного архива Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама