МИКС
15 мая 2017 | 13:27

"Ночная ведьма" из Казахстана

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Хиуаз Доспанова. © klimbim2014.wordpress.com

В октябре 1941 года был сформирован единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков. Состоял полк из 115 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Сначала их быстро обучили в Энгельсе, и уже в мае 1942-го был первый боевой вылет. Представительницы слабого пола были не только пилотами и штурманами, но и механиками и техниками. Неуловимые - именно такими они являлись, что фашисты даже прозвали их "Nachthexen" ("Ночные ведьмы"). Тактика у летчиц была особенная - они подлетали к своей цели на определенное расстояние, а затем выключали двигатели, дабы снизить издаваемый самолетом шум и, плавно снижаясь, сбрасывали на противника бомбы, прежде чем кто-либо успевал их заметить. Единственный звук, который был слышен, это подобие звука метущей метлы. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом, а зимой в длинные ночи - 10-12. На счету Хиуаз Доспановой, штурмана-снайпера полка, первой летчицы-казашки и просто красавицы, более 300 вылетов. Сегодня, в день ее рождения, TengriMIX рассказывает вам об этой бесстрашной женщине.


В октябре 1941 года был сформирован единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков. Состоял полк из 115 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Сначала их быстро обучили в Энгельсе, и уже в мае 1942-го был первый боевой вылет. Представительницы слабого пола были не только пилотами и штурманами, но и механиками и техниками. Неуловимые - именно такими они являлись, что фашисты даже прозвали их "Nachthexen" ("Ночные ведьмы"). Тактика у летчиц была особенная - они подлетали к своей цели на определенное расстояние, а затем выключали двигатели, дабы снизить издаваемый самолетом шум и, плавно снижаясь, сбрасывали на противника бомбы, прежде чем кто-либо успевал их заметить. Единственный звук, который был слышен, это подобие звука метущей метлы. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом, а зимой в длинные ночи - 10-12. На счету Хиуаз Доспановой, штурмана-снайпера полка, первой летчицы-казашки и просто красавицы, более 300 вылетов. Сегодня, в день ее рождения, TengriMIX рассказывает вам об этой бесстрашной женщине.


Хиуаз Доспанова. © yvision.kz

1940 год. 18-летняя Хиуаз, одна из лучших активисток - пионервожатая, секретарь комсомольской организации школы - окончила на золотую медаль 10 классов в Уральске и аэроклуб. Воодушевленная подвигами летчиков СССР, спасших челюскинцев, беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток Гризодубовой, уже в 8 классе она решила летать. Тогда же у девушки появилась мечта - встретиться со знаменитой летчицей Мариной Расковой. И она, дабы осуществить свое стремление, поехала поступать в Москву, в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Но ей вежливо отказали, и после долгих раздумий Доспанова выбрала профессию врача. Когда началась война, второкурсница Московского мединститута решила идти на фронт. Но райком комсомола направил студентов на строительство линии Московского метрополитена. Это было очень тяжелое время: работали в две-три смены, по дороге в общежитие засыпали в трамвае. К осени, когда над Москвой нависла угроза захвата, студентов направили рыть оборонительные сооружения. Когда Хиуаз узнала, что формируется женский авиационный полк, да еще под командованием Марины Расковой, она подала заявление и была принята! Ее сослуживицы вспоминали потом, что Катя - так прозвали Хиуаз - была очень смешливая, наивная, озорная, романтичная, живая девушка, с точеной фигуркой и 33-м размером ноги.

Реклама
Реклама

Почти сразу же она вместе с другими девушками отправилась в училище под Саратовом. И попала на штурманское отделение. Успех выполнения боевого задания во многом зависел от штурмана, точности его расчетов. Маршрут прокладывался на земле, но в небе могло произойти что угодно, поэтому карту района зубрили наизусть - каждую горку, озеро, шоссейную дорогу, станцию. Учились ориентироваться по звездам. В мае 1942 года единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков перешел под командование старшего лейтенанта Евдокии Бершанской. Девочки отправились на фронт.

Первым пунктом дислокации летчиц был Краснодон. Расположились в лесу. Самолеты маскировали деревьями, строили землянки. Свой первый боевой вылет Хиуаз запомнила хорошо. Так она писала в своей книге "Под командованием Расковой": "До чего же тесно в маленькой штурманской кабине! Все казалось громадным и неуклюжим и мешало: и парашют за спиной, и противогаз на боку, и пулемет, и осветительная авиационная бомба, которую штурман в нужный момент выбрасывает за борт, чтобы осветить объект, и планшет, и ракетница с ракетами, чтобы подсветить на случай вынужденной посадки, да еще штурвал управления (на По-2 управление двойное) и переговорная трубка. Я уже не говорю об одежде - о меховом комбинезоне и унтах (позже кабина пополнилась еще термитными авиабомбами)".


Штурманы, осень 1942 год. Слева направо: Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова (стоят), Р. Гашева, Н. Меклин (сидят). © yablor.ru

В первый же вылет "стрекоза" Кати Пискаревой и Хиуаз Доспановой попала под обстрелы зениток. Но задание выполнили. Летали, бывало, каждую ночь, по нескольку раз. Немцы наступали, и полк почти каждый день менял аэродром. Как-то часть расположилась в колхозных сараях Тамани, где раньше хранили зерно.

"Мыши не только не давали спать, но и забирались в летную форму. Как неприятно бывало в полете вдруг ощутить, что где-то за пазухой ворочается и пищит мышь", - вспоминала летчица.


Хиуаз Доспанова. © ok.ru

На войне Доспанова летала вместе с Юлией Пашковой. Первое ранение Хиуаз получила в боях на Кавказе, но самое страшное произошло позже - 1 апреля 1943 года. Летчица Раиса Аронова в своей книге "Ночные ведьмы" вспоминала: "В то время вражеские самолеты стали очень часто проходить по ночам над нашим аэродромом. Наверное, они что-то пронюхали. В целях маскировки командир полка приказала свести до минимума световые сигналы, запретила пользоваться аэронавигационными огнями. Случилось так, что два самолета пришли одновременно с задания и при заходе на посадку столкнулись в воздухе. На одном была Юля Пашкова с Катей Доспановой, на другом - Полина Макогон с Лидой Свистуновой. Катя помнила только, как внезапно раздался треск и самолет начал падать... Очнулась она на земле под обломками. Кругом тишина. Катя хотела крикнуть, позвать на помощь, но из груди вырвался лишь стон. Сознание опять затуманилось. Но где-то в уголке мозга билась мысль: нужно дать о себе знать! Неимоверным усилием воли Кате удалось вытащить из кобуры пистолет, но сделав несколько движений, она опять потеряла сознание. Юле Пашковой, тоже полуживой, истекающей кровью, все же удалось несколько раз выстрелить. Вскоре к месту катастрофы подъехала санитарная машина. Макогон и Свистунова были мертвы. Доспанову и Пашкову доставили в полевой госпиталь. Юля умерла на операционном столе. У Кати тоже не было никаких признаков жизни, и ее положили в мертвецкую рядом с подругой. Потом случайно заметили, что она не покрывается мертвенной бледностью. Срочно приняли все меры к спасению этой маленькой девчушки, почти девочки, и - о чудо! - ее ресницы дрогнули, она приоткрыла глаза. Несколько дней и ночей врачи боролись за ее жизнь. У Кати начиналась как будто гангрена, встал вопрос об ампутации ног, но главный хирург госпиталя сказал:

- Нет, я не могу лишить ног эту девочку! Они так пригодятся ей, если она сумеет выжить!

Катя сумела. Она буквально воскресла из мертвых. В Ессентуки ее привезли всю закованную в гипс. Через некоторое время рентген показал, что сращение у нее идет неправильно. Ломали гипс, правили кости... Бедная Катюша! На ее долю выпало столько страданий..."

Хиуаз выжила только потому, что вопреки инструкциям не прикреплялась к сидению - боялась при пожаре не суметь выбраться. Во время столкновения ее выбросило из кабины. После госпиталя Доспанова снова летала. Ей помогали подниматься в самолет и выходить из него.

Летом 1943-го в небе над Моздоком произошел с ней такой эпизод: в пасмурную погоду Хиуаз и Полина Белкина охотились за колонной немецких автомашин у станции Прохладная. Густые облака долго не позволяли навести цель. Снижаться ниже расчетной высоты для метания бомб было опасно - их разрывы могли повредить самолет. Когда горючее было на исходе, девушки все же рискнули и пролетели над головами фашистов, сбросив на них бомбы. Взрывной волной самолет тряхнуло, но они уже успели набрать высоту. А когда вышли из опасной зоны, обнаружили: горючего может не хватить, чтобы перелететь линию фронта. Но им повезло - до аэродрома они дотянули. Только сели - и винт мотора остановился. Хиуаз все эти полеты давались очень тяжело. Посмотрев на мучения девушки, командир перевела ее в штаб. Так она стала начальником штаба связи.


Девушки из авиаполков на аэродроме под Энгельсом. © best.kpcdn.net

Всего Хиуаз Доспанова совершила 300 боевых вылетов. Вместе со своим полком она дошла, точнее долетела до Германии, где совершили аж 2 тысячи вылетов. За храбрость и отвагу наша летчица была награждена множеством орденов и медалей. В их числе Золотую Звезду "Халық Қаһарманы".

Домой, в Уральск, Хиуаз вернулась инвалидом второй группы в 1945 году, ей было всего 23 года. Авиация, как и война, осталась для нее в прошлом. Доспанова занялась партийной работой. Поступила в партийную школу в Алма-Ате, там же встретила свою любовь Шаку Амирова. Вышла замуж, родила детей и из-за контузии в 37 лет досрочно вышла на пенсию, целиком посвятив себя семье. Отважная летчица Великой Отечественной Войны ушла из жизни в 2008 году, но навеки осталась в наших сердцах...

По материалам: bestwriter.ru, e-history.kz, СТВ

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама