Степи Казахстана в прошлом населяло немало племен, которые внесли свой вклад в формирование современной культуры страны. Яркий исторический отпечаток оставила ботайская культура, с ней некоторые ученые связывают первое одомашнивание лошади. Однако по этому поводу нередко возникают споры. TengriMIX расскажет об исследовании, которое ставит под сомнение истоки одомашнивания лошади.
Степи Казахстана в прошлом населяло немало племен, которые внесли свой вклад в формирование современной культуры страны. Яркий исторический отпечаток оставила ботайская культура, с ней некоторые ученые связывают первое одомашнивание лошади. Однако по этому поводу нередко возникают споры. TengriMIX расскажет об исследовании, которое ставит под сомнение истоки одомашнивания лошади.
Узнать, когда произошло первоначальное одомашнивание лошади, оказалось трудной задачей, поскольку в ходе археологических раскопок было обнаружено недостаточно материальных данных, чтобы отследить истоки взаимоотношений человека и лошади.
"В конце 2000-х годов археологический консенсус сошелся на стоянках ботайской культуры в Северном Казахстане, датируемых четвертым тысячелетием до н. э., как родине одомашнивания лошадей, основанный в немалой степени на выявлении явного износа зубов ботайских лошадей, вызванного, предположительно, удилами", - отмечается в научной работе, опубликованной в журнале Scientific Reports.
Исследование провели ученые Уильям Тейлор из Университета Колорадо-Боулдерского музея естественной истории и Кристина Баррон-Ортис из Королевского музея Альберты.
В научной статье они изучают вопрос одомашнивания лошадей ботайским народом и использования их в качестве транспорта. Отмечается, что в научной среде существует консенсус о том, что ботайский народ был первым, кто оседлал диких лошадей. Подтверждением тому являются убедительные, но косвенные археологические находки. Основным археологическим доказательством одомашнивания лошади ботайским народом являются повреждения зубов у лошадей, которые связывают с использованием уздечных мундштуков.
Тем не менее недавние генетические исследования показали, что останки ботайских лошадей принадлежат не современной домашней лошади, а лошади Пржевальского, которая не использовалась в качестве транспорта в прошлом.
В ходе исследования ученые провели сравнительный анализ черт лошадиных останков и выяснили, что причины у повреждения зубов у ботайских лошадей могли быть иные.
"Наши результаты показывают, что повреждения, наблюдаемые в зубах ботайской лошади, скорее всего, вызваны естественными нарушениями развития зубов и износом, а не контактом с уздечным приспособлением", - написали ученые.
Исследователи также выдвинули предположение, что данные из археологических раскопок Ботая объясняются регулярной массовой охотой на лошадей Пржевальского. Таким образом, истоки одомашнивания лошади остаются неизвестны и, предположительно, берут свое начало в другом месте.
"Ботаи, будучи охотниками на лошадей, возможно, представляли собой последнюю главу в тысячелетней традиции массовой охоты на лошадей", - написали ученые.
В исследовании также отмечается, что конный транспорт изменил все аспекты древнего мира, такие как скотоводство, торговля, сельское хозяйство, военное дело и связь.
По словам ученых, требуется провести дополнительные исследования, чтобы с уверенностью утверждать об истоках одомашнивания лошади. Однако они уже предполагают, что глубинному исследованию подлежат исторические культуры причерноморской степи и захоронения Синташты.
Тейлор и Баррон-Ортис также отмечают, что при создании новой модели одомашнивания лошади необходимо свежим взглядом пересмотреть результаты быстро меняющейся археологической науки с готовностью изменить старые мнения, основываясь на новых открытиях.
Показать комментарии