Корабль был удобным. Да, он был еще и прекрасно оснащен технически – этот летающий дом за один миг преодолевал миллионы световых лет, а система жизнеобеспечения создавала внутри автономную среду со своей атмосферой, флорой и фауной. Но, прежде всего, он был удобным – с эргономичным креслом, в котором так приятно развалиться и закурить.
Корабль был удобным. Да, он был еще и прекрасно оснащен технически – этот летающий дом за один миг преодолевал миллионы световых лет, а система жизнеобеспечения создавала внутри автономную среду со своей атмосферой, флорой и фауной. Но, прежде всего, он был удобным – с эргономичным креслом, в котором так приятно развалиться и закурить.
- Это уже вторая сигарета за последние полчаса, – прозвучал механический голос.
Со мной представитель инопланетной расы общался на земном языке, который он знал в совершенстве. Только вот угадывать правильные интонации пока не научился и потому вообще их не использовал.
- У землян есть традиция закуривать во время интересного разговора. А наш разговор точно стоит этих двух сигарет.
Разговор был действительно интересным. Меня выбрали как представителя цивилизации, очень удобного для беседы. Инопланетная раса знакомилась с соседями по Вселенной, чтобы наладить дружественные контакты. Или, наоборот, отказаться от дальнейших встреч. И для этого им нужны были подопытные кролики, которых приглашали посидеть в удобном кресле.
- Это странно, когда представитель разумной расы сознательно наносит вред своему здоровью. В этом и есть особенность человечества – многие действия не поддаются логике.
- Да, мы падки на различные удовольствия. Вообще, стремление к удовольствию правит нашим миром, а это самая простая логика.
Мой собеседник, наверное, сейчас бы развел руками, если бы знал, что значит этот жест.
- Но это же низменные качества! Это животные инстинкты. Мы изучили вашу планету, и поняли, что поведение людей основано на похоти, стремлении к власти и деньгам. Нам вообще непонятно, как в таких условиях вам удалось дойти до текущей точки развития.
- Мой друг, у нас все люди, которые не руководствуются этими тремя желаниями, считаются психами, еретиками, а в лучшем случае – просто чудаками. У нас Джордано Бруно сожгли на костре, а Бетховен умер в нищете.
- Ты не любишь людей?
- Я вижу в них конкурентов в борьбе за власть, деньги и объекты своей похоти. Нам, людям, удобнее ходить по головам.
- Зачем вам деньги? В чем их особенность, как люди их зарабатывают? Природных ресурсов Земли даже сейчас вполне хватит каждому человеку. Вы продаете за деньги нефть и все, что дается человеку бесплатно самой природой. Но я знаю планеты, где идет дождь из алмазов, и знаю планеты, где воду добывают из камней. И там нет понятия денег.
- Природные ресурсы у нас неплохо продаются, это верно. Тот, у кого их больше – тот и главный среди людей. Демократия у нас, как мне кажется, вообще невозможна. Всегда будут те, кто считает себя самым крутым демократом, а значит, имеет право отжать себе чуть больше воды, камней и алмазов. Мы даже детям твердим о том, что они должны учиться лучше других, быть успешнее и зарабатывать больше.
Во время разговора я вполне понимал, что людей я действительно не люблю. За то, что принял игру по их пошлым правилам.
- Вы изобрели оружие. Сначала дубину, чтобы добывать еду, а затем автомат, чтобы отбирать еду у себе подобных.
- У нас есть еще и ядерное оружие. Странно, правда? Мы всегда знали, что в один прекрасный момент инопланетяне явятся к нам. И могли предполагать, что цели ваши могут быть совсем не мирными. Но мы не придумали оружия, способного защитить нас от врагов извне, зато усердно трудимся над созданием бомб для уничтожения представителей своей же расы. Ядерный чемоданчик – это круче, чем дождь из алмазов. Строки кодов доступа к управлению бомбой имеют гораздо большую силу, нежели стихи гениального поэта.
- Земляне повсюду говорят о свободе. Что она значит для вас?
- Да ничего не значит. Свобода – это миф, изобретенный политиками. Узнав, как можно жить в полной свободе, мы вновь возведем вокруг себя стены. Цивилизация – это стадо из шести, а может уже и семи миллиардов особей. Кто бы там ни считал себя полностью независимым человеком – он лишь одна из особей. Вожака, правда, в этом стаде нет. Поэтому иногда мы идем вслед за откровенными дураками.
- А любовь?
- И ее придумали дураки. Она ведь совсем никому не нужна. Влюбленные люди глупеют, они перестают соображать. Я не хочу об этом говорить, все разговоры о любви – пустые, неконкретные, абсолютно бесполезные. Может быть, потому что ее нет, этой любви?
- Но есть, как минимум, дружба, товарищество. В любой развитой цивилизации это одна из основ развития.
- Умоляю… что есть дружба? Нам просто приятно осознавать, что есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью. На друзьях проще всего "ездить", друзья имеют огромную практическую пользу.
- Но при этом вы осознаете, что имея подобное представление о людях, вы неминуемо идете по пути саморазрушения. Самый сильный представитель человечества, пройдя к вершине власти, как вы говорите, по головам, обернувшись, увидит лишь гору черепов.
- Наша логика простая. Да, все это будет. Но не с нами, а через много-много лет. И этого вполне достаточно, чтобы быть спокойными за настоящее, не думая о будущем. Да и что нам еще остается делать?
- Есть всего два варианта. Это может быть появление мессии, того самого чудака, который сможет объединить всех землян под знаменем своего чудачества. Это будет тот самый спаситель, который либо сожжет города, либо приведет их жителей к новому миру. Второй вариант, наиболее вероятный – это полное самоуничтожение. Экологическая катастрофа или взрывы ядерных бомб приведут к вымиранию фауны, в том числе и людей. А когда наступит оттепель после ядерной зимы, на Земле вновь появятся первые простейшие организмы. К чему это приведет в конечном итоге сейчас просчитать нельзя. Возможно, цикл появления людей и их самоистребления повторится еще много раз. Возможно, появятся новые люди, с которыми мы уже сможем наладить контакт.
- То есть сейчас вы улетите, разочаровавшись в людях? Никакой межгалактической дружбы народов не будет?
- Нет смысла. Вы уничтожите себя прежде, чем научитесь жить.
Представитель развитой и умной инопланетной расы встал из точно такого же удобного кресла. Пора было прощаться. Он протянул мне сложенный листок бумаги.
- Это вам на память. Мы когда-то получили его в подарок от человека, много лет назад. Он был поэтом, которому, кстати, тоже жилось очень непросто. Прочитав эти строки, мы решили посетить Землю вновь, чтобы узнать, что поменяется в людях спустя десятки лет, - сказал инопланетянин. – Но как-то не сложилось, - добавил он, впервые позволив себе использовать интонацию. Интонацию полного разочарования.
Развернув листок, я увидел четыре строчки, написанные от руки:
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это – небольшая хитрость.
"Любить иных тяжелый крест", Б.Пастернак
Автор: Дмитрий Хегай