Премьера художественного фильма "Песнь о Маншук" состоялась 16 октября 1970 года в Москве. Подготовка сценария фильма шла в 1967-1968 годах, съемка фильма - в 1969 году.
Премьера художественного фильма "Песнь о Маншук" состоялась 16 октября 1970 года в Москве. Подготовка сценария фильма шла в 1967-1968 годах, съемка фильма - в 1969 году.
Первоначально фильм назывался "Последний день Маншук". Но по ходу обсуждения сценария и внесения изменений в содержание фильма название менялось несколько раз. Так, в приказах киностудии по производству фильма название обозначалось как "Последний день героини", "Один день героини", а где-то как "Наша Маншук".
Автором киносценария был назначен Андрей Кончаловский, режиссером - Мажит Бегалин, оператором - Абильтай Кастеев.
Перед автором сценария Андреем Сергеевичем Кончаловским стояла нелегкая задача - создать добротную сценарную, драматургическую основу, которая в процессе создания фильма позволила бы предельно правдиво воссоздать обстановку тех грозных лет. Основную идею фильма составляла тема - женщина и война, как молодая девушка превращается в солдата, что сподвигло 19-летнюю девчушку идти на войну, рваться в бой, невзирая на все тяготы войны...
Был еще один момент, который нужно было показать. Это один из главных составляющих в образе героини - это та среда, где выросла маленькая Маншук, где формировался ее характер или же, как правильно заметил Дмитрий Снегин (писатель, участник Великой Отечественной войны, панфиловец), возврат к матери и отцу, то есть "откуда начался вечный огонь".
Андрей Кончаловский, в то время молодой начинающий кинорежиссер, в своей работе главное внимание акцентирует на довоенной биографии Маншук, то есть считает необходимым показать то самое - "откуда начался вечный огонь".
В ходе обсуждения киносценария 10 января 1968 года он, в частности, сказал: "Она нам нужна как живое действующее лицо. Это очень важный вопрос. Сейчас речь идет о важной большой вещи. Ее отец расстрелян, а она идет защищать Родину. Она дочь "врага народа", но она пошла защищать Родину... Когда мне рассказали ее биографию, она мне показалась интересной. Когда мне рассказала ее мать, как она училась, как она писала письма Сталину, которые не доходили - "Я докажу всей своей жизнью, что мой отец был прав...", здесь трагический характер. Иначе это нельзя писать..."
При написании сценария А. Кончаловский встречается с матерью Маншук - Аминой Маметовой, читает и изучает фронтовые письма Маншук.
В целом авторы фильма, зная хорошо биографию Маншук, не придерживались ее документальности и оставили за собой право творческого переосмысления некоторых эпизодов ее жизни.
Но, тем не менее, основой для некоторых эпизодов фильма послужили строки из писем Маншук своей матери. К примеру, в одном письме она сообщает, что были очень рады алма-атинским яблокам, так как уже давно не видели никаких фруктов, хоть и досталось ей всего-то одно яблоко... Или же сцена, где она засыпает в блиндаже и видит сон... Этот эпизод тоже основан на рассказах из писем Маншук, где она сообщает, что на передовой редко когда удается уснуть и поспать, что на днях, к обеду уснув, видела сон, будто бы открывается дверь и она видит отца, и видит также ее - маму, будто бы мама приехала к ней в составе делегации из Казахстана, что радости не было предела, но проснувшись, понимает, что это был лишь сон... По просьбе матери Маншук, автор сценария в данном эпизоде показывает образ отца героини - Ахмета Маметова.
В итоге обсуждение первоначальных вариантов киносценария несколько сузилось, и получился обобщающий и символический характер героини, не обоснованный документальными материалами, а созданный как собирательный образ молодой девушки на войне. Конечно же, это не говорит о том, что образ Маншук не сохранил свою индивидуальность, напротив, такие яркие черты характера героини, как принципиальность, может быть, где-то граничащие с юношеским максимализмом храбрость, честность были показаны в сюжете фильма. Но вместе с тем из-за ограниченности возможностей художественных рамок мало места было отведено ретроспекции, сценическим образам довоенной жизни Маншук.
Но в фильме, к счастью, все же имеются кадры, которые были одними из основных задумок автора сценария, где проскальзывает образ отца героини - Ахмета Маметова. К примеру, в диалоге с командиром она говорит: "Мой отец, товарищ командир, учил меня, что не важно, мужчина или женщина, а важно, чтобы человек был"; в диалоге с разведчиком Ежовым: "Отец меня по-другому воспитывал", "Он был настоящий", или же в ретроспекциях, где Маншук во сне прогуливается с отцом, который, не поворачивая на нее свой взор, долго и увлеченно рассказывает о чем-то, а также в финале фильма, когда Маншук, погибая, вспоминает свое счастливое детство в окружении любимых родителей...
После утверждения сценария и окончания режиссерской разработки сценария в декабре 1968 года съемочная группа во главе с режиссером Мажитом Бегалиным выезжает в Москву для проведения выбора мест натуры в районе будущих съемок.
Говоря о фильме "Песнь о Маншук", нужно отдельно остановиться на личности режиссера фильма Мажита Сапаргалиевича Бегалина.
Режиссер фильма Мажит Бегалин. Из фондов ЦГА КФДЗ РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Мажит Бегалин воевал в той же 100-й национальной стрелковой бригаде, что и Маншук. Они были одногодки - 1922 года рождения. По его собственному признанию, он видел Маншук в то время, когда она служила в штабе. В 1943 году в боях за город Великие Луки Мажит Бегалин был ранен, потерял правую руку и был демобилизован. По возвращении с фронта поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который находился в то время в эвакуации в Алма-Ате.
Снять кинофильм о войне, непосредственным участником которой он был сам, передать те пережитые чувства и эмоции языком кинематографа являлось одной из главных целей в творчестве режиссера Бегалина.
Снегин и Бегалин, оба - участники войны, не раз встречались и обсуждали фильм о Маншук и вспоминали свои молодые годы на фронте. Об одной из таких встреч Дмитрий Федорович вспоминал так: "Моя беседа с Мажитом Бегалиным складывается трудно, мы оба были там, на той русской земле, где погибла Маншук, были в тех боях. И то дело нас захлестывали воспоминания. - Понимаешь, это мой нравственный долг - рассказать о них, кто не вернулся, - Мажит пытается продвинуть к столу коробок спичек протезной перчаткой правой руки. - Понимаешь, девушка-казашка... и герой. Я должен рассказать людям, что мой народ умеет постоять за свою землю. Маншук - не исключение. Она знала, что она защищает..."
Художественный совет киностудии "Казахфильм" дал следующую оценку режиссерской работе Мажита Бегалина: "Весь предшествующий кинематографический опыт режиссера-постановщика Мажита Бегалина в полной мере нашел свое отражение в представленной работе. Безусловно, это большая творческая удача режиссера. Цельность кинематографического мышления, сочетание документальной событийности и выразительности художественных деталей, уверенность в работе с актером, с учетом индивидуальности, лаконизм и внутреннее напряжение батальных сцен - все это достаточная характеристика вдумчивой и профессиональной режиссерской работы".
Процесс съемки фильма. Мажит Бегалин (слева) и оператор фильма Абильтай Кастеев (справа). Из фондов ЦГА КФДЗ РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Также положительно была оценена работа оператора картины Абильтая Кастеева: "Интересна и операторская работа в этом фильме. Он снят в строгом реалистичном стиле, который дополняется различными эмоциональными оттенками: от жестких хроникальных в батальных эпизодах до нежных, "размытых" планов в сценах воспоминаний детства. Оператор как бы является соучастником происходящего на экране".
Съемка финальных батальных сцен. Из фондов ЦГА КФДЗ РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Дмитрий Федорович Снегин, будучи кинодраматургом, одним из первых написал рецензию на новый фильм, выпущенный киностудией "Казахфильм", "Песнь о Маншук". В данной рецензии он останавливается на тех моментах съемки кинофильма, где он являлся непосредственным участником, будучи членом Сценарно-художественного совета киностудии "Казахфильм". К примеру, Дмитрий Федорович рассказывает, что он на просмотре актерских проб был в числе тех, кто не принял командира батальона, каким его задумал Мажит Бегалин и каким его показал актер Иван Рыжов. Считал, что он вяловат и нерешителен и вообще грузен, староват, малоподвижен для комбата тех грозных боев.
Актер Иван Рыжов в роли комбата-председателя. Из фондов ЦГА КФДЗ РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Возможно, Снегин в этот момент невольно сравнивал комбата-председателя с образом своего боевого друга и соратника - харизматичного комбата Бауыржана Момышулы.
Однако, несмотря на возражения некоторых членов худсовета, ни режиссер, ни актер не уступили своих позиций...
По завершении съемок фильма и просмотра Дмитрий Федорович поменял свое мнение, говоря: "И что же теперь, когда фильм завершен, мы убеждаемся, как они были правы. Комбат, которого солдаты про себя называют "председателем", для них он больше чем командир. Жизнь каждого из них для него дороже всего и он сделает все возможное для обеспечения безопасности, прежде чем пошлет своих солдат в бой. Его кажущиеся медлительность, тугодумность ничего общего не имеют с нерешительностью. Все предусмотреть, все продумать, взвесить, обеспечить. И, конечно, каждому знать свой маневр. И тогда уж благословлял на штурм безымянной высоты. Солдаты это знают и за таким комбатом хоть на край света!"
Съемочная группа во время перерыва. Из фондов ЦГА КФДЗ РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Снегин также останавливается на образах разведчиков Ежова и Нуржана Жаркынбаева: "И бой, и жизнь солдата переданы с поражающей достоверностью. Рвение актеров, как Никита Михалков и Нуржуман Ихтымбаев, создало незабываемые и правдивые образы разведчиков. Тут я не могу не сказать вот о чем: о чистоте и верности во взаимоотношениях девушек и солдат. Очень тонко и деликатно, как-то по-своему раскрывает свои чувства Михалков (герой фильма Ежов). Он внешне грубоват, этот разведчик. Но он ни словом, ни жестом не обидел Маншук, оказавшись наедине со своей неразделенной любовью. Они расстались в русском лесу, забродившем весенними соками, и это расставание сблизило их еще сильнее".
Роль Маншук была сложной для экранного воплощения, так как нужно было сочетать, казалось бы, порой несочетаемые черты, как неистовость воина и одухотворенная женственность, суровость и девичья непосредственность. По мнению Снегина, Наталья Аринбасарова сумела глубоко и правдиво раскрыть образ своей героини: "Маншук Маметова... В фильме ее играет Наташа Аринбасарова. Ее запоминаешь с первой встречи на экране. Худенькая, совсем юная, с широко открытыми, пытливыми глазами. Стеснительная улыбка. Хрупкая и вместе с тем сильная, полная достоинства. Такую не испугают трудности, такая добьется своего..."
Далее Снегин останавливается на ключевом сюжете фильма: "Помните эпизод, когда Маншук просит командира полка (актер Иван Дмитриев) вернуть ее на передовую, к пулемету. По-житейски мы понимаем и ценим намерение командира полка и где-то в тайниках души хотим, чтобы он настоял на своем. Но когда Маншук добивается своего, мы ловим себя на том, что радуемся за нее. Точнее, гордимся ею. А потом Маншук плачет... Великое бедствие, горе людей обрушиваются на нее, и кажется, вот-вот надломится ее душа. Но в том-то и дело, в этой душевной борьбе происходит перелом. И к друзьям на передовую Маншук возвращается и та, и не та. Новую, более зрелую Маншук, воина-гражданина мы видим в сцене с яблоками, которые ей прислали из Алма-Аты".
25 ноября 1969 года состоялось заседание Художественного совета киностудии "Казахфильм". На повестке дня значился один вопрос - обсуждение нового фильма Мажита Бегалина "Неоконченная песнь" (еще одно рабочее название фильма. - Прим. автора).
Было много выступающих, было сказано много благодарственных слов в адрес создателей фильма. Чтобы прочувствовать ту духовную атмосферу, царившую во время показа и обсуждения фильма, приведу выдержку из некоторых выступлений. Многие фамилии не нуждаются в представлении, в связи с чем не указываю регалии и звания.
Султан Ходжиков, кинорежиссер: "Такого фильма у нас не было. Просто очень отрадно, что Мажит живет на радость своего народа, это какая-то пора большой зрелости. Я желаю ему вот этого художественного уровня, когда он настоящие картины стал делать, чтобы продолжал и дальше так работать на радость студии, на радость нашего народа, на радость нашего художественного руководителя Шакена..."
Рахымжан Кошкарбаев, герой Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага: "Я участник Великой Отечественной войны, которому удалось пройти последние метры этой войны, в которой участвовали миллионы советских людей, от мала до велика. Я благодарю за приглашение просмотреть эту картину. Не могу без волнения говорить после просмотра этой картины... Мне кажется, очень хорошо показаны героические подвиги наших советских людей. Поздравляю Худсовет и создателей фильма с большим успехом, желаю дальнейшего плодотворного труда нашим кинематографистам по созданию новых фильмов, чтобы привить нашему будущему поколению любовь к Родине, воспитывать будущее поколение в этом духе. Позвольте от души поздравить мать героини с воспитанием такой замечательной дочери, которая является гордостью нашей республики, гордостью советской молодежи. Мы гордимся ее подвигом. Уважаемый Мажит, разрешите пожелать вам больших успехов творческих успехов и хорошего здоровья..."
Абдулла Карсакбаев, кинорежиссер: "Я абсолютно согласен с предыдущими товарищами в том отношении, что это в "Казахфильме" первая картина о войне, где война показана по-настоящему правдиво, образно, понятно, со всей жуткой правдой, грустью, со всеми походами. Я очень редко волнуюсь, из меня не так-то просто вышибить слезу, а тут я в нескольких кусках прослезился. Видимо, у всех зрителей будут какие-то ассоциации, а раз есть ассоциации, значит, есть и творчество, значит, есть образы... Я от всех присутствующих хочу, апа, сказать вам большое спасибо за такую дочь, которой гордимся не только мы, казахстанцы, но и весь советский народ... Хотелось бы, чтобы мать была более эмоциональной, чтобы она была не крупным планом показана, а где-то вдалеке, как бы далекий отголосок Родины... Редко бывает, когда с фронтом и детство удачно монтируется. Довоенные сцены, связанные с родителями Маншук, какие-то драматургические и чисто по изображению оператора как-то удачно легли, абсолютно не шокируют. В этом отношении очень удачный сплав и творческий, и драматургический, и изобразительный, от сегодняшнего дня фронта скачок на несколько лет назад. Все это как-то приятно смотреть. Мое первое впечатление - картина интересная, взволновала меня. Спасибо всем ребятам, ее создавшим, за волнительную картину..."
Дмитрий Федорович Снегин, писатель, участник ВОВ, панфиловец: "Никто не забыт, ничто не забыто". Я на первом художественном совете говорил, если нам, парням, было несладко на войне, то как же было трудно нашим девушкам. Я тогда говорил о том, что, будь моя власть и сила, я бы поставил такой памятник женщине-воину, чтобы он был виден со всех концов нашей Родины... Мне трудно говорить, потому что много пережито, слишком много видишь даже за кадром. Вероятно, это и хорошо, потому что не то, что узнаю, но я как бы заново иду в атаку, заново чувствую сердцебиение моих окопных побратимов. Это не просто слова. Это действительно так. Мы слишком мало пишем и говорим в кино о наших девушках. И в этом смысле ты, Мажит, молодец, и вся киногруппа молодцы! Поверьте, художественные образы как-то сочетаются с жизненной правдой. Здесь та чистота, целомудренность и какая-то скромность, которая ограждает от всех больших и малых бед. Она точно отмечена режиссером и так верно выражена главной героиней Наташей (Аринбасаровой. - Прим. автора), что это не может не волновать. Я не знаю, я мог бы говорить очень много об этом фильме, видимо, будем много говорить, он только начинает свою большую, интересную жизнь..."
Амина Маметова, мать Маншук: "Я только в течение получаса смотрела картину и как следует не смогла посмотреть, потому что действительно такая очень волнующая картина. Очень много там моментов, которые не только меня взволновали, но и выступавшие здесь товарищи говорили, что просто не переживать невозможно, а я, конечно, само собой понятно... Я не знаю, по тому ли либретто (имеется в виду сценарий. - Прим. автора) или другому поставлен фильм. Мне Кончаловский давал прочитать. Я тогда не видела Маншук, может быть я либретто картины не понимаю во многих местах, конечно, я не специалист, но тогда я ему сказала, что я не вижу Маншук. Он сказал, что это вообще в основном о геройстве, о героизме. Я тогда согласилась, раз о героизме, и если о Маншук, то мне хотелось, чтобы Маншук была.
Сегодня я видела действительно Маншук. Действительно, товарищи подчеркивают ее характер, честный характер, который присущ лучшей части нашей молодежи, и это ставится для того, чтобы воспитывать нашу молодежь. Я сидела и думала о нашей молодости, переживая, чувствуя напряженное состояние, я думала, что это все-таки как-то вызовет серьезное, сильное чувство у нашей молодежи. Много говорить я здесь, наверное, не смогу. Я пропустила очень большую часть фильма, мне еще раз надо будет посмотреть.
Я говорила тогда Кончаловскому: вы обо мне можете не говорить, но об отце должны сказать, это был достойный человек. Если Маншук такая вышла, в этом заслуга отца, отец играл в жизни Маншук основную роль. Я тоже, как мать, конечно, принимала участие в ее воспитании, но если в ней есть что-то хорошее, то это черты характера ее отца - Маметова. Он по происхождению из неимущих, однако он вырос и стал первым врачом, затем директором научно-исследовательского института. Мне кажется, ничего плохого не будет, если самого отца покажут, это заслуженный человек, первый врач, много сделавший для народа. Маншук писала письмо на имя Сталина. Сейчас у меня есть открытка возвращенная, что это письмо направлено в республиканскую прокуратуру. На это в ЦК обратили внимание. Если можно показать отца, это было бы хорошо. Вот что мне хотелось сказать...
Большое спасибо представителям киноискусства, что они силой киноискусства воссоздали образ Маншук. Еще не раз они будут говорить, может быть, еще создадут картину, может быть, тогда внесут образ отца. О себе я не прошу. Достаточно того, что меня сейчас уважают, одной живой женщине хватит этого, большего я не хочу. Я очень часто встречаюсь, у меня очередность записана для встречи... Мне не хватает времени встречаться по республике и из-за границы даже идут ко мне письма, которые зовут встретиться. Так что большое спасибо хочу сказать своему народу, спасибо нашей интеллигенции, лучшей части ее, которая задумала поставить этот фильм, столько времени потратили, сколько государственных средств потратили. Это все я понимаю. Очень неплохо создана картина. Большое спасибо, что вы меня пригласили, что вы меня выслушали.
Когда я посмотрю начало, я еще скажу. Но даже в таком виде я не возражаю выпустить картину и очень благодарна тем, кто сделал такое большое, хорошее дело. Все-таки этот фильм о первой героине национального Востока. Этот фильм не только мы будем смотреть, он, наверное, по миру пойдет. Извините, пожалуйста, если где не так сказала. Большое спасибо вам, Мажит, и всей съемочной группе..."
Шакен Кенжетаевич Айманов, кинорежиссер: "Я тогда еще говорил, при первом просмотре материала, что сразу было видно, что картина получится очень хорошая, очень интересная. Очень радуюсь, что Мажит действительно стал от картины до следующей картины большим, зрелым мастером, чувствуется большая продуманность. Очень серьезная работа, и это просто очень радостно для нашей студии, для всей нашей казахской кинематографии. Значение этой картины неоценимо, неоценимо ее значение чисто воспитательное для нашей сегодняшней молодежи, а не просто потому, что надо рассказать о Маншук, о ее жизни, а просто показать действительно лучших молодых людей во время Великой Отечественной войны...
Эту картину надо всячески пропагандировать, нужно, чтобы эта картина стала достоянием миллионных масс. Это очень важно. Надо серьезно относиться к таким картинам. Эта картина имеет колоссальное воспитательное значение, особенно для сегодняшней молодежи, которая не всегда так думает. Они могут подумать, что это пришло само по себе, сейчас можно думать совсем о другом. Они живут на готовых харчах отцов и матерей, в хороших условиях жизни выросли, они не знают, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, сегодняшняя такая жизнь. Мы иногда думаем, что опоздали, война кончилась давно, а мы почти не сделали фильмов об Отечественной войне. Может быть, это и лучше, что мы делаем одними из последних эти фильмы, с учетом всех недостатков.
Чем дальше уходит история войны, тем больше она подается сегодня по-новому, тем она осмысливается глубже, подается продуманнее. Эта картина должна поднять нашу студию и весь интеллектуальный уровень нашей интеллигенции и нашего кинематографа на новую ступень, на новый рубеж. Это очень важная работа. Очень удачная операторская работа, очень хорошая музыка, хорошая работа художника - хороши все компоненты, все они слиты в одно, потому что главное найдено, найден нерв - стоящий на огромной жизненной правде, достоверности. Отличная игра актеров. Снято достоверно, операторски правдиво... Я убежден в том, что эта картина завоюет сердца зрителей и будет иметь свою большую светлую жизнь, с чем я и поздравляю всю съемочную группу во главе с Мажитом..."
М. С. Бегалин, кинорежиссер: "Спасибо за все теплые слова в наш адрес, не только в мой адрес, но и всей группы. Это художественный фильм, и здесь авторы фильма не стремятся с документальной точностью показать жизнь Маншук, и это мы и не смогли бы сделать. Я видел Маншук несколько раз, и то, когда она работала в штабе. А когда она пулеметчицей воевала, меня на фронте не было. Мы знаем об этом из писем и того материала, который есть в архиве. Этого материала, конечно, может быть и достаточно, если документально повторить, но мы пошли по другой линии и пытались, поскольку это художественный образ, созданный на основе, конечно, ее памяти, ее жизни, дать художественный смысл, что имеет здесь место. Мы не преследовали точной портретной схожести ни отца, ни матери.
Мы знаем, что ее отец был замечательным человеком, и, естественно, если бы у нас было больше возможностей, он бы занимал больше места, но поскольку картина имеет свои рамки и свое драматургическое построение, здесь отец, по существу, и мать, и вообще ее довоенные воспоминания занимают место постольку поскольку, чтобы эмоционально передать все это через те эпизоды. Это в этом плане, как говорится, что мы могли сделать, дальнейшая судьба картины, ее жизнь, к сожалению, от нас не зависят, любая картина живет самостоятельной жизнью, имеет свой идеал, поклонников и также находятся противники, которым не будет нравиться. Я еще раз благодарю за теплые слова, которые были сказаны в адрес нашей группы..."
Было сказано много добрых слов и в адрес композитора Эдуарда Хагагортяна, написавшего прекрасную и волнительную музыку к фильму. В частности, Дмитрий Снегин отметил: "Композитор у тебя, Мажит, прекрасный. Он не совсем казахский, но настолько энергичный, интеллигентный. Лично меня очень взволновала музыка". В фильме также звучат стихи Махамбета, казахская народная песня "Жиырма бес", которые гармоничным образом придают национальный колорит некоторым сюжетам.
Музыка Э. Хагагортяна звучит и в финальной части фильма, когда лейтенант Ежов прощается с Маншук...
Говоря о финальной части фильма, следует сказать, если бы авторы снимали эту часть документально, как это было в реальности, по воспоминаниям однополчан Маншук, то начальная часть, когда разведчик Нуржан Жаркынбаев по приказу командира батальона вопреки ее сопротивлению вытаскивает Маншук из огнетовой точки, и когда попавший снаряд напрочь разрывает эту высоту и пулемет старшего сержанта Маметовой... Эта сцена и должна была быть финалом. Однако 15 октября 1943 года в ожесточенном бою под Невелем погибли многие из 100-й национальной стрелковой бригады, никто из однополчан не мог помочь и спасти Маншук... И пулеметчица одна удерживала на своей позиции натиск вражеских солдат. Маншук как-то писала матери, что враги не знают, что она девушка, и что, оказывается они называют ее "маленьким солдатом". Противникам в их продвижении вперед особенно мешала эта огневая точка, за которой находился маленький, но отважный солдат... Маншук оставалась там, на той высоте, когда туда попал снаряд...
Из выступления матери Маншук Амины апай чувствуется, как волнительно и больно было ей смотреть, хоть и в художественном образе, на свою дочь в военной обстановке. Как она стреляет из пулемета, как погибает. Нелегко пришлось Амине апай, наверное, пережившей войну в тылу, прочувствовать и видеть, как происходило все это на поле боя. Смотреть на разрушенные города и деревни... Амина апай также признавалась, что не смогла посмотреть фильм полностью, что некоторые места пропустила. Возможно в этот момент перед ее глазами стояла ее маленькая любимая Маншук, которая в то время была всегда рядом, как на этих довоенных фотографиях.
Маншук (справа) с подругой Дияровой Б. г. Уральск. 1932 г. Из фондов ЦГА РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
Маншук с матерью на курорте Каменское плато, город Алма-Ата. Из фондов ЦГА РК. При копировании ссылка на источник обязательна.
В октябре этого года исполнилось 50 лет со дня выхода в свет и в широкий прокат фильма "Песнь о Маншук". Как сказано было выше, в создании этого фильма принимали участие лучшие представители творческой интеллигенции, будь то сценаристы, режиссеры, актеры, кинооператоры. И это было время шестидесятников, время оттепели, когда, хоть и не на продолжительное время, в творческих кругах поднимались ранее запретные темы.
Благодаря автору сценария А. С. Кончаловскому и режиссеру М. Бегалину в фильме были показаны сюжеты с образом отца Маншук Маметовой - Ахмета Маметова, павшего жертвой репрессий 30-х годов ХХ столетия. Как не раз указывали авторы фильма, сюжет кино не был основан на документальных материалах. Главной целью фильма было создание символического и художественного образа славной дочери казахского народа, Героя Советского Союза Маншук Маметовой. Как сказал режиссер Мажит Бегалин, фильм был снят в рамках определенного художественного и драматургического построения и определенных возможностей. Вполне возможно, что съемочная группа имела на тот момент определенный ограниченный лимит как на временной, так и на финансовый бюджет. Ведь и тема, и смета на создание кинопродукции в то время утверждались в Москве.
Если снять еще раз художественный фильм, построенный на документальной основе, в расширенном формате, то, конечно же, появятся герои - герои реальные, а также новые сюжеты, тоже реальные, которые, безусловно, поспособствовали бы более яркому, глубокому и достоверному раскрытию образа нашей героини - нашей Маншук.
P.S. Выражаю искреннюю благодарность коллегам из ЦГА КФДЗ РК Л. В. Гусаковой и Ю. Г. Волчковой за оказанную помощь в поиске и подборе фотоматериалов - сюжетных кадров, а также рабочих моментов съемки художественного фильма "Песнь о Маншук".
Гульнар Каратаева, начальник отдела научно-информационной работы и НСА Центрального государственного архива Республики Казахстан
Центральный государственный архив Республики Казахстан ведет отсчет своей истории с сентября 1921 года - момента создания на базе Оренбургского губернского архива Центрального Краевого архива при Народном комиссариате просвещения республики, и является старейшим архивом страны. Центральный государственный архив располагает 20 архивохранилищами, имеет 2253 фонда, в которых содержатся более 1,3 миллиона единиц хранения. Из общего количества учтенных документов более 200 тысяч - документы досоветского периода, более 900 тысяч - документы советского периода, более 100 тысяч - документы личного происхождения. Информация, содержащаяся в документах, уникальна и незаменима как источник истории государственного и социально-экономического устройства, культуры и быта казахского народа.
Показать комментарии