counter.yadro.ru
МИКС
10 мая 2016 | 09:20

Он лишился рук и ног и стал талантливым педагогом

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Он лишился рук и ног и стал талантливым педагогом: 2016-05-10 09:20:27 - прочитайте Фото с сайта kazpravda.kz

Участники Великой Отечественной войны вернулись домой другими людьми. Раненные тела и искалеченные души. Пережить весь ужас войны приходилось совсем молодым бойцам. Но нужно было жить дальше, поднимать страну, создавать семьи, растить детей. История Кумаша Нургалиева - пример того, как человек не просто не пал духом, а стал настоящим профессионалом. 


Иконка комментария блок соц сети

Участники Великой Отечественной войны вернулись домой другими людьми. Раненные тела и искалеченные души. Пережить весь ужас войны приходилось совсем молодым бойцам. Но нужно было жить дальше, поднимать страну, создавать семьи, растить детей. История Кумаша Нургалиева - пример того, как человек не просто не пал духом, а стал настоящим профессионалом. 

В 1933 году молодой табунщик Нургали привел первенца в первый класс и обратился к заведующему со словами: "Мне некогда было учиться: батрачил на баев и кулаков, воевал с белогвардейцами. Теперь хочу, чтобы хоть дети мои учились. Возьми паренька, пусть станет таким же грамотным человеком, как ты".

Кумаш на всю жизнь запомнил отцовское напутствие. Юноша всей душой мечтал стать учителем. Страсть к познанию порождала стремление лучше учиться, больше читать, глубже вникать в изучаемый материал. Он был лучшим учеником в классе и охотно делился знаниями с товарищами, помогая отстающим разобраться в математических задачах и в премудростях грамматики.

Он мечтал продолжить образование в педагогическом училище, но жизнь распорядилась иначе. В 1940 году скончался отец, и Кумаш вместе с матерью поднимал на ноги младших братьев. Рано повзрослевший парень работал кладовщиком в родном колхозе "Третья пятилетка", продавцом сельпо, секретарем Сельского совета.

В тот же году Кумаша приняли в ряды ВЛКСМ, и вскоре смышленого и ответственного юношу единогласно избирают секретарем первичной организации, членом Маркакольского райкома комсомола. На фронт он попал лишь год спустя. Проходил воинскую службу на Дальнем Востоке, затем на Урале. За этот год армейской службы и учебы он многому научился, стал сержантом, младшим командиром и воспитателем бойцов. Воевал он в рядах 254-го гвардейского стрелкового полка, 56-й гвардейской стрелковой дивизии, 10-й гвардейской армии.

Фото с сайта moypolk.ru

Его правнуки рассказали, как он боролся со смертью.

"В октябре 1944 года в бою у хутора Слямпе, близ города Ауце, одного из самых укрепленных населенных пунктов на подступах к Риге (Латвия), опытному в боевых делах и очень ответственному юноше - младшему сержанту Нургалиеву с несколькими солдатами приказали уничтожить огневую точку фашистов, мешавшую скорому наступлению. И он подавил! И полк, в котором служил Александр Матросов, поднялся в атаку. Это случилось в 18-ый день его рождения.

Короткими перебежками возвращались к своим, - вспоминал он в своих рассказах. - Усилился минометный огонь, мины с воем неслись над нами. Разорвался артиллерийский снаряд и дальше все стало темно.

Прадедушка был брошен на землю горячим и ревущим воздухом. Он скоро очнулся и увидел, что его правая нога лежит отдельно, поперек тела… Пришел в себя, когда ноги и часть руки были уже ампутированы. 

"В палатку медсанбата, - вспоминает медицинская сестра Валентина Шевелева, - внесли еще одни носилки, но они почему-то были пустые, только посредине лежал под шинелью какой-то сверток. Приподняв шинель, я вскрикнула. Там лежал мальчик без обеих ног и руки - бледный, беззащитный. Мне так жалко его стало, что я взяла его на руки, стала баюкать как младенца. Он глаза приоткрыл, еле слышно спрашивает: "Как думаете, сестра, смогу я работать в колхозе счетоводом?" Я чуть не реву, но отвечаю: "Сможешь, конечно, сможешь, родненький".

Он пришел в себя, когда обе ноги выше голени и часть руки были уже ампутированы. Перед ним сидели два светлых медсанбатовских видения - медсестры Лиза Великанова и Наташа Солодкина.

"Теперь ты наш брат, - сказала синеглазая Наташа, - в тебя нашу кровь влили".

Кумаша доставили в Москву на санитарном самолете. Он перенес 12 сложнейших операций. Врачи вели борьбу за его жизнь днем и ночью. Перед хирургами и медсестрами стояла задача - вытащить "с того света" парнишку, которому, как все понимали, впереди предстоит нелегкая, даже страшная жизнь. Выдержит ли ее? Хватит ли воли жить?

Справиться с трудностями помогла воля Кумаша Нургалиева. 

Кумаш Нургалиев не любил вспоминать о войне, но память о ней ни на секунду не гасла в его сердце. Он говорил: "Как увижу, что по телевизору начинается военный фильм, ухожу в другую комнату. И в клубе фильмы, где в бой идут танки, а солдаты поднимаются в атаку, не могу смотреть. Сразу вспоминаются погибшие друзья, товарищи, и невольно на глазах появляются слезы".

Он шаг за шагом преодолевал трудности, брал одну высоту за другой. После той, которая была на войне, их было немало и в мирное время. После долгих лет фронтовых дорог, тяжелого ранения, длительного лечения Кумаш вернулся в родной Казахстан. В нем снова созрела решимость попробовать свои силы на педагогическом поприще. Вспоминая уроки, полученные в московском госпитале, он интуитивно почувствовал, что именно там, в школе, обучая детей, он сможет принести пользу людям, родной стране. 

Вместе с женой поступает в пединститут в Алма-Ате. Красный диплом Кумашу вручил сам ректор - Герой Советского Союза Малик Габдуллин. В 1957 году он стал директором Бурановской средней школы. Наверное, инвалид первой группы мог бы отказаться от этого поста, но жизнь для него только обретала смысл тогда, когда она была наполнена борьбой, преодолением и победами.


Школа. Фото с сайта tylek.kz

Кумаш загорелся идеей создания в селе школы нового типа, и она открылась в 1972 году. Это был настоящий учебный городок, занимающий несколько гектаров: специальный корпус, здания для занятий спортом, трудом, музыкой. Школа утопала в цветах. Она была для детей и театром, и концертным залом, и картинной галереей, и парком отдыха. Венцом педагогической деятельности Кумаша Нургалиева стало то, что он добился выделения для своей школы компьютерного класса. Тогда их было всего три на всю республику.

Страна высоко оценила педагогическую деятельность Кумаша Нургалиева, наградив орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, значками "Отличник народного просвещения СССР", Почетными Грамотами Верховного Совета, удостоив звания "Заслуженный учитель Казахской ССР", "Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана". В 1981 году Кумашу Нургалиевичу присвоено высокое звание "Народный учитель СССР". Школе, где свыше тридцати лет работал Кумаш Нургалиевич, и которая сегодня носит его имя, в 2014 году исполнилось 100 лет.

Источники: "Википедия" 
("Народный учитель Кумаш Нургалиев. Педагогическая династия", 
Розанов А., "Где мы с тобой, там и Москва // Советский Красный крест", 
Павлунин В., "Сердце учителя // Правда" и др.) 

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная