Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но только не своей земли. Казахи были мирными людьми, они не нападали, лишь защищали родину от набегов врага. Поэтому неудивительно, что в Великой степи было развито оружейное ремесло.
Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но только не своей земли. Казахи были мирными людьми, они не нападали, лишь защищали родину от набегов врага. Поэтому неудивительно, что в Великой степи было развито оружейное ремесло.
Вся суть системы классификации оружия казахского народа, да и в целом кочевников, заключалась в одной фразе "Ер қаруы - бес қару" (воин владеет пятью видами оружия). TengriMIX предлагает взглянуть на вооружение тех времен и убедиться в изобретательности наших предков.
Метательное
Основным метательным оружием были лук и стрелы. Боевой лук собирался из нескольких частей, изготовленных из различных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий и кожи. Наконечники стрел имели различную форму: четырехгранные, которые могли пробить любой щит и деревянные цилиндрические, применяемые для сбивания человека с коня. Колчан для ношения стрел назывался "корамсак", отдельный футляр для лука - "садак". Этим же термином обозначался весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения.
Рубящее
Айбалта
Для нанесения рубящего удара применялся боевой топор "балта" с лезвием средней ширины. Рубящие и режущие удары наносились секирой "айбалта" с лунообразным и широким лезвием. Чекан "шакан" имел узкое клиновидное лезвие и использовался, чтобы наносить раскалывающие удары. И последняя разновидность является комбинацией топора, секиры и чекана.
Режущее
К режущему оружию относятся прямой меч - "семсер", кривая сабля - "кылыш" и казахская шашка - "сапы".
Колющее
У казахов имелось два вида колющего оружия: "найза" - копье с широким наконечником и "сунги" - длинная пика с тонким наконечником, предназначенная для поражения противника в доспехах.
Ударное
Буздыган
Самой древней разновидностью этого вида оружия была палица "шокпар", сделанная из одного куска дерева в виде тяжелой дубины с головкой, окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. К ударному оружию относятся также: тяжелая булава "гурзи", кистень "босмойын" и булав-шестопер – "буздыган".
Калкан - щит
Защищали воинов щит "калкан", доспехи "сауыт" и шлем "дулыга". Последние были самыми разнообразными по своей форме - с козырьком и насечкой серебром, с сеткой и кожаным орнаментированным чехлом.
Наилучшим считался шлем типа "кулахуд". Он отличался своей относительно неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем-навершием на макушке шлема и двумя втулками над налобной частью шлема для крепления украшений. Эти украшения шлемов были также знаками различия, подчеркивали воинское звание.
Ханы и султаны имели наверху шлемов султаны из совиных перьев – "жыга". Тарханы отличались тем, что у них на шлемах были флажки – "жалау". У выдающихся батыров они могли быть украшены кистями из лент и конского волоса – "шашак". Другим интересным видом шлема был томагап – шлем с маской, закрывающей лицо воина. Маски могли быть самыми разными, часто устрашающими противника.
В Нью-Йоркском музее "Метрополитен" хранится шлем, входящий в пятерку наиболее исторически ценных шлемов. Ученые считают, что он мог принадлежать хану Золотой Орды Жанибеку или его сыну. Это доказывает выгравированная и посеребренная надпись,сделанная арабским письмом в нижней части шлема: "Победоносный султан Махмуд Жанибек". Шлем изготовлен из стали, его высота 20-23 сантиметра, диаметр 22 сантиметра, в верхней части имеет острые грани.
В прошлом у казахских батыров существовал культ боевого оружия: им присягали, давали клятву, присваивали личные имена. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга. Хана, возводившегося на трон, одаривали золотой саблей – знаком власти и ханского достоинства. Копье с бунчуком, сабля или булава вручалась военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, при хане Тауке, по существовавшему тогда закону "Жети жаргы", правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие: ханы, султаны, батыры, родоначальники. Парадным боевым оружием награждали за военные заслуги.
Кроме того, воинское оружие, как ценный предмет, входило в состав приданого невесты – "жасау" и свадебного дара за невесту – "калым". Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Потомки казахских батыров хранят как священные реликвии некоторые образцы боевого оружия, оставшиеся от их славных предков.
По материалам sarbaz.kz
Показать комментарии