counter.yadro.ru
МИКС
07 марта 2017 | 16:24

От обнаженной натуры до жестокой расправы

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

От обнаженной натуры до жестокой расправы: 2017-03-07 16:24:37 - прочитайте Ангелика Кауфман. "Надежда".

Женщины были образованными всегда. Но раньше то, что мы сейчас называем высшим образованием, могли позволить себе только 3-5 процентов. Аристократки играли в свое искусство, а профессиональными художницами чаще всего становились дочери живописцев.


Иконка комментария блок соц сети

Женщины были образованными всегда. Но раньше то, что мы сейчас называем высшим образованием, могли позволить себе только 3-5 процентов. Аристократки играли в свое искусство, а профессиональными художницами чаще всего становились дочери живописцев.

Несчастная Фрида, скандальная Марина, упорная Ангелика - каждая из этих женщин оставила свой, невероятно яркий след в истории искусства и мировой живописи. Они раздражали и восхищали, вдохновенно творили и впадали в отчаяние, их биографии волнуют, а их работы - обязательны к ознакомлению. В преддверии международного женского дня TengriMIX рассказывает вам о талантливых художницах, о которых почему-то говорят очень редко.

Софонисба Ангиссола


"Автопортрет у мольберта", 1556.

Она была таким хорошим живописцем, что долгое время являлась придворным портретистом испанской королевской семьи в XVI веке. Хотелось бы поделиться удивительной историей любви Софонисбы: овдовев после 40 лет (что в те годы считалось концом жизни, не говоря уже о женском счастье), она, возвращаясь в Италию, познакомилась с капитаном корабля Горацио Ломеллино, который был ее моложе на 15 лет. Они влюбились друг в друга без памяти, поженились и прожили вместе 46 лет до самой ее смерти.


"Инфанта Каталина Микаэла (дама в горностае)", 1578.

Горацио поставил на ее могиле памятник с надписью: "Софонисбе, моей супруге, причисляемой к знаменитейшим женщинам мира, выдающейся в создании портретов... Горацио Ломеллино, исполненный горя от потери великой любви, посвящает эту скромную дань столь великой женщине".

Артемизия Джентилески


"Автопортрет в виде аллегории Живописи", 1630.

Первая представительница прекрасного пола, которую приняли в престижную Академию изящных искусств во Флоренции, Артемизия Джентилески доказывала способность и право женщины быть художником уже в XVII веке. В юности девушка пережила тяжелую ситуацию насилия, а после - унизительное судебное разбирательство, продлившееся 7 месяцев. С возникшей травмой Артемизия боролась с помощью творчества.


"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", 1620-21.

Ее самое знаменитое полотно - "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" - наиболее ярко выражает переживания художницы. На картине изображена вдова Юдифь, расправляющаяся с врагом, полководцем армии Навуходоносора Олоферном.

Ангелика Кауфман


"Автопортрет", 1787.

Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине - Ангелике Кауфман. Эта немецкая художница очень рано обрела славу, что особенно удивляет, ведь она жила в XVII веке. Вышедшая из небогатой семьи и не получившая систематического образования, Кауфман добилась успеха лишь благодаря упорному труду - она научилась рисовать, копируя произведения великих мастеров.


"Портрет Фердинанда IV, короля Неаполя и обеих Сицилий с семьей", 1783.

Уже в 21 год она стала первой женщиной, избранной членом флорентийской Академии Художеств, а чуть позже и членом Академии святого Луки. О ее признании говорит и тот факт, что многие из известных современников художницы восхищались ее талантом и красотой. Среди них Гете, Винкельман, Державин и многие другие.

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен


"Автопортрет с дочерью Жюли", 1786.

Французская портретистка была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрен написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала приближенной художницей королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов.


"Портрет Анны Ивановны Толстой", 1774.

Берта Моризо


"Портрет Берты Моризо", Эдуар Мане, 1873.

В середине апреля 1874 года в ателье фотографа Надара открылась выставка, буквально взорвавшая художественную жизнь Парижа. 30 молодых художников выставили 165 работ, разительно отличавшихся от тех, к которым привыкли ценители живописи. Среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо. Несмотря на шквал критики и осуждения, она не свернула с выбранного пути.


"Молодая девушка перед зеркалом", 1875.


"У колыбели", 1872.

И время расставило все по своим местам - она стала одной из самых выдающихся художниц XIX века, первой женщиной-импрессионистом, которой удалось почти невозможное: оставаясь верной своим убеждениям успешно сочетать карьеру, дружбу и семью (Берта была женой Эжена Мане, брата Эдуарда Мане, который нередко писал с нее портреты).

Мария Башкирцева


Мария Башкирцева, 1878 год. © Wikipedia

Несмотря на то, что жизнь Марии закончилась очень рано - в 25 лет она умерла от туберкулеза - художница оставила после себя немалое наследие. Это и ее правдивые картины, написанные под влиянием филантропической деятельности, которые теперь украшают стены Лувра и Русского музея, и ее дневник, впоследствии повлиявший на творчество великой Марины Цветаевой.


"Дождевой зонтик", 1883.

Башкирцева вела его с 12 лет и до самой смерти в 1884 году, изливая на бумагу свои феминистические взгляды, считавшиеся в те годы радикальными.

Джорджия О'Киф


Джорджия О'Кифф, 1918 год. © Альфред Стиглиц

Муж Джорджии, фотограф и галерист Альфред Стиглиц, называл ее первой женщиной американского модернизма. В 2014 году ее картина "Дурман" поставила ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. На торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке эта работа ушла с молотка за 44,4 миллиона долларов.


"Дурман", 1932.

Самая популярная тема творчества Джорджии - цветы. Критики нередко связывали образы в ее произведениях с сексуальными символами, анализируя картины художницы в духе фрейдизма. Сама О'Киф всегда отрицала подобного рода интерпретации, утверждая, что ее флора выражает чувственность, тонкую сущность природы и мироздания. Кстати, женщина ненавидела цветы и отмечала, что рисует их только потому, что они не двигаются и стоят намного дешевле живых моделей.

Лаура Найт


Лаура Найт в 1910 году. © npgprints.com

Лаура была первой девушкой, которую в 13 лет приняли в Ноттингемскую школу искусств, первой из женщин-художниц, получившей Орден Британской империи, первой из женщин стала членом британской Королевской Академии, первой объединила в своих работах гравюру, ксилографию, литографию, первой начала раскрашивать ювелирные изделия и писать эмалью на доске. А еще стала первой, кто осмелился написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной моделью, что спровоцировало скандал в обществе.


"Балерина", 1930.

Ее художественное наследие очень велико - за свою жизнь (она умерла в 1970 году в возрасте 92 лет) Найт написала около 250 картин и выпустила две книги - автобиографии "Живопись и грим" и "Магия линии".

Фрида Кало


"Автопортрет в бархатном платье", 1926.

Фрида - одна из самых популярных художниц, чье имя сегодня знают и не увлеченные живописью люди. На ее творчество в большей степени повлияли два события, которые она сама называла "главными катастрофами" своей жизни. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу - поврежденный позвоночник, тройной перелом таза, 11 переломов костей, 34 операции, годы в гипсе, острая боль на всю жизнь... От отчаяния девушку спасли поразительная сила духа и живопись. Всю боль, надежду, все свои душевные переломы Фрида воплотила на полотне, в своих автопортретах.


"Раненный олень", 1946.

Вторая из двух катастроф мексиканской художницы - Диего Ривера, живописец и ее супруг. Их страстной, глубокой любви сопутствовали бурные ссоры и многочисленные измены Диего, за которые он никогда не извинялся.


Диего Ривьера и Фрида Кало в Торонто в 1938 году. © Nickolas Muray Photo Archives

Но своей боли художница никогда не показывал: она громко хохотала, пила текилу, курила, носила цветы в волосах, любила мужчин и женщин, шутила над собой и над другими. Невероятное жизнелюбие Фриды творило чудеса: рядом с искалеченной женщиной царила атмосфера счастья и радости. Символично, что за неделю до смерти Фрида написала картину "Да здравствует жизнь".

Маргарет Кин


Маргарет Кин на фоне собственных работ. © Robert Gumpert/Guardian

В 60-е годы фамилия Кин прогремела в мире искусства. Только не Маргарет, а Уолтера Кина - супруга художницы, под чьим авторством продавались ею написанные картины, потому что общество предвзято относилось к "дамскому искусству". Когда женщина решила уйти от мужа, Уолтер пригрозил ей: если она расскажет правду, он убьет ее дочь от первого брака и ее саму. Переехав в другой город, Маргарет молчала, пока бывший супруг продолжал выдавать себя за автора "big eyes" и получать немалую прибыль от продажи миллионных тиражей открыток и репродукций. Так продолжалось до 1970 года, когда художница, наконец. решилась рассказать общественности правду. Уолтер стал все опровергать, и тогда женщина подала на него в суд.


"Большие глаза", 1963.

Судья сделал просто: обоих он попросил написать соответствующий портрет. Уолтер сослался на боль в руке и отказался, зато Маргарет потребовалось всего 53 минуты, чтобы выполнить требование. Суд постановил выплатить художнице 4 миллиона долларов компенсации, но назначенную компенсацию она так и не получила. "Мне не нужны деньги, - она сказала. - Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими".

Юстина Копанья


"Дождь".

Обладая невероятным мастерством, эта современная польская художница умеет сохранять прозрачность, легкость и плавность линий в своих экспрессивных, размашистых работах.


"Туман", 2013.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд, настолько они притягивают к себе, заставляют ощутить не просто оптическое, но тактильное прикосновение.

Нурлыайым Нурсаин

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная