counter.yadro.ru
МИКС
07 марта 2017 16:24

От обнаженной натуры до жестокой расправы

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ангелика Кауфман. "Надежда". Ангелика Кауфман. "Надежда".

Женщины были образованными всегда. Но раньше то, что мы сейчас называем высшим образованием, могли позволить себе только 3-5 процентов. Аристократки играли в свое искусство, а профессиональными художницами чаще всего становились дочери живописцев.


Женщины были образованными всегда. Но раньше то, что мы сейчас называем высшим образованием, могли позволить себе только 3-5 процентов. Аристократки играли в свое искусство, а профессиональными художницами чаще всего становились дочери живописцев.

Несчастная Фрида, скандальная Марина, упорная Ангелика - каждая из этих женщин оставила свой, невероятно яркий след в истории искусства и мировой живописи. Они раздражали и восхищали, вдохновенно творили и впадали в отчаяние, их биографии волнуют, а их работы - обязательны к ознакомлению. В преддверии международного женского дня TengriMIX рассказывает вам о талантливых художницах, о которых почему-то говорят очень редко.

Софонисба Ангиссола


"Автопортрет у мольберта", 1556.

Она была таким хорошим живописцем, что долгое время являлась придворным портретистом испанской королевской семьи в XVI веке. Хотелось бы поделиться удивительной историей любви Софонисбы: овдовев после 40 лет (что в те годы считалось концом жизни, не говоря уже о женском счастье), она, возвращаясь в Италию, познакомилась с капитаном корабля Горацио Ломеллино, который был ее моложе на 15 лет. Они влюбились друг в друга без памяти, поженились и прожили вместе 46 лет до самой ее смерти.


"Инфанта Каталина Микаэла (дама в горностае)", 1578.

Горацио поставил на ее могиле памятник с надписью: "Софонисбе, моей супруге, причисляемой к знаменитейшим женщинам мира, выдающейся в создании портретов... Горацио Ломеллино, исполненный горя от потери великой любви, посвящает эту скромную дань столь великой женщине".

Артемизия Джентилески


"Автопортрет в виде аллегории Живописи", 1630.

Первая представительница прекрасного пола, которую приняли в престижную Академию изящных искусств во Флоренции, Артемизия Джентилески доказывала способность и право женщины быть художником уже в XVII веке. В юности девушка пережила тяжелую ситуацию насилия, а после - унизительное судебное разбирательство, продлившееся 7 месяцев. С возникшей травмой Артемизия боролась с помощью творчества.


"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", 1620-21.

Ее самое знаменитое полотно - "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" - наиболее ярко выражает переживания художницы. На картине изображена вдова Юдифь, расправляющаяся с врагом, полководцем армии Навуходоносора Олоферном.

Ангелика Кауфман


"Автопортрет", 1787.

Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине - Ангелике Кауфман. Эта немецкая художница очень рано обрела славу, что особенно удивляет, ведь она жила в XVII веке. Вышедшая из небогатой семьи и не получившая систематического образования, Кауфман добилась успеха лишь благодаря упорному труду - она научилась рисовать, копируя произведения великих мастеров.


"Портрет Фердинанда IV, короля Неаполя и обеих Сицилий с семьей", 1783.

Уже в 21 год она стала первой женщиной, избранной членом флорентийской Академии Художеств, а чуть позже и членом Академии святого Луки. О ее признании говорит и тот факт, что многие из известных современников художницы восхищались ее талантом и красотой. Среди них Гете, Винкельман, Державин и многие другие.

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен


"Автопортрет с дочерью Жюли", 1786.

Французская портретистка была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрен написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала приближенной художницей королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов.


"Портрет Анны Ивановны Толстой", 1774.

Берта Моризо


"Портрет Берты Моризо", Эдуар Мане, 1873.

В середине апреля 1874 года в ателье фотографа Надара открылась выставка, буквально взорвавшая художественную жизнь Парижа. 30 молодых художников выставили 165 работ, разительно отличавшихся от тех, к которым привыкли ценители живописи. Среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо. Несмотря на шквал критики и осуждения, она не свернула с выбранного пути.


"Молодая девушка перед зеркалом", 1875.


"У колыбели", 1872.

И время расставило все по своим местам - она стала одной из самых выдающихся художниц XIX века, первой женщиной-импрессионистом, которой удалось почти невозможное: оставаясь верной своим убеждениям успешно сочетать карьеру, дружбу и семью (Берта была женой Эжена Мане, брата Эдуарда Мане, который нередко писал с нее портреты).

Мария Башкирцева


Мария Башкирцева, 1878 год. © Wikipedia

Несмотря на то, что жизнь Марии закончилась очень рано - в 25 лет она умерла от туберкулеза - художница оставила после себя немалое наследие. Это и ее правдивые картины, написанные под влиянием филантропической деятельности, которые теперь украшают стены Лувра и Русского музея, и ее дневник, впоследствии повлиявший на творчество великой Марины Цветаевой.


"Дождевой зонтик", 1883.

Башкирцева вела его с 12 лет и до самой смерти в 1884 году, изливая на бумагу свои феминистические взгляды, считавшиеся в те годы радикальными.

Джорджия О'Киф


Джорджия О'Кифф, 1918 год. © Альфред Стиглиц

Муж Джорджии, фотограф и галерист Альфред Стиглиц, называл ее первой женщиной американского модернизма. В 2014 году ее картина "Дурман" поставила ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. На торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке эта работа ушла с молотка за 44,4 миллиона долларов.


"Дурман", 1932.

Самая популярная тема творчества Джорджии - цветы. Критики нередко связывали образы в ее произведениях с сексуальными символами, анализируя картины художницы в духе фрейдизма. Сама О'Киф всегда отрицала подобного рода интерпретации, утверждая, что ее флора выражает чувственность, тонкую сущность природы и мироздания. Кстати, женщина ненавидела цветы и отмечала, что рисует их только потому, что они не двигаются и стоят намного дешевле живых моделей.

Лаура Найт


Лаура Найт в 1910 году. © npgprints.com

Лаура была первой девушкой, которую в 13 лет приняли в Ноттингемскую школу искусств, первой из женщин-художниц, получившей Орден Британской империи, первой из женщин стала членом британской Королевской Академии, первой объединила в своих работах гравюру, ксилографию, литографию, первой начала раскрашивать ювелирные изделия и писать эмалью на доске. А еще стала первой, кто осмелился написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной моделью, что спровоцировало скандал в обществе.


"Балерина", 1930.

Ее художественное наследие очень велико - за свою жизнь (она умерла в 1970 году в возрасте 92 лет) Найт написала около 250 картин и выпустила две книги - автобиографии "Живопись и грим" и "Магия линии".

Фрида Кало


"Автопортрет в бархатном платье", 1926.

Фрида - одна из самых популярных художниц, чье имя сегодня знают и не увлеченные живописью люди. На ее творчество в большей степени повлияли два события, которые она сама называла "главными катастрофами" своей жизни. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу - поврежденный позвоночник, тройной перелом таза, 11 переломов костей, 34 операции, годы в гипсе, острая боль на всю жизнь... От отчаяния девушку спасли поразительная сила духа и живопись. Всю боль, надежду, все свои душевные переломы Фрида воплотила на полотне, в своих автопортретах.


"Раненный олень", 1946.

Вторая из двух катастроф мексиканской художницы - Диего Ривера, живописец и ее супруг. Их страстной, глубокой любви сопутствовали бурные ссоры и многочисленные измены Диего, за которые он никогда не извинялся.


Диего Ривьера и Фрида Кало в Торонто в 1938 году. © Nickolas Muray Photo Archives

Но своей боли художница никогда не показывал: она громко хохотала, пила текилу, курила, носила цветы в волосах, любила мужчин и женщин, шутила над собой и над другими. Невероятное жизнелюбие Фриды творило чудеса: рядом с искалеченной женщиной царила атмосфера счастья и радости. Символично, что за неделю до смерти Фрида написала картину "Да здравствует жизнь".

Маргарет Кин


Маргарет Кин на фоне собственных работ. © Robert Gumpert/Guardian

В 60-е годы фамилия Кин прогремела в мире искусства. Только не Маргарет, а Уолтера Кина - супруга художницы, под чьим авторством продавались ею написанные картины, потому что общество предвзято относилось к "дамскому искусству". Когда женщина решила уйти от мужа, Уолтер пригрозил ей: если она расскажет правду, он убьет ее дочь от первого брака и ее саму. Переехав в другой город, Маргарет молчала, пока бывший супруг продолжал выдавать себя за автора "big eyes" и получать немалую прибыль от продажи миллионных тиражей открыток и репродукций. Так продолжалось до 1970 года, когда художница, наконец. решилась рассказать общественности правду. Уолтер стал все опровергать, и тогда женщина подала на него в суд.


"Большие глаза", 1963.

Судья сделал просто: обоих он попросил написать соответствующий портрет. Уолтер сослался на боль в руке и отказался, зато Маргарет потребовалось всего 53 минуты, чтобы выполнить требование. Суд постановил выплатить художнице 4 миллиона долларов компенсации, но назначенную компенсацию она так и не получила. "Мне не нужны деньги, - она сказала. - Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими".

Юстина Копанья


"Дождь".

Обладая невероятным мастерством, эта современная польская художница умеет сохранять прозрачность, легкость и плавность линий в своих экспрессивных, размашистых работах.


"Туман", 2013.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд, настолько они притягивают к себе, заставляют ощутить не просто оптическое, но тактильное прикосновение.

Нурлыайым Нурсаин

Читайте также