МИКС
01 сентября 2017 | 11:00

Первые школы Казахстана

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

© el.kz

Культура и образование - вот основа развития общества. Сегодня, в День знаний, TengriMIX предлагает вам узнать о первых очагах просвещения в казахской степи.


Культура и образование - вот основа развития общества. Сегодня, в День знаний, TengriMIX предлагает вам узнать о первых очагах просвещения в казахской степи.

Казахский правитель Жангир хан, сын Букей хана и правнук хана Абулхаира, в годы своего правления обдумывал возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу, она должна была готовить детей к поступлению в российские учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. До самой смерти в 1845 году хан содержал школу за счет своих доходов и сам экзаменовал обучавшихся. По существу, он же был и первым учителем школы.


© alauinform.com

Реклама
Реклама

В начале XIX века в Омске функционировал Сибирский кадетский корпус, созданный на базе казачьего войскового училища. В числе первых кадетов был Чокан Валиханов. Существовала школа для казахских детей и при Оренбургской пограничной комиссии. В этой школе учился казахский просветитель Ибрай Алтынсарин.

Кстати, последний был первым казахом, который в 1861 году получил назначение на должность учителя Тургайской школы. Воодушевленный этим событием и своими просветительскими идеями, Алтынсарин разъезжал по аулам, разъяснял значение светского образования и находил немалую поддержку у народа. Собрав у местного населения средства и вложив собственные сбережения, Ибрай приступил к строительству здания школы. Ее торжественное открытие состоялось в январе 1864 года. В казахской степи школу называли "Қара шаңырақ", "первой ласточкой". Свое знаменитое стихотворение "Кел, балалар, оқылық!" Алтынсарин написал именно по этому поводу.


© gdb.rferl.org

Уже будучи инспектором народных школ Тургайской области, Алтынсарин также решил вопрос о переводе Троицкой школы, которая была на грани закрытия, в областной центр - Кустанай. Под школу решено было строить каменное здание. Строительство начали в 1882 году, а в 1884 - Троицкая русско-казахская школа была переведена в Кустанай и стала называться "Кустанайское двухклассное русско-казахское училище".

Спустя пару лет, в 1887 году, опять-таки благодаря инициативе Алтынсарина, в Иргизе открылось первое женское училище, где обучалось 15 девочек-казашек. В последующие годы женские училища с интернатами стали функционировать в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбе. Во всех этих учреждениях обучались 211 девушек, из них 70 казашек.

Но вернемся немного назад. В 1860-х годах начали открываться прогимназии; появлялись частные школы и училища, воскресные школы, а в крупных и средних селениях - школы низшей ступени. Тогда ограничиваться обучением детей в светских школах русскому и казахскому языку было нецелесообразно. К примеру, в Туркестанском генерал-губернаторстве, помимо южных областей Казахстана (Сыр-Дарьинская и Семиреченская области), были включены территории современных Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Кыргызстана, отчего в регионе проживали различные национальности исламского вероисповедания. Было необходимо создать такой тип школы, который соединил бы в себе русскую школу и мусульманский мектеб с изучением предметов на языке национального большинства учащихся. Это могли быть школы с обучением на казахском, узбекском, кыргызском, уйгурском и других языках.


© foto.kg

Первая школа нового типа была открыта в декабре 1884 года в Ташкенте (с 1867 года город являлся центром Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства). Преподавали в ней русский язык и мусульманскую письменность. Открытие таких учебных заведений предварял опыт ранее существовавших школ аналогичного типа в Сыр-Дарьинской области. Так, такая школа была открыта в 1870 году в Самарканде, а в 1873 году в Чимкенте. Позднее они стали именоваться русско-туземными школами. В туземных классах поначалу не было программ и учебников, поэтому учителя вели занятия по программе мектебов.

В 1913 году число подобных школ в Туркестанском крае увеличилось до 167, общий контингент учащихся составил здесь 7 328 человек. В качестве учебников и учебных пособий были приняты "Книга для чтения", "Главные правила русского правописания" и учебники арифметики, разработанные известным туркестанским педагогом Граменицким. В Казахстане в русско-казахских школах использовались такие учебники и учебные пособия, как "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку" Алтынсарина, его же "Киргизская хрестоматия", "Сборник арифметических задач" Арженникова. При всех своих недостатках эти школы объективно имели прогрессивное значение: они знакомили определенную часть населения с русским языком, а через него и с иной культурой.


© el.kz

В Казахстане также функционировали школы иных конфессий, например, церковно-приходские и еврейские школы. Последние находились в сложном положении. Они подвергались различным притеснениям со стороны царской администрации, находясь зачастую на полулегальном положении. Эти школы были малочисленны. Конечно же, небольшое количество этих учебных заведений определялось, в первую очередь, малочисленностью еврейского населения, проживающего в регионе. Преподавали в них древнееврейский и русский языки.

В 1901 году Министерство народного просвещения решило реформировать так называемые хедеры - начальные еврейские школы. Содержатели этих школ обязаны были преподавать в них русский язык и арифметику. А те, кто решился открыть подобную школу, должен был иметь образовательный ценз.

Так как территорию Казахстана населяли разные диаспоры, среди них выделялись лидеры. К примеру, по инициативе татар в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Строились и открывались медресе и мечети, светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой - Ташкенте, Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция. Так, в 1873 году была открыта первая татарская школа при мечети в Ташкенте. С 1895 года действовало второе татарское мужское приходское училище. В нем имелось 40 учеников, занятия вел только один преподаватель. Училище содержалось за счет платы с учеников.

В 1898 году была открыта первая частная татарская школа грамоты для девочек. В ней также имелось 40 учениц с преподавательницей татаркой. Училище также существовало за счет платы за обучение. А в 1901 году открылась вторая частная женская татарская школа грамоты.

Заметным явлением было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Помимо местных мулл-"учителей", обучением детей грамоте и правилам религии занимались татарские и башкирские муллы.


© posredi.ru

Путь становления учебных заведений в Казахстане был непрост. Нам нужно ценить труды наших предков, которые заложили основы образования, и не просто держать марку, а идти вперед.

По материалам: bibliotekar.kz, vestnik-kafu.info, allib.org

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама